Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиционные духовные ценности...

Традиционные духовные ценности и современная культура


Зизак Оксана Васильевна
Ведущий методист
Центральной детская библиотекя имени журнала «Смена» муниципальное бюджетное учреждение культуры. Централизованная библиотечная система
г. Новый Уренгой

Зизак Оксана Васильевна
Ведущий методист Центральной детской библиотеки имени журнала «Смена»
муниципальное бюджетное учреждение культуры. Централизованная библиотечная система
город Новый Уренгой

Краткое описание проекта

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений.

В России при неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Поэтому наша задача помочь детям стать добрее, милосерднее, отзывчивее, тактичнее. В этом нам может помочь наше драгоценное достояние - культура и вера.

Церковь является для народа  в действительности  центром духовности и культурной жизни, здесь с рождения прививают человеку гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в воспитании. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Российское общество крайне нуждается в широко образованных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности. Учитывая все эти приоритеты, наша задача как библиотекарей, разрабатывать сценарии, планировать мероприятия, составлять планы и проводить познавательные, интеллектуальные, развивающие, духовно-нравственные занятия с подрастающим поколением.

Поэтому в библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системы уже не первый год ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию российского православия.

Ежегодно в библиотеках проходят мероприятия о православии и христианстве совместно с служителями православных храмов, среди них Рождественские праздники, мероприятия  посвященные русским святым, также отмечаются в библиотеках православные памятные даты. В Центральной детской библиотеке имени журнала «Смена» 28 июля  в День Крещения Руси прошло мероприятие «Как была крещена Русь». В  ходе которого ребята узнали  об истории Крещения Руси, о том, что издревле Русь была языческой, каким богам поклонялись славяне, и как князь Владимир  пробовал реформировать языческую религию, в конце мероприятия у  ребят  возникли вопросы, на которые священнослужитель интересно и доходчиво ответил.

В библиотеках большим спросом пользуются книжные выставки-обзоры. Здесь могут найти своего читателя книги для разной возрастной категории. Большим спросом у наших читателей пользуются следующие книги на православную тематику:  «АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ» Юрия Чибрякова, которая повествует о жизни выдающегося русского святого XX века, хирурга Луки Войно-Ясенецкого, «АВТОСТОПОМ К БОГУ» Владимира Григорьева - мелодрама из жизни современных людей, дочери и матери, которые вынуждены отправиться в далекий путь, полагаясь на доброту первых встречных и милость Божью; «Полианна» Портер Э. – удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре – игре в радость и другие книги.

«Все возвращается на круги своя», - сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось стране, мы уверены: Россия оправилась от потрясений,  воспряла духом, и порукой тому являлась и является сегодняшняя вера и культура.

 

Доклад

Введение

Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции — научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культурыформировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве без духовности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства.

 Поэтому духовное развитие не теряет своей актуальности в нашу эпоху. Все мы – педагоги, родители, библиотекари, воспитатели – стараемся помочь детям стать добрее, милосерднее, отзывчивее, тактичнее. Для этого мы проводим мероприятия, участвуем в проектах, проводим обзоры книг, советуем и направляем. Православная вера и русская культура имеет большое значение в формировании духовных ценностей.  Наша православная вера и русская культура уже давно заняли в мире достойное место. Это культура и вера народа с открытым и большим сердцем. Вера духовно воспитывает нас, готовит к вечной жизни, смирению и благочестию, учит заботиться  о бессмертной душе. Любое Священное Писание – это и источник житейской мудрости. На протяжении жизни  мы вступаем в брак, воспитываем детей, заботимся о родителях. Иногда сталкиваемся с обманом, предательством, завистью и не знаем, как справиться с этим. В Библии можно найти ответы практически на все вопросы, которые ставит перед нами жизнь.  Культура, как и вера, входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она, как и вера, на протяжении многих столетий вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное, что есть в человеке и стала зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе. Культура и в ласковых словах материнской колыбельной, в пестушках, в потешках и прибаутках. Культура, как и вера, не только рядом и вокруг – она и внутри нас. Она в наших именах, песнях, сказках, легендах и преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх, в наших любимых книгах, фильмах, картинах…

Культура и вера – наше драгоценное достояние. Они объединяют и сближают нас и в то же время отличают от остального мира. Каждый из нас принадлежит своему времени. Именно через современность, которая как очевидно не стоит на месте, а мгновение за мгновением продвигается в будущее, немедленно оказывающееся нашим настоящим, мы соприкасаемся с историей как с уходящей в прошлое цепью взаимосвязанных событий, поколений и эпох.  

 Духовные ценности и современная культура                                           

Наше современное общество опирается более чем на тысячелетнюю  преемственную историю России. Это позволило, накопить огромный социальный опыт и создать колоссальные духовные и материальные ценности. Именно они питают сегодня наши силы, как общество мы сильны и духовно развиты. Каждый из нас принадлежит своей культуре. Если суть истории состоит в изменчивости, то культуру отличает высокая степень постоянства. Прибегая к аналогиям, культуру можно сравнить с генетическим кодом общества, определяющим его целостность, идентичность, способность к само воспроизводству и развитию.

Культура – это именно то, что отличает человеческое сообщество от сообществ любых других известных на живых существ. Культуру можно назвать второй искусственной природой человека. Ведь она образует среду обитания и общения, необходимую каждому человеку и любому сообществу людей. Человеческие культуры очень разнообразны, они активно влияют друг на друга и далеко не всегда уживаются между собой. Именно поэтому лишь часть ранее возникших культур сохранилась до наших дней. Наиболее жизнеспособными оказались «открытые» культуры, которые отличаются способностью к развитию, изменению, и взаимодействию с другими культурами. Для XX столетия все более активным становится межкультурное взаимодействие, которое способствует общечеловеческой культурной общности, многообразности и динамичности, изменяющегося открытого общества с «открытой» культурой. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Существуют также культурные традиции и культурные ценности.

Культурные традиции – элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются на протяжении жизни многих поколений. Традиционными в культуре могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды, которые каждый народ, каждая национальность имеет свои, не похожие на другие и передающиеся из поколения поколению.

Культурных ценностей больше проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Русская духовная культура всегда была связана с литературой, в этом и заключается самобытная мощь нашей культуры… Общество существует и развиваться, лишь, когда оно имеет возможность, сохранить наследие предшествующему поколению. У нашего общества есть возможность пользоваться благами, созданными до нас. Материальная культура дала нашему обществу своего рода фундамент для новых изобретений. Существует также и наследие духовное.  Идеалы общества и нравственные ценности, всегда направляли наш народ по историческому пути, являясь в основе фундаментальными и основополагающими ориентирами. Сложно себе представить, что было бы без этих ориентиров с нашим обществом, государством и русской культурой. Письменность является основным средством сохранения духовной культуры. Благодаря святым Солунским братьям Кириллу и Мефодию и зародилась письменность на Руси, а основу духовной культуры заложило Евангелие в христианстве и православии.

Основным ключом творчества наших писателей, литераторов являются духовные традиции, живущие в народе и в литературе, во все времена. К нравственному идеалу призывало литературное творчество наших классиков и лучших писателей ХХ века.

Как же важно запоминать, ценить нравственные идеалы, ведь без них не может бить ни жизни, ни человечества. Несмотря на все современное книжное изобилие, мы все - таки страдаем от нехватки произведений, рассказывающих о великих христианских подвижниках.  Именно святые задавали пример жизни и деятельности, они являлись ориентирами русскому человеку в духовной жизни.  Необходимо обращаться в литературе к теме святости, ведь современному обществу необходимы книги, литература о святых прошлого, такие издания, такие герои особенно впечатлят читателей, и возможно вдохновят на доброе, святое и очень чистое. Необходимо создавать образ современного человека, с его проблемами, со страданиями, страстями, и грехами, чтоб читателю, захотелось повторить, прожить жизнь такого героя. И тогда современная художественная литература, развивая замечательные традиции русской классической литературы, поможет нашему народу любоваться образом святого человека.

Церковь является для народа  в действительность  центром духовности и культурной жизни, здесь с рождения прививают человеку гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности. Несмотря на то, что культура российского народов сильно переплетается, традиционные устои уже размыты, а этнические и националистические чувства зачастую обострены, современная общественная жизнь стала все больше осмыслять духовные основы жизни. Церковь способна успокоить и навести порядок в мировоззрении и мироощущении людей. Священнослужители помогают раскрыть  своим прихожанам  внутреннюю  духовную силу, помогают решить свои проблемы разного рода происхождения. Побеседовав со священником,  человеку становится легче жить, воспринимать этот мир, видеть в людях лучшее, заботиться  и любить близких своих.  Лишь знания духовного мира дают человечеству возможность иметь душевное спокойствие, самодостаточность.
Религиозная культура всегда была и будет основой нашей литературы, архитектуры, а также основой счастливой жизни людей.  Когда рассматриваешь любое происходящее событие в мире под углом зрения духовности, понимаешь и осознаешь, какие ценности приоритетны, а какие имеют лишь временный характер, характер навеянный, пришедшей модой современной жизни.
 

Многие люди, прожив большую часть своей жизни, так и не осознав истиной духовности, лишь на склоне лет вдруг понимают и открывают свою душу богу, посещают церкви, монастыри и храмы, и очищают свою душу, находят в этом исцеление и покой. Вот почему для людей так важно, в любой день, любую минуту  иметь возможность посетить Храм – дом, где осуществляется нравственное становление личности и её духовный рост.

Роль библиотек в духовном воспитании детей

Библиотеки хранят культурное достояние нашей страны, которое способствуют развитию в человеке культуры общения, нравственных устоев,  и прививают  духовно-нравственные ценности обществу. В частности детские библиотеки, все больше проводят массовые мероприятия, направленные на развитие нравственного воспитания подрастающего поколения. Особую роль в процессе воспитания морально-нравственных качеств личности ребенка имеет приобщение его к отечественной и мировой духовной культуре в процессе литературного образования. Читаемые детьми художественные произведения, заключают в себе национальные традиции, помогают сохранению преемственности поколений, через систему образов показывают все богатство нравственного мира людей, в том числе и их любовь к Родине.

Старшеклассники более осмысленно и целенаправленно ставят перед собой определенные жизненные цели, самостоятельно выбирая способы их реализации. В этом возрасте особенно ярко проявляются стремление разобраться в сущности нравственных категорий и понятий, найти в них собственный смысл. В литературных произведениях внутренний мир персонажей открыт для читателя благодаря автору. Анализируя прочитанное библиотекарь вместе с детьми, помогает разобраться в поступках героев, объясняет причину того или иного решения, помогает  вынести нравственную оценку поступку героя и дать ей обоснование. Данные мероприятия учат детей оценивать других и критично относиться к себе. Мероприятия, направленные воспитанию и прививанию нравственности в детях, помогают им быть более открытыми, бескорыстными по отношению к окружающим людям, помогают находить друзей, делают их жизнь интересной и увлекательной. Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в воспитании. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Российское общество крайне нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности. Учитывая все эти приоритеты, наша задача как библиотекарей, разрабатывать сценарии, планировать мероприятия, составлять планы и проводить познавательные, интеллектуальные, развивающие, духовно-нравственные занятия с подрастающим поколением. Сегодня уже нет того, что навязывалось раньше, но и нового мало создано. Нравственные ценности пересмотрены, а порой и забыты. К сожалению, тех знаний, что получают сегодня дети в традиционном образовании, слишком мало, для того, чтоб духовно возродить  наше общество.

Все же основную роль в воспитании подрастающего поколения играет семья, именно здесь закладываются основные качества, идеалы и ценности, здесь ребенок получает свои первые азы жизни. Формирование устойчивого идеала может происходить только на примерах, которые прошли проверку временем и историей, получили адекватную поддержку семейным воспитанием. В своей семье дети приобретают уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребенок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Семьей, школой, обществом, религией за долгие годы выработан национальный идеал, составляющий в себе основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, национально-духовная традиционность. На сегодняшний день существуют следующие формы работы с детьми, для воспитания морали и нравственности. Самой известной и популярной является сказание, прочтение сказок, ведь именно в них заложена многовековая народная мудрость, говорится о законах и правилах жизни  в человеческом обществе. В сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья. Дети проживают сказку, поставив себя на место героя. Нельзя представить себе духовно- нравственное воспитание без нашего великого искусства, без музыки, живописи, поэзии.

Роль новоуренгойских библиотек в формировании традиционных духовных ценностей

Задача нашего поколения сохранить и передать все самое лучшее из культуры и православных традиций подрастающему поколению. Поэтому в библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системы уже не первый год ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию российского православия.
Ежегодно в библиотеках проходят Рождественские праздники. В этом году очень  интересно прошел литературно-православный праздник «Встречаем Рождество». Нас порадовал тот факт, что на данное мероприятие решили прийти 23 семьи.  В начале праздника гостям было показано видео о рождение Иисуса Христа и о традициях встречи этого значимого для всех христиан праздника, после видео показа последовала интересная беседа о традициях встречи этого праздника в приглашенных семьях. Из этой беседы не только гости, но и библиотекари подчерпнули для себя очень много нового и интересного. Закончилось мероприятие традиционным чаепитием и   литературно-рождественской викториной для взрослых на рождественскую тематику.

В библиотеках часто проходят мероприятия и о величайших русских святых, так одним из ярких мероприятий был час православия «Древнерусский подвижник – Сергей Радонежский». Цель мероприятия – православное воспитание подростков на примере жизни преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Мероприятие было приурочено к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Урок сопровождался рассказом и видео показом жизненного пути Сергия Радонежского, его служению народу и православной церкви. Данное мероприятие заметно расширило знание подростков о великом русском сподвижнике. В ходе урока ребята, по их высказываниям, впервые узнали, что на победу в Куликовской битве  Дмитрия Донского  благословил Сергий Радонежский, вселил в него Веру и Правду; что чудотворец  помог народу победить его страх от ханских завоевателей, вселив в его  уверенность, что защита родной земли – дело святое.

Очень часто мы приглашаем  служителей православных храмов. Так прошло заседание Городского интеллектуального клуба «Жить ради временного или ради вечного».   На заседании шёл разговор о том, что надо относиться к людям так, как мы хотим, чтобы они относились к нам, что надо соблюдать общечеловеческие нормы  морали. Присутствующий на заседании клуба священник православного храма  Преподобного Серафима Саровского отец Владислав рассказал о жизненном пути небесного покровителя храма – о Серафиме Саровском и призвал православную молодёжь следовать православным заповедям.

Нельзя не отметить яркое, красочное мероприятие «Как на Масленой неделе…». Мероприятие проходило в форме фольклорных посиделок. Гостей встречали ведущие и боярыня Масленица, одетые в народные костюмы. Участники вспомнили историю праздника, играли в зимние игры, водили хороводы вокруг Масленицы, общались, делились рецептами семейной кухни. Были организованы конкурсы на лучшие песни, прощальные стихи для Масленицы. Используя различные рецепты приготовления блинов, семьи соревновались между собой – «Чей блин краше, да как солнце глаже!».  Блины были приготовлены и большие (до в диаметре 40 см), и самые маленькие (до 2 см). За чашкой чая семьи отведали их и обменялись  рецептами приготовления блинов.

На весенний праздник в память воскресения Христа – Пасху (Светлое Христово Воскресение). В библиотеках большим спросом пользуются книжные выставки-обзоры. Здесь могут найти своего читателя книги для разной возрастной категории.

Особой популярностью пользуются следующие книги:

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 020.jpg

Игумен Петр (Бирюков).Основы христианской нравственности. - Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2007. - 143 с.

Тема книги игумена Петра - христианская нравственность - акту­альна всегда: во все времена и эпохи. Изложение материала простое и доступное, рассчитано на широкий круг читателей.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 018.jpg

Киноповести для семейного чтения. Выпуск 3. АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ. АНТИ-ФА. АВТОСТОПОМ К БОГУ. - М.: Издательство храма Святой Мученицы Татианы, 2009. - 192 с., с илл.

В третий сборник серии «Киноповести для семейного чтения» вошли сценарии-победители 3 конкурса «Вера, Надежда, Любовь».

«АЛМАЗНЫЙ КРЕСТ» Юрия Чибрякова повествует о жизни выдающегося русского святого XX века, хирурга Луки Войно-Ясенецкого.

«АНТИ-ФА» Галины Леонтьевой и Анны Графковой посвящен остросов­ременной проблеме - распространению в России националистических моло­дежных группировок, где под видом борьбы за справедливость живет жажда власти и насилия. Братья-близнецы по-разному ищут пути к истине и находят ее в Православии, у часовни преподобного Серафима Вырицкого.

 «АВТОСТОПОМ К БОГУ» Владимира Григорьева - мелодрама из жизни современных людей, дочери и матери, которые вынуждены отправиться в далекий путь, полагаясь на доброту первых встречных и милость Божью.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 016.jpg

Калинина  Г. Отцы и дети сегодня : папам на заметку. — М.: Лепта Книга, 2009. 96 с. (В помощь родителям)

В чем заключается роль и служение отца? Каким должен быть хороший отец и как правильно любить своего сына или дочь? В понимании современного об­щества деятельность отца сводится, как правило, исклю­чительно к бытовым вещам. Между тем православное вероучение предлагает нам опыт построения правильных иерархических отношений в семье. Автор брошюры, обратившись к христианской традиции восприятия отца и его роли, пытается выявить основные проблемы отцов­ства, возникшие в наше время, и пути их разрешения.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 012.jpg

Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. О воспитании детей/ епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. -125, [3] с.

Иерарх Русской Православной Церкви, преосвящен­ный Ириней (Харисим Михайлович Орда,           1837 - 1904), был замечательным духовным писателем. Особое внимание в своих трудах он уде­лял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. В поучениях, опубликованных в этом сборнике, епи­скоп Ириней рассматривает вопросы развития у детей добродетелей и искоренения пороков. Труды владыки, его мудрые мысли и советы, несмотря на свою  давность, актуальны и поныне.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 008.jpg

Светлое Христово Воскресение: Книга для чтения в школе и дома / Сост.  С. М. Шестакова. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 224с.: ил. — (Православные праздники детям).

Новую серию «Православные праздники детям» открывает книга о Светлом Христовом Вос­кресении — сборник стихов и прозаических произведений русских писателей Х1Х-ХХ1 веков. Кни­га состоит из четырех частей: первая часть посвящена светлым образам весенней природы; вторая — времени Великого поста; третья, центральная, — празднику Пасхи; в четвертой собраны весенние легенды и сказки.

Знакомство с лучшими образцами художественного слова поможет не только глубже понять смысл церковных праздников, но и заложить у детей основы христианских добродетелей: веры, на­дежды и любви, милосердия и мужества, отзывчивости и честности.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 003.jpg

Энциклопедия воспитания маленького христиани­на./ Архиепископ Евсевий (Орлинский).— М.: Правос­лавный приход храма Святого Духа сошествия на Лаза­ревском кладбище г. Москвы РПЦ (Издательство Сест­ричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2011.-368 с.

В книге архиепископа Евсевия Могилевского всесторонне рассмат­ривается такое важное и многотрудное дело, как воспитание ребенка, да­ется множество практических полезных рекомендаций. Книга поможет в деле воспитания и родителям, и воспитателям, и педагогам, расскажет о принципах, которыми должен руководствоваться православный воспита­тель, предостережет от пагубных ошибок.

D:UsersбиблиотекаBodybuilding11 001.jpg

Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1. — М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011

Притчи — это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.

28 июля в нашей стране  отмечается  памятная дата – День Крещения Руси. «Как была крещена Русь» так называлось мероприятие, которое прошло в Центральной детской библиотеке имени журнала «Смена»,  в  ходе которого ребята узнали  об истории Крещения Руси, о том, что издревле Русь была языческой, каким богам поклонялись славяне, и как князь Владимир  пробовал реформировать языческую религию. Присутствующие просмотрели отрывок видеофильма о крещении князя Владимира и его дружины византийскими священниками в 988 году; послушали православные песнопения.   После знакомства с книжно-иллюстрированной выставкой «Русь православная» у детей возникли вопросы к библиотекарям следующего содержания: Кто такой Иисус Христос?; Можно ли поменять веру?; Каким образом нас слышит и видит бог?; Когда мы балуемся, замечает ли это господь?

  Все, кто побывал в этот день в Центральной детской библиотеке, наверняка унесли с собой частичку тепла от  духовного общения друг с другом,  от Бога, который должен быть и есть в каждом из нас.

Заключение

 Хотелось бы закончить свой доклад словами советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа - Дмитрия Лихачева:

«Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью.»

Поэтому российские библиотеки, как один из древнейших институтов культуры, играют важную роль  в сохранности литературы, т.к. книга продолжает играть основополагающую роль в развитии современного общества.

 «Все возвращается на круги своя», - сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось стране, мы уверены: Россия оправилась от потрясений,  воспряла духом, и порукой тому являлась и является сегодняшняя вера и культура. У нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев. Страна, давшая миру Рублева и Пушкина, Чайковского и Ильина, не нуждается в искусственном возвеличивании.  

    

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт