Ребенок учится тому, что видит он в дому.
Родители – пример ему.
Дом и семья для человека – это место, где его любят, ценят и непременно ждут. Где понимают и помогают, закладывают правильные нравственные ценности и создают условия для формирования личности, ответственной и самостоятельной. Семья как ячейка общества – этот принцип по-прежнему актуален, несмотря на смену экономических систем. Но общество и семья за последнее столетие очень изменились, и, сегодня есть семьи разные: счастливые и несчастные, добродушные и проблемные, полные и неполные. Почему так? Почему увеличивается количество разводов, и на 100 браков приходится 80-100 разводов? Кто виноват и что делать? Какова роль государства, выстраивающего рыночную экономику, цель которой – высокая прибыль, по укреплению семьи? Роль общественных институтов? Как найти ответы на эти вопросы, если в последние годы появился еще один вызов времени – и дети, и родители погрузились в Интернет, в социальные сети, ставшие для них важным источником информации и способом коммуникации? В семьях иногда преобладает гиперопека, или родители не занимаются воспитанием детей, а потом общество удивляется увеличению количества инфантильных мужей и жен, из-за неумения которых обеспечивать семейное благополучие и правильно выстраивать коммуникацию распадаются семьи?
Выдвигаю гипотезу: Если бы в семьях царила атмосфера любви, а для этого надо готовить молодых людей быть правильными супругами (с участием всех социальных институтов, в том числе и Церкви), и семья имела бы активную поддержку со стороны государства (семейная политика – приоритет государственной политики), то возможно сформировать у молодых людей понятия ценностей и духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, стремление к семейному образу жизни и умению обеспечить семейное благополучие.
Уроки столетия
Строя православный дом, обустраивая семейный очаг, православные муж и жена вместе с детьми образуют Церковь Христову, понимая, что их ждут не только радости, но и испытания. Сейчас молодым строить дом намного труднее. Как не сломаться под гнетом проблем? Раньше был Домострой – с четким и мудрым укладом жизни, где каждому отводилась своя роль, были крепкие семейные традиции. В СССР был Моральный Кодекс строителя коммунизма, работали правила октябрят и пионеров, устав комсомольцев. Эти документы определяли нормы морали и правила поведения. Раньше семья почиталась основательная, где муж – хозяйственный и умелый, жена – мастерица. Какие идеалы сейчас? Сейчас мамы не часто учат дочерей шить, отцы – мастерить, быть сильными, уметь защищать семью и Родину, посещать Храм, правильно себя вести, молиться, в основном эти функции выполняет больше сейчас дополнительное образование, имеющее качественный уровень в Губкинском. Со строительством нового замечательного Храма стало больше возможностей для расширения Церковной общины, в которой все больше молодых пар с детьми.
За 100 лет произошло много изменений: несколько поколений советских людей жили без веры в Бога, не молились или молились тайком, не крестили детей, не соблюдали посты, не учили этому своих детей. Как итог – вырождение православных традиций, основ нравственности. Ясли и детские сады в послереволюционной России открывались и заменяли маму, определив приоритет: мама работает, государство воспитывает! Хотя каждый этап истории имеет свои непростые особенности, но благодаря силе духа и патриотизму наши бабушки и дедушки пережили революцию и войны, многие сохранили в душе мир и любовь.
Особенности 90-х
Сложность нашего времени в том, что с 90-х идет атака на СЕМЬЮ, на развал домашней Церкви. Сейчас преобладает культ развлечений и наслаждений, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с бегством от реальной жизни. А какая пропаганда насилия и вредных привычек в центральных СМИ, магазинах игрущек, Интернете! Запад проповедует однополые браки. У молодежи популярны гражданские браки, предполагающие необязательность и неответственность по отношению друг к другу и детям! Все это брошено на неокрепшие души детей! В 90-е люди стали возвращаться в Православие, строились и ремонтировались Храмы, открывались Воскресные школы, в общеобразовательных школах появились уроки нравственности и основ религиозной культуры.
«Без внешнего внутреннее не созидается » [1].
Как жить правильно на Земле, нам было указано 2000 лет назад, главное, чтобы было больше людей, желающих жить по Заповедям Божьим. И поскольку, воспитание детей начинается в семье, очень важно, чтобы семья была полной и в ней преобладала атмосфера любви.
Семья – «малая церковь»
Святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью» [2] , которую образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке. Плодом их любви становятся дети, рождение и воспитание которых, которых, по православному учению, и не только, является одной из важнейших целей брака. «Дети не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение….Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию…Нам нет извинения, если дети у нас развращены», - наставляет святитель Иоанн Златоуст. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», - проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский » «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», - гласит пятая заповедь. Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которой строят отношения на основе закона любви.Именно в семье закладываются основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется правильное отношение к ближним, а, значит, к своему народу, обществу. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми.
Принижение социальной значимости материнства и отцовства в сравнении с успехами мам и пап в профессиональной сфере приводит к недостатку внимания для детей и способствует по мнению авторов книги «О православном браке» отчуждению между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, разрушение семейных связей приводит к нарушению нормального развития детей и накладывает отпечаток. Будучи учителем с 36 летним стажем, наблюдаю еще одну проблему: сиротство при живых родителях. Слава Богу, что на Ямале уделяется большое внимание решению этой беды. По мнению архимандрита Георгия (Шестуна) создать полноценную семью может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но и из души и духа. Семейная жизнь – это, в первую очередь, духовная жизнь.
Ребенок учится тому, что видит он в дому. Родители – пример ему.
Суть православного воспитания заключается в том, что родители должны воспитывать, прежде всего, себя, в основе христианского воспитания лежит христианская жизнь отца и матери. То есть воспитание детей – это создание условий, в которых бы родилась, процветала, умножалась духовная жизнь ребенка. Старец Паисий Афонский сказал: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье». Еще он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество». [3]
Семейные ценности: примеры должны быть достойными. Ребенок формируется под влиянием своего окружения. Всегда есть возможность покаяться, исправиться, стараться отойти от зла. Когда дети маленькие, им надо помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни. Ребенок учится тому, что видит он в дому. Родители – пример ему. Родители должны следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать ссорящимися и оскорбляющими друг друга, то они, как чистые кассеты, «записывают» это в себе, и потом начинают так себя вести, и оскорблять близких теми же словами, которые слышали от родителей. Надо позаботиться родителям о том, чтобы дети заполнили кассету добротой и любовью. Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям – сделать их приемниками своей доброты, и для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители любят друг друга, спокойно разговаривают, разумны и радостны, то ребенок отпечатывает это в своей душе. Задача взрослых – осторожно, по доброму объяснять ребенку, почему надо делать так. Большое значение для духовной жизни ребенка имеют семейные традиции, строящиеся на заботе и любви, уважении. Семейные ценности – это результат удачного и продолжительного взаимодействия общества с нормами морали. Молодым их стараются привить бабушки, о них говорят в Храме: это Уважение, Вера, Продолжение рода, Святость материнства, Верность, Любовь, Брак как единственная правильная форма совместной жизни мужчины и женщины.
Как воспитать семейные ценности?
Меняется жизнь, меняется и понимание семейных ценностей. Каждое поколение берет от предыдущего только необходимое, привнося собственные традиции и обычаи. Сами понятия остаются основополагающими, но подвергаются давлению разных факторов из-за проблем в обществе. Согласно опросам, у молодежи на первом-втором местах образование и карьера, даже у женщин. Возможно, у этой части молодежи, формируется ответственное отношение к браку, они в более позднем возрасте вступают в брак. Главное, чтобы основой семейной жизни была любовь – самая могучая сила чувств, позволяющая ощущать истинную заботу и поддержку друг друга. Каждый человек сталкивается со стрессами, трудностями, проблемами, выстоять одному трудно, именно в таких ситуациях семья помогает, семья, в которой есть взаимопонимание и уважение партнеров. Такие представления о семье должны формироваться с раннего возраста. Искренность и честность – залог прозрачности в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Доверие – неотъемлемая часть счастливого дома.
Как воспитать семейные ценности? У каждого человека есть свое представление о счастливом браке, чему-то научили родители, что-то из собственного опыта. Главная проблема молодого брака – уважать мнение друг друга, считаться с личным пространством. Ответственность за создание семьи лежит на обоих. Правильно выстроить коммуникацию – этому нужно учить в школе, и дома. Это основа удачного брака. Брак – это работа, работа над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. Всегда говорю ученикам: «Научитесь решать жизненные проблемы, как математические задачи». На самом деле, люди, не умеющие решать проблемы, не знающие, как улучшить собственную жизнь, сдаются перед жизненными трудностями и становятся неудачниками. Значит, необходимо молодежь учить преодолевать трудности, формировать у них ответственность за их выбор – выбор жены, мужа, профессии, места работы и т.д.
Крепкой становится семья, в которой научились преодолевать сложности. Детям в семье нужен мир и благополучие, ведь они самые незащищенные. Им нужен постоянный пример правильной семьи. Формирование у детей понятия правильной семьи станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Будет правильно, если ребенок слышит и от родителей, и от педагогов фразы:
Я люблю тебя.
Я горжусь тобой.
У тебя все получится.
Извини меня.
Я прощаю тебя.
Все будет хорошо.
Ты просто чудо!
Даже если ребенку 30 лет. Воспитать можно только примером! Если семья по выходным проводит время вместе, родители показывают пример уважения и понимания, стремятся к здоровому образу жизни, приучают детей к труду и учат их быть самостоятельными, водят за руку ребенка в 5 лет в кружки и секции, воскресную школу, чтобы в будущем душа ребенка была занятаи не появились вредные привычки от безделья– есть шанс ребенку стать успешным и счастливым и создать в будущем такую же семью.
В случае гиперопеки ребенка у него много шансов стать инфантильным и зависимым. Такие родители всегда защищают ребенка в школе, независимо от его поступков, но в возрасте 14-15 лет сами обращаются за помощью к учителям. В школе на протяжении 10 лет работала программа Шанс под руководством А.П. Кузнецова, социального педагога, настоящего учителя, к которому шли за помощью трудные подростки и их родители. Дважды в год возил он группы детей в Абалакский монастырь, где они жили и работали, помогали монахам, ходили на службы и читали священные книги. Александр Петрович рассказывал, как менялись дети, как светлели их души, как в будущем становились успешными и помогали другим. Из 143 подростков, участвовавших в Программе, только двое не стали на путь истинный.
В современном обществе много искушений для неокрепшей души ребенка, и надо просто воспитывать в каждом стержень, закладывать нравственные понятия, учить их быть мобильными и ответственными. В школе создаем развивающую среду для любого ребенка, интеллектуала, спортсмена, вокалиста, будущего инженера, для этого постоянно расширяем образовательное пространство школы, объединяем усилия с социальными партнерами, потому что учить мобильности и ответственности нужно с детства. Учить нравственности, толерантности (все люди разные, это нужно понимать), основам потребительской и предпринимательской культуры, финансовой грамотности, логическому мышлению, помогать профессиональному самоопределению. Это важно – правильно выбранная профессия, востребованная на рынке труда, как залог успеха человека в будущем. Японская пословица гласит: «Если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню». Научить молодых трудиться и обеспечивать свою семью в будущем – одна из главных задач воспитания. Об этом говорит Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года. И Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Роль самой семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых членах семьи и создании условий для их долголетия».
Меры по достижению цели включают в себя пропаганду ответственного отцовства и материнства и формирование позитивного образа отца и матери, повышение педагогической культуры родителей, разработку образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на базе семейных ценностей, решение задач по профилактике семейного неблагополучия. Для реализации Концепции государственной семейной политики необходимо партнерство органов власти и гражданского общества, в том числе и Православной Церкви. Поскольку Цель воспитания – духовное развитие ребенка, то есть задача родителей – привести ребенка к Богу, а без Церкви это невозможно. Воспитание – это умение организовать жизнь ребенка, чтобы он занят был, когда родители на работе. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти заботливой. Учить этому надо с рождения. И тогда ячейка общества будет крепкой, и чем больше крепких ячеек, тем благополучнее наше общество.
«Спасем детей – спасем святую Русь», – сказал Алексий II, будучи Патриархом Московским и всея Руси.
Литература
1. Протоирей Андрей Устюжанин «О православном браке» СПб, 2001.
2. «О православном браке» Общество святителя Василия Великого С-Петербург, 2001.
3. Книга священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом»М., 1998.