Зизак Оксана Васильевна
Ведущий методист Центральной детской библиотеки имени журнала «Смена»
муниципальное бюджетное учреждение культуры. Централизованная библиотечная система
город Новый Уренгой
Краткое описание проекта
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений.
В России при неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Поэтому наша задача помочь детям стать добрее, милосерднее, отзывчивее, тактичнее. В этом нам может помочь наше драгоценное достояние - культура и вера.
Церковь является для народа в действительности центром духовности и культурной жизни, здесь с рождения прививают человеку гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности.
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в воспитании. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Российское общество крайне нуждается в широко образованных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности. Учитывая все эти приоритеты, наша задача как библиотекарей, разрабатывать сценарии, планировать мероприятия, составлять планы и проводить познавательные, интеллектуальные, развивающие, духовно-нравственные занятия с подрастающим поколением.
Поэтому в библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системы уже не первый год ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию российского православия.
Ежегодно в библиотеках проходят мероприятия о православии и христианстве совместно с служителями православных храмов, среди них Рождественские праздники, мероприятия посвященные русским святым, также отмечаются в библиотеках православные памятные даты. В Центральной детской библиотеке имени журнала «Смена» 28 июля в День Крещения Руси прошло мероприятие «Как была крещена Русь». В ходе которого ребята узнали об истории Крещения Руси, о том, что издревле Русь была языческой, каким богам поклонялись славяне, и как князь Владимир пробовал реформировать языческую религию, в конце мероприятия у ребят возникли вопросы, на которые священнослужитель интересно и доходчиво ответил.
В библиотеках большим спросом пользуются книжные выставки-обзоры. Здесь могут найти своего читателя книги для разной возрастной категории. Большим спросом у наших читателей пользуются следующие книги на православную тематику: «АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ» Юрия Чибрякова, которая повествует о жизни выдающегося русского святого XX века, хирурга Луки Войно-Ясенецкого, «АВТОСТОПОМ К БОГУ» Владимира Григорьева - мелодрама из жизни современных людей, дочери и матери, которые вынуждены отправиться в далекий путь, полагаясь на доброту первых встречных и милость Божью; «Полианна» Портер Э. – удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре – игре в радость и другие книги.
«Все возвращается на круги своя», - сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось стране, мы уверены: Россия оправилась от потрясений, воспряла духом, и порукой тому являлась и является сегодняшняя вера и культура.
Введение
Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.
Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.
Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.
Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.
Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции — научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры — формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди.
Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве без духовности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства.
Поэтому духовное развитие не теряет своей актуальности в нашу эпоху. Все мы – педагоги, родители, библиотекари, воспитатели – стараемся помочь детям стать добрее, милосерднее, отзывчивее, тактичнее. Для этого мы проводим мероприятия, участвуем в проектах, проводим обзоры книг, советуем и направляем. Православная вера и русская культура имеет большое значение в формировании духовных ценностей. Наша православная вера и русская культура уже давно заняли в мире достойное место. Это культура и вера народа с открытым и большим сердцем. Вера духовно воспитывает нас, готовит к вечной жизни, смирению и благочестию, учит заботиться о бессмертной душе. Любое Священное Писание – это и источник житейской мудрости. На протяжении жизни мы вступаем в брак, воспитываем детей, заботимся о родителях. Иногда сталкиваемся с обманом, предательством, завистью и не знаем, как справиться с этим. В Библии можно найти ответы практически на все вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Культура, как и вера, входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она, как и вера, на протяжении многих столетий вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное, что есть в человеке и стала зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе. Культура и в ласковых словах материнской колыбельной, в пестушках, в потешках и прибаутках. Культура, как и вера, не только рядом и вокруг – она и внутри нас. Она в наших именах, песнях, сказках, легендах и преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх, в наших любимых книгах, фильмах, картинах…
Культура и вера – наше драгоценное достояние. Они объединяют и сближают нас и в то же время отличают от остального мира. Каждый из нас принадлежит своему времени. Именно через современность, которая как очевидно не стоит на месте, а мгновение за мгновением продвигается в будущее, немедленно оказывающееся нашим настоящим, мы соприкасаемся с историей как с уходящей в прошлое цепью взаимосвязанных событий, поколений и эпох.
Духовные ценности и современная культура
Наше современное общество опирается более чем на тысячелетнюю преемственную историю России. Это позволило, накопить огромный социальный опыт и создать колоссальные духовные и материальные ценности. Именно они питают сегодня наши силы, как общество мы сильны и духовно развиты. Каждый из нас принадлежит своей культуре. Если суть истории состоит в изменчивости, то культуру отличает высокая степень постоянства. Прибегая к аналогиям, культуру можно сравнить с генетическим кодом общества, определяющим его целостность, идентичность, способность к само воспроизводству и развитию.
Культура – это именно то, что отличает человеческое сообщество от сообществ любых других известных на живых существ. Культуру можно назвать второй искусственной природой человека. Ведь она образует среду обитания и общения, необходимую каждому человеку и любому сообществу людей. Человеческие культуры очень разнообразны, они активно влияют друг на друга и далеко не всегда уживаются между собой. Именно поэтому лишь часть ранее возникших культур сохранилась до наших дней. Наиболее жизнеспособными оказались «открытые» культуры, которые отличаются способностью к развитию, изменению, и взаимодействию с другими культурами. Для XX столетия все более активным становится межкультурное взаимодействие, которое способствует общечеловеческой культурной общности, многообразности и динамичности, изменяющегося открытого общества с «открытой» культурой. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Существуют также культурные традиции и культурные ценности.
Культурные традиции – элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются на протяжении жизни многих поколений. Традиционными в культуре могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды, которые каждый народ, каждая национальность имеет свои, не похожие на другие и передающиеся из поколения поколению.
Культурных ценностей больше проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.
Русская духовная культура всегда была связана с литературой, в этом и заключается самобытная мощь нашей культуры… Общество существует и развиваться, лишь, когда оно имеет возможность, сохранить наследие предшествующему поколению. У нашего общества есть возможность пользоваться благами, созданными до нас. Материальная культура дала нашему обществу своего рода фундамент для новых изобретений. Существует также и наследие духовное. Идеалы общества и нравственные ценности, всегда направляли наш народ по историческому пути, являясь в основе фундаментальными и основополагающими ориентирами. Сложно себе представить, что было бы без этих ориентиров с нашим обществом, государством и русской культурой. Письменность является основным средством сохранения духовной культуры. Благодаря святым Солунским братьям Кириллу и Мефодию и зародилась письменность на Руси, а основу духовной культуры заложило Евангелие в христианстве и православии.
Основным ключом творчества наших писателей, литераторов являются духовные традиции, живущие в народе и в литературе, во все времена. К нравственному идеалу призывало литературное творчество наших классиков и лучших писателей ХХ века.
Как же важно запоминать, ценить нравственные идеалы, ведь без них не может бить ни жизни, ни человечества. Несмотря на все современное книжное изобилие, мы все - таки страдаем от нехватки произведений, рассказывающих о великих христианских подвижниках. Именно святые задавали пример жизни и деятельности, они являлись ориентирами русскому человеку в духовной жизни. Необходимо обращаться в литературе к теме святости, ведь современному обществу необходимы книги, литература о святых прошлого, такие издания, такие герои особенно впечатлят читателей, и возможно вдохновят на доброе, святое и очень чистое. Необходимо создавать образ современного человека, с его проблемами, со страданиями, страстями, и грехами, чтоб читателю, захотелось повторить, прожить жизнь такого героя. И тогда современная художественная литература, развивая замечательные традиции русской классической литературы, поможет нашему народу любоваться образом святого человека.
Церковь является для народа в действительность центром духовности и культурной жизни, здесь с рождения прививают человеку гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности. Несмотря на то, что культура российского народов сильно переплетается, традиционные устои уже размыты, а этнические и националистические чувства зачастую обострены, современная общественная жизнь стала все больше осмыслять духовные основы жизни. Церковь способна успокоить и навести порядок в мировоззрении и мироощущении людей. Священнослужители помогают раскрыть своим прихожанам внутреннюю духовную силу, помогают решить свои проблемы разного рода происхождения. Побеседовав со священником, человеку становится легче жить, воспринимать этот мир, видеть в людях лучшее, заботиться и любить близких своих. Лишь знания духовного мира дают человечеству возможность иметь душевное спокойствие, самодостаточность.
Религиозная культура всегда была и будет основой нашей литературы, архитектуры, а также основой счастливой жизни людей. Когда рассматриваешь любое происходящее событие в мире под углом зрения духовности, понимаешь и осознаешь, какие ценности приоритетны, а какие имеют лишь временный характер, характер навеянный, пришедшей модой современной жизни.
Многие люди, прожив большую часть своей жизни, так и не осознав истиной духовности, лишь на склоне лет вдруг понимают и открывают свою душу богу, посещают церкви, монастыри и храмы, и очищают свою душу, находят в этом исцеление и покой. Вот почему для людей так важно, в любой день, любую минуту иметь возможность посетить Храм – дом, где осуществляется нравственное становление личности и её духовный рост.
Роль библиотек в духовном воспитании детей
Библиотеки хранят культурное достояние нашей страны, которое способствуют развитию в человеке культуры общения, нравственных устоев, и прививают духовно-нравственные ценности обществу. В частности детские библиотеки, все больше проводят массовые мероприятия, направленные на развитие нравственного воспитания подрастающего поколения. Особую роль в процессе воспитания морально-нравственных качеств личности ребенка имеет приобщение его к отечественной и мировой духовной культуре в процессе литературного образования. Читаемые детьми художественные произведения, заключают в себе национальные традиции, помогают сохранению преемственности поколений, через систему образов показывают все богатство нравственного мира людей, в том числе и их любовь к Родине.
Старшеклассники более осмысленно и целенаправленно ставят перед собой определенные жизненные цели, самостоятельно выбирая способы их реализации. В этом возрасте особенно ярко проявляются стремление разобраться в сущности нравственных категорий и понятий, найти в них собственный смысл. В литературных произведениях внутренний мир персонажей открыт для читателя благодаря автору. Анализируя прочитанное библиотекарь вместе с детьми, помогает разобраться в поступках героев, объясняет причину того или иного решения, помогает вынести нравственную оценку поступку героя и дать ей обоснование. Данные мероприятия учат детей оценивать других и критично относиться к себе. Мероприятия, направленные воспитанию и прививанию нравственности в детях, помогают им быть более открытыми, бескорыстными по отношению к окружающим людям, помогают находить друзей, делают их жизнь интересной и увлекательной. Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в воспитании. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Российское общество крайне нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности. Учитывая все эти приоритеты, наша задача как библиотекарей, разрабатывать сценарии, планировать мероприятия, составлять планы и проводить познавательные, интеллектуальные, развивающие, духовно-нравственные занятия с подрастающим поколением. Сегодня уже нет того, что навязывалось раньше, но и нового мало создано. Нравственные ценности пересмотрены, а порой и забыты. К сожалению, тех знаний, что получают сегодня дети в традиционном образовании, слишком мало, для того, чтоб духовно возродить наше общество.
Все же основную роль в воспитании подрастающего поколения играет семья, именно здесь закладываются основные качества, идеалы и ценности, здесь ребенок получает свои первые азы жизни. Формирование устойчивого идеала может происходить только на примерах, которые прошли проверку временем и историей, получили адекватную поддержку семейным воспитанием. В своей семье дети приобретают уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребенок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Семьей, школой, обществом, религией за долгие годы выработан национальный идеал, составляющий в себе основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, национально-духовная традиционность. На сегодняшний день существуют следующие формы работы с детьми, для воспитания морали и нравственности. Самой известной и популярной является сказание, прочтение сказок, ведь именно в них заложена многовековая народная мудрость, говорится о законах и правилах жизни в человеческом обществе. В сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья. Дети проживают сказку, поставив себя на место героя. Нельзя представить себе духовно- нравственное воспитание без нашего великого искусства, без музыки, живописи, поэзии.
Роль новоуренгойских библиотек в формировании традиционных духовных ценностей
Задача нашего поколения сохранить и передать все самое лучшее из культуры и православных традиций подрастающему поколению. Поэтому в библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системы уже не первый год ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию российского православия.
Ежегодно в библиотеках проходят Рождественские праздники. В этом году очень интересно прошел литературно-православный праздник «Встречаем Рождество». Нас порадовал тот факт, что на данное мероприятие решили прийти 23 семьи. В начале праздника гостям было показано видео о рождение Иисуса Христа и о традициях встречи этого значимого для всех христиан праздника, после видео показа последовала интересная беседа о традициях встречи этого праздника в приглашенных семьях. Из этой беседы не только гости, но и библиотекари подчерпнули для себя очень много нового и интересного. Закончилось мероприятие традиционным чаепитием и литературно-рождественской викториной для взрослых на рождественскую тематику.
В библиотеках часто проходят мероприятия и о величайших русских святых, так одним из ярких мероприятий был час православия «Древнерусский подвижник – Сергей Радонежский». Цель мероприятия – православное воспитание подростков на примере жизни преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Мероприятие было приурочено к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Урок сопровождался рассказом и видео показом жизненного пути Сергия Радонежского, его служению народу и православной церкви. Данное мероприятие заметно расширило знание подростков о великом русском сподвижнике. В ходе урока ребята, по их высказываниям, впервые узнали, что на победу в Куликовской битве Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский, вселил в него Веру и Правду; что чудотворец помог народу победить его страх от ханских завоевателей, вселив в его уверенность, что защита родной земли – дело святое.
Очень часто мы приглашаем служителей православных храмов. Так прошло заседание Городского интеллектуального клуба «Жить ради временного или ради вечного». На заседании шёл разговор о том, что надо относиться к людям так, как мы хотим, чтобы они относились к нам, что надо соблюдать общечеловеческие нормы морали. Присутствующий на заседании клуба священник православного храма Преподобного Серафима Саровского отец Владислав рассказал о жизненном пути небесного покровителя храма – о Серафиме Саровском и призвал православную молодёжь следовать православным заповедям.
Нельзя не отметить яркое, красочное мероприятие «Как на Масленой неделе…». Мероприятие проходило в форме фольклорных посиделок. Гостей встречали ведущие и боярыня Масленица, одетые в народные костюмы. Участники вспомнили историю праздника, играли в зимние игры, водили хороводы вокруг Масленицы, общались, делились рецептами семейной кухни. Были организованы конкурсы на лучшие песни, прощальные стихи для Масленицы. Используя различные рецепты приготовления блинов, семьи соревновались между собой – «Чей блин краше, да как солнце глаже!». Блины были приготовлены и большие (до в диаметре 40 см), и самые маленькие (до 2 см). За чашкой чая семьи отведали их и обменялись рецептами приготовления блинов.
На весенний праздник в память воскресения Христа – Пасху (Светлое Христово Воскресение). В библиотеках большим спросом пользуются книжные выставки-обзоры. Здесь могут найти своего читателя книги для разной возрастной категории.
Особой популярностью пользуются следующие книги:
|
Игумен Петр (Бирюков).Основы христианской нравственности. - Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2007. - 143 с. |
Тема книги игумена Петра - христианская нравственность - актуальна всегда: во все времена и эпохи. Изложение материала простое и доступное, рассчитано на широкий круг читателей.
|
Киноповести для семейного чтения. Выпуск 3. АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ. АНТИ-ФА. АВТОСТОПОМ К БОГУ. - М.: Издательство храма Святой Мученицы Татианы, 2009. - 192 с., с илл. |
В третий сборник серии «Киноповести для семейного чтения» вошли сценарии-победители 3 конкурса «Вера, Надежда, Любовь».
«АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ» Юрия Чибрякова повествует о жизни выдающегося русского святого XX века, хирурга Луки Войно-Ясенецкого.
«АНТИ-ФА» Галины Леонтьевой и Анны Графковой посвящен остросовременной проблеме - распространению в России националистических молодежных группировок, где под видом борьбы за справедливость живет жажда власти и насилия. Братья-близнецы по-разному ищут пути к истине и находят ее в Православии, у часовни преподобного Серафима Вырицкого.
«АВТОСТОПОМ К БОГУ» Владимира Григорьева - мелодрама из жизни современных людей, дочери и матери, которые вынуждены отправиться в далекий путь, полагаясь на доброту первых встречных и милость Божью.
|
Калинина Г. Отцы и дети сегодня : папам на заметку. — М.: Лепта Книга, 2009. — 96 с. (В помощь родителям) |
В чем заключается роль и служение отца? Каким должен быть хороший отец и как правильно любить своего сына или дочь? В понимании современного общества деятельность отца сводится, как правило, исключительно к бытовым вещам. Между тем православное вероучение предлагает нам опыт построения правильных иерархических отношений в семье. Автор брошюры, обратившись к христианской традиции восприятия отца и его роли, пытается выявить основные проблемы отцовства, возникшие в наше время, и пути их разрешения.
|
Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. О воспитании детей/ епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. -125, [3] с. |
Иерарх Русской Православной Церкви, преосвященный Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837 - 1904), был замечательным духовным писателем. Особое внимание в своих трудах он уделял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. В поучениях, опубликованных в этом сборнике, епископ Ириней рассматривает вопросы развития у детей добродетелей и искоренения пороков. Труды владыки, его мудрые мысли и советы, несмотря на свою давность, актуальны и поныне.
|
Светлое Христово Воскресение: Книга для чтения в школе и дома / Сост. С. М. Шестакова. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 224с.: ил. — (Православные праздники детям). |
Новую серию «Православные праздники детям» открывает книга о Светлом Христовом Воскресении — сборник стихов и прозаических произведений русских писателей Х1Х-ХХ1 веков. Книга состоит из четырех частей: первая часть посвящена светлым образам весенней природы; вторая — времени Великого поста; третья, центральная, — празднику Пасхи; в четвертой собраны весенние легенды и сказки.
Знакомство с лучшими образцами художественного слова поможет не только глубже понять смысл церковных праздников, но и заложить у детей основы христианских добродетелей: веры, надежды и любви, милосердия и мужества, отзывчивости и честности.
|
Энциклопедия воспитания маленького христианина./ Архиепископ Евсевий (Орлинский).— М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ (Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2011.-368 с. |
В книге архиепископа Евсевия Могилевского всесторонне рассматривается такое важное и многотрудное дело, как воспитание ребенка, дается множество практических полезных рекомендаций. Книга поможет в деле воспитания и родителям, и воспитателям, и педагогам, расскажет о принципах, которыми должен руководствоваться православный воспитатель, предостережет от пагубных ошибок.
|
Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1. — М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011 |
Притчи — это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.
Монах Варнава (Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.
28 июля в нашей стране отмечается памятная дата – День Крещения Руси. «Как была крещена Русь» так называлось мероприятие, которое прошло в Центральной детской библиотеке имени журнала «Смена», в ходе которого ребята узнали об истории Крещения Руси, о том, что издревле Русь была языческой, каким богам поклонялись славяне, и как князь Владимир пробовал реформировать языческую религию. Присутствующие просмотрели отрывок видеофильма о крещении князя Владимира и его дружины византийскими священниками в 988 году; послушали православные песнопения. После знакомства с книжно-иллюстрированной выставкой «Русь православная» у детей возникли вопросы к библиотекарям следующего содержания: Кто такой Иисус Христос?; Можно ли поменять веру?; Каким образом нас слышит и видит бог?; Когда мы балуемся, замечает ли это господь?
Все, кто побывал в этот день в Центральной детской библиотеке, наверняка унесли с собой частичку тепла от духовного общения друг с другом, от Бога, который должен быть и есть в каждом из нас.
Заключение
Хотелось бы закончить свой доклад словами советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа - Дмитрия Лихачева:
«Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью.»
Поэтому российские библиотеки, как один из древнейших институтов культуры, играют важную роль в сохранности литературы, т.к. книга продолжает играть основополагающую роль в развитии современного общества.
«Все возвращается на круги своя», - сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось стране, мы уверены: Россия оправилась от потрясений, воспряла духом, и порукой тому являлась и является сегодняшняя вера и культура. У нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев. Страна, давшая миру Рублева и Пушкина, Чайковского и Ильина, не нуждается в искусственном возвеличивании.