“Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!”[8]
Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн
“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт [10]
Проблема духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних с каждым годом становится все более актуальной. К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о духовной нравственности отсутствует. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, молодые люди все чаще предпочитают гражданский брак традиционному, ранние беременности, подростковый алкоголизм и наркомания – все это свидетельствует тому, что традиционно передаваемые из поколения в поколение нравственные и духовные обычаи и ценности семьи утрачены. Семья, как основной источник духовных ориентиров, которые помогли бы ребенку найти свое достойное место в современном обществе, стремительно деградирует. Родители, психологически доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход из трудной жизненной ситуации в приобщении к алкоголю, срывают свою злость и беспомощность на детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т.д.). У детей искажены представления о милосердии, доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Работу в этом направлении необходимо начинать в первую очередь с семьи, в которой родился и воспитывается этот ребенок. Ведь именно семья является первым и главным институтом социализации человека и главным субъектом социального воспитания. В семье несовершеннолетний получает начальные сведения об окружающем мире, закладываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении к материальным и духовным ценностям.
Работа с семьей в нашем учреждении по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через родительский лекторий, кинолекторий, семейную гостиную, индивидуальное консультирование. Во время дискуссий затрагиваются различные аспекты семейной жизни, но основными являются традиционные семейные ценности, отношения между поколениями в семье, уважение и почитание родителей, забота о детях. Вся работа направлена на формирование нравственной культуры в сфере детско-родительских отношений, правильных представлений о своей роли в воспитании несовершеннолетнего, на повышение ценности семьи в сознании несовершеннолетних и их родителей.
В мероприятиях нашего учреждения активно принимают участие представители Салехардской епархии. В 2012 году между ГКУ ЯНАО «СРЦН «Доверие» и Салехардской епархией заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних и семей, оказавшихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации. Помимо семейных гостиных и родительских лекториев, регулярно проводятся совместные рейды сотрудников Центра с учреждениями системы профилактики и представителями Православной Церкви. Ежегодно организовываются благотворительные акции в помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для воспитанников Центра и их семей церковные служители проводят экскурсии ознакомительного и познавательного характера, творческие и конкурсные мероприятия, восхождения на колокольню, организовываются и отмечаются православные праздники.
В фонде библиотеки нашего учреждения сформирован отдел по духовно-нравственному воспитанию. Регулярно проводится открытый просмотр литературы. На группе дневного пребывания регулярно оформляются стенды, посвященные православным праздникам, а также разрабатываются памятки и буклеты для родителей на нравственную тематику.
Также на базе нашего учреждения активно ведется работа по программе духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних «В мире добра и света», которая направлена на создание условий для становления духовно-нравственной культуры несовершеннолетних и способствует формированию личности, обладающей общечеловеческими нормами нравственности, внутренней системой моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), проявляющей гуманное отношение к окружающим, бережное отношение к природе, законопослушность.
В рамках данной программы, за счет средств гранта в 2012 году было организовано паломничество 7 воспитанников Центра в сопровождении социального педагога по святым местам города Тобольска. Несовершеннолетние посетили Тобольский кремль, Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь, Успенско-Софийский собор и другие значимые места города.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних является формирование у них гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, знание народных традиций и истории родного края. С этой целью специалистами Центра ведется работа по патриотическому воспитанию через различные формы: патриотический урок, литературно-музыкальные композиции, беседы на патриотическую тематику, встречи с ветеранами ВОВ, месячники военно-патриотической направленности, просмотр художественно-патриотических произведений с дальнейшим обсуждением и др.
Практика и примеры совместного сотрудничества социально -реабилитационного центра с Церковью показывают, что комплекс мер духовно - нравственного сопровождения семьи помогает вернуть семье функции защиты семейных ценностей; создать условия для гармоничного духовного развития личности ребенка, привить детям основополагающие принципы нравственности: доброту, честность, желание заботиться о ближнем, уважение к старшим. Также у детей формируется чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, гражданское и патриотическое сознание и самосознание, стремление к духовному росту. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей способствует укреплению института семьи, формированию семейной морали и нравственности.
Список литературы:
1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999. – № 4.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005. – № 2.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович// Вопросы психологии. – М.: просвещение, 1975.
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
6. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. – Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. – С.178-192.
7. Караковский В.А., Новикова Л.А., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
8. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. – М.: Издательство «Планета 2000», 2002.
9. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения./Педагогика и жизнь - №5 – 2006.
10. http://citatytop.ru/tags/teodor_ruzvelt/