«Библиотека существует не только, чтобы распространять знание. Каждая библиотека сущностью своею поощряет приносить знание и в дом. Возможно, ли представить себе просвещённый дом и очаг без книг? Если вы возьмёте даже очень древние изображения внутренности дома, вы найдёте в них и произведения искусств и книги…Эти старинные книги защищены прекрасными переплётами, и представляли…истинное сокровище. Это было не потому, что библиотеки тогда не существовали. Книгохранилища существовали во все века, со времени рукописного знака…в монастырях, в каждом храме... Это первые врата просвещения. Всюду, и явно и тайно, хранятся сокровища замечательных Учений, жизнеописаний, научных трактатов и словарей... Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочитана лишь однажды. Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно. И мы не знаем ни дня, ни часа когда мы бы не нуждались в Завете Знания. И мы проверяем рост сознания нашего на этих верных друзьях» [13].
Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и умения жить по её нравственным законам. Сейчас, когда в обществе происходит безудержное нарастание агрессии - духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо. Нравственность, человечность людей – главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек не будет убивать, и разрушать – он будет созидать, любить и творить добро. Поэтому так важно сегодня «сохранить духовное наследие и созидать на этом фундаменте культуры и веры только чистое, светлое и истинно духовное» [8].
Традиционные духовные ценности – «это исконные, изначально воспринятые ценности, ставшие историческим выбором, сформировавшие культуру, традиции; …ценности, которые составили основу повседневного образа жизни народа, войдя в его язык, обычаи, стали архетипами его мировоззрения; …ценности, делающие культуру самобытной (отличной от других)» [21]. Для русской национальной традиции духовные ценности связаны, прежде всего, с тысячелетней культурой России. Именно через её восприятие, переживание, знание - воспитывается носитель, защитник, преемник, участник развития своей национальной культуры.
Огромную роль в деле формирования русского культурного человека сыграла классическая литература, имеющая огромное педагогическое значение, и которая «…всегда не только правдиво отражала жизнь, но и стремилась представить, какой она должна быть, показать «положительно прекрасного человека». (Ф.М. Достоевский). Этому процессу творческого горения соответствовал и богатый и выразительный русский язык. Именно Слово оказывалось важным и значимым для русских писателей, и вполне соответствовало библейскому - «В начале было Слово…» [20].
Приведённые цитаты дают основания утверждать, что именно литература даёт тот бесценный опосредованный жизненный опыт, который так необходим нам и будущему поколению, а стимулирование общественного интереса к книге и чтению являются важным фактором сохранения и развития отечественной культуры.
Мировые и российские тенденции динамики чтения в современном обществе свидетельствуют о потере интереса к чтению, как важному источнику получения новых жизненных идей и духовного развития. Не секрет, что бурное развитие компьютерных технологий, доступность сети Интернет позволяют молодым людям получать необходимую информацию не в стенах библиотеки. Нацеленность на быстрое получение конкретной информации, снижение интереса к чтению, вызывают кризис читательской культуры, что не способствует формированию активного гражданского поведения молодёжи, гармоничной адаптации их во взрослой жизни. Образовательная и просветительская деятельность библиотек не навязывает те или иные ценности, а лишь создаёт условия для их узнавания, понимания и выбора. Путём планомерной рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет художественного вкуса, библиотеки способствуют возрождению в обществе лучших национальных и духовных традиций, становлению человека как культурной, образованной и интеллектуально-развитой личности. «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье…»[15]. В нашем учреждении библиотечные сотрудники многие годы проводят работу по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации Соглашения о социальном партнерстве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в УрФО Н.А.Винниченко и Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Разработанный комплекс мероприятий, направлен на укрепление нравственных и семейных ценностей, безопасности и стабильности общества, профилактику и предупреждение проявлений национального экстремизма. В зоне особого внимания находятся подростки и молодёжь, в большей мере нуждающиеся в обретении ценностных ориентиров. Приобщению к национальному и историко - культурному наследию России способствуют мероприятия библиотек к значимым датам: широко отмечался 700 – летний юбилей Преподобного Сергия Радонежского (книжно – иллюстративные выставки «Избранник, посланный Богом на землю», православные уроки, обсуждения книг); большие аудитории объединили своим теплом и радостью общения праздники «Светлое Христово Воскресение – ПАСХА!», День семьи любви и верности, День отца и День матери. Традиционно отмечая праздник просвещения, книги и родного слова –День славянской письменности и культуры, широкий круг подростков и молодёжи может прикоснуться к истокам славянской культуры. Этот День становится днём читательских интересов и предпочтений, проведения интересных электронных презентаций, уроков и информационных часов о культуре чтения, творческих конкурсов.
В деле воспитания нравственности и духовности большую роль играют комплексные программы и проекты: «Читаем классику круглый гол», «Открывая книгу, открываем мир». Благодаря этим программам, наши библиотеки и сегодня, по–прежнему, остаются для читателей одновременно и храмом духовной культуры, и источником информации, а проведение совместных мероприятий с заинтересованными организациями и учреждениями способствуют сохранению христианских традиций, содействуют формированию в детской, подростковой и молодёжной среде духовно - нравственных и культурно исторических ценностей. И в этом, нам всегда главный помощник и сокровищница человеческой мысли, предопределяющая духовное начало, духовное возрождение и становление личности – его Величество КНИГА! Так «…будем собирать и беречь их как благороднейший знак нашего дома» [13], а библиотеки сохранять как «врата просвещения», которые должны – «нести разумное, доброе, вечное».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гессен, Г. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов / Г. И. Гессен. – Москва: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
2. Глаголев, В. С. Христианские организации и духовная жизнь общества (Международные аспекты) / В. С. Глаголева. – Москва: Знание, 1991 . – 64 с. (Новое в жизни, науке. Культура и религия; № 9).
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.3: П [ / В. И. Даль - Москва : Русский язык, 1998. - 556 с.
4. Живая этика / авт. предисл., общ. ред. Л.В. Шапошникова. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
5. Зайцев, В. Н. Библиотечная сфера в период преобразований: 1985-2005 гг.: Факты, события, люди: размышления руководителя / В.Н. Зайцев. - Москва: Либерея - Бибинформ, 2006. - 200 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век. Вып. 52).
6. Корабли мысли: зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. - Москва: Книга, 1980. - 335 с.
7. Лихачёв, Д. С. Русская культура: сборник / Д. С. Лихачёв. - М.: Искусство, 2000. - 439 с.
8. Мелентьева, Ю. В. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания: Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности [Текст] / Ю. В. Мелентьева. - Москва: Институт психологии РАН, 1999. - 160 с.
9. Опыты православной педагогики / сост. А. Стрижева, С. Фомин. – Москва: Молодая гвардия, 1993 . - 240 с. - (Литературная учеба книги пятая и шестая, 1993).
10 . Полищук. М. А. Чтение детей младшего школьного возраста (по результатам социологического исследования / М. А. Полищук // Библиотековедение . - 2010. - № 1. – С. 61- 65.
11. Райгородецкий, Р. И. Живность и жизнь / Р.И. Райгородецкий. - Москва: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002. - 180 с.
12. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Письманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко; под ред. М. Г. Писманика. - Москва: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 430 с.
13. Рерих, Н.К. Держава света / Рерих, Н.К.; сер. оформ. худож. Е. Клодта. - Москва: ЭКСМО, 2002. -С 103 с. - (Антология мысли).
14. Русская идея: сборник / сост., вступ. ст. М. А. Маслин, сост., вступ. ст. Р. К. Медведева. - Москва: Республика, 1992. - 494 с.
15. Слово о книге [Текст] / афоризмы, изречения, литературные цитаты. – Москва: Книга, 1984. - 559 с.
16. Струве, Н. Православие и культура / Н. Струве. - Москва: Христианское издательство, 1992. - 337 с.
17. Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 408 с. - (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 1-2).
18. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя : сборник статей : [в 2 ч.] / И. И. Тихомирова, предисл., коммент. прилож. И. И. Тихомировой. Ч. 1 . Чтение как творчество. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009 . – 320 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1).
19. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя [Текст] : сборник статей : [в 2 ч.] / И. И. Тихомирова, предисл., коммент. прилож. И. И. Тихомировой. Ч. 2. Растим читателя-творца. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация., 2009. – 288 . - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1).
20. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2004.
21. Канке В.А. Основы философии. – М., 2007