В наше время общество диктует определённый образ жизни, особые стереотипы поведения. И как бы хотелось сегодня видеть побольше людей с устойчивой духовно-нравственной культурой. Одним из главных условий воспитания таких людей является среда, в которой они формируются и развиваются. Я имею в виду здоровую семью, где человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности и естественно становится личностью. Благодаря этому он в будущем займет своё место в обществе.
Сохранение семьи – это результат взаимодействия общества с религиозными нормами, которые достигаются путем сохранения традиционных семейных ценностей. Сохранение данных ценностей поддерживаются наставлениями церкви и передаются предыдущими поколениями молодым парам, которые впоследствии и составляют общество в целом, в котором и формируется люди с устойчивой духовно-нравственной культурой. Разрушение традиционных семейных ценностей приводит к кризису и делает такие семьи самой уязвимой частью общества.
Итак, рассмотрение традиционных семейных ценностей как основа формирования культуры современного общества и личности считаю весьма актуальным. И от того, какие результаты по сохранению и формированию данных ценностей будут достигнуты, во многом зависит как развитие отдельной личности, так и культура современного общества в целом.
Семья – один из социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей. Собственно, семья – это краеугольный камень человеческой жизни. Поэтому вполне могу утверждать, что семья является объектом пристального внимания представителей различных отраслей знания. В процессе рассмотрения данного направления выявляется неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы утверждают, что институт семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсе перестанет существовать, так как потерял свое значение, другие – наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует много и других взглядов [2,3,5,67-72с].
На наш взгляд, что ни та, ни другая точки зрения не отражают реальности и не являются конструктивными. Неправильным будет считать мнение, что семья потеряла свое значение, и мнение, что никакого кризиса в современных семьях нет.
Как отмечает И.Ф Дементьева, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Этому способствует и личный пример, и психологический климат, интересы и потребности семьи [4, 6-7с.].
Как отмечается в Большой современной энциклопедии по педагогике, семейные традиции, и добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности и играют важную роль развитии культуры и духовной жизни, в гармоничном развитии общества личности [8,522 с.].
Считаю необходимым рассмотреть и социокультурный подход, который подразумевает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру как основы для «вхождения» в Культуру. Социокультурный подход опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одной из первых идей, становится идея развития личности в гармонии с самим собой и окружающим миром через присвоение общекультурных ценностей.
Рассмотрим понятие «формирование традиционных семейных ценностей».
Формировать – «1. Придавать определённую форму, законченность; порождать. (Ф. модель). 2. Создавать, составлять, организовывать (коллектив)» [7, 844 с.].
Развиваясь, личность тоже принимает определенную форму: у нее начинают появляться некоторые задуманные свойства. С точки зрения науки формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность».
Таким образом, формирование – это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, способов действия, видов деятельности по освоению различных областей культуры, а также процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания.
Под традицией понимается некое воспроизводство, воссоздание уже существовавших ранее норм, обычаев, правил и т. п.
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени» [9, 84 с.].
Следовательно, к элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. Семейные традиции — «принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» [6, 125 с.].
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают семье статус единственной морально допустимой ячейки общества [10].
Семья для многих из нас – это то место, где спокойно, стабильно, это то место, где Вас примут таким, какой Вы есть. Именно сейчас необходима семья, которая является символом постоянства и взаимопонимания, которая подходит под высказывание «Мой дом – моя крепость».
Так как именно в семье закладываются основы воспитания, а главным примером для детей являются их родители, то и формирование семейных ценностей нужно начинать со старшего поколения.
Поддерживая вышеуказанные высказывания и научно обоснованные факты о роли семейных ценностей и формировании их со старшего поколения, строиться работа в нашем учреждении с семьями, имеющими статус «семья в социально опасном положении» и семьями на ранней стадии неблагополучия.
Ведь, как показывает опыт, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь специалистов и только в процессе взаимодействия родителей и специалистов можно успешно решать проблему формирования личности.
Для выполнения данной работы специалисты центра ставят перед собой задачи:
- проводить активную пропаганду здорового образа жизни среди всех членов семьи;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство семей с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
- профилактика негативного семейного воспитания.
Для достижения своих целей мы провели обследование семей на основе опроса. Обследование проводится анонимно среди семей, состоящих на учете учреждения.
Данное обследование и полученные результаты послужили для нас точкой отсчета при составлении программы по сохранению и формированию традиционных семейных ценностях, при передаче опыта воспитания и формирования нравственных ценностей, способствующих духовному развитию личности.
Наши результаты обследования показали, что наиболее значимым для сохранения семьи многие считают материальное положение (материальный достаток, квартирный вопрос и др. – 67%), а вот духовные ценности, в т.ч. семейные ценности и традиции, ушли на второй план (они составили 33%).
Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что необходимо переосмысление роли духовных ценностей (в т.ч. семейных традиций и ценностей) в качестве основного регулятора сохранения семьи.
В качестве коррекционно-информационной программы с семьями была проведена следующая работа:
Проведение мероприятий, направленных на информирование родителей и несовершеннолетних о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма:
Беседы «Осторожно, Спайс убивает!», «Жизнь без наркотиков», «Жизнь по правилам», «Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье» и др.
Показ презентации с последующим обсуждением «Наркотики – белая смерть», «Я здоровье сберегу» и др.
Показ социального ролика «О вреде курения», «О вреде алкоголя», «Здоровый образ жизни» и др.
Выступление в СМИ «Студия Факт» по теме «Наркомания» (причины, возраст, помощь, профилактические мероприятия).
Организация досуга и психолого-педагогического сопровождения детей: организация и проведение мероприятий к праздничным датам:
В.ч. мероприятия, приуроченные празднованию Рождества Христова: праздничная программа «Рождественский калейдоскоп»;
мероприятия, приуроченные празднованию Дня семьи: праздничная программа «Семья – главное богатство», оформление фотоколлажа «Семейный альбом», просмотр художественного фильма «Я и моя тень»;
мероприятия, приуроченные празднованию Дня отца: просмотр фильма «Кудряшка Сью», показ презентации «Отцы наша гордость и слава», изготовление поздравительной открытки.
Повышение информированности семей о возможностях получения поддержки в детско-родительских отношениях
Распространение буклетов: «Я – мамина радость», «Для Вас, родители!», «Счастье семьи» и др.
Проведение профилактических бесед: «Я это должен знать…», «Уважаемые мамы и папы!», «Это надо знать…», «Воспитание без физического наказания…».
Показ видеоролика «Мои права и обязанности…»
Применение технологии «Ответственное родительство»: Работа с семьями по формированию и укреплению семейных ценностей:
Акции: «Рождественский сюрприз» 8 семей; «23 февраля» 18 семей; «8 марта»; «День семьи – Ребенку нужна семья», «День защиты детей», «День отца», акция «С любовью к маме!», акция «Семейная гостиная» по теме «Секрет семейного счастья».
Тематические занятия: «Учимся уступать друг другу», «Репортаж с места работы «Моя мама, мой папа» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии), «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома), «Советы взрослым от имени ребенка», «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья», «Богатое многообразие мировых культур», «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной), «Цветок семейного счастья».
Проведение мероприятий по профилактике экстремистских проявлений, формирование законопослушного толерантного поведения
Тематические часы: «Что такое экстремизм?», "Давайте дружить", "Возьмемся за руки, друзья", "Нам надо лучше знать друг друга", «Земля без войны», "Приемы эффективного общения".
Особое внимание было уделено таким семейным ценностям как вера и любовь, брак и взаимоотношения (в т.ч. и сексуальная жизнь), вера и надежда, взаимоуважение и взаимопонимание (как среди членов семьи, так и в вопросах воспитания детей), чувство значимости и необходимости, семейные традиции и праздники.
В конце работы родителям было предложено самим дать оценку своего вклада в развитие и укрепление семейных ценностей, и рассказать какие изменения произошли в их семьях. Свою оценку по выходу из кризисного состояния давали и сотрудники, участвующие в работе с данными семьями, подчеркнув необходимость укрепления семейных ценностей не только личным примером, но путем их передачи из поколения в поколение.
Достигнутые результаты:
- увеличение числа семей, посещающих культурно-досуговые мероприятия вместе с остальными членами семьи;
- организация и проведение собственных праздников в семейном кругу;
- снижения конфликтных ситуаций в семье;
- увеличение роли отца в семейных отношениях;
- увеличение времени, которое семья проводит вместе за каким-либо занятием или увлечением;
- обратили внимание родителей на важность семейных традиций в формировании личности ребенка.
Повторный опрос семей показал, что на первом плане все же остается материальное положение. Но вот снижение значимости материального положения (56%) в пользу увеличения значимости духовных ценностей (44%) все же произошло. Это дает стимул для дальнейшей работы.
Это далеко не все результаты. Ведь больше всего радует, когда видишь родителей с детьми, которые мило улыбаясь, идут, взявшись за руки. А сказанное при встрече слово «Здравствуйте» радует сердце еще сильнее.
Делая окончательные выводы можно сказать, что каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру, микросоциум. Да случаются и кризисные ситуации, и здесь главное вовремя протянуть руку помощи.
Но это все позитивные результаты, а ведь нельзя не брать во внимание и негативные. Из опыта работы могу смело сказать, что не каждая семья признает, что находиться в кризисном состоянии, а соответственно зачастую не дает себе помочь.
Да она может отрицать очевидное, но видя то, как счастлива «соседняя» семья, которая, кстати, находилась в таком же положении, невольно берет верх простая человеческая зависть. Я говорю про белую зависть, которая в нашей жизни часто играет мотивирующую роль. Вот тут то и надо уловить момент и предложить семье помощь.
Второй момент, который так же нельзя не брать во внимание это ближайшее окружение семей. Часть данного окружения относиться с пониманием и участвует в «выздоровлении» семьи. Но есть и та часть, которая так, скажем, тянет семью вниз. Зачастую можно говорить об асоциальном образе жизни, где не учитываются ни нормы жизни, ни семейные ценности. И здесь уже начинать работу необходимо с «изъятия» попавших под негативное влияние членов семьи из данного окружения.
По этой причине мы являемся единомышленниками с профессора А.И. Антонова, считающего, что «негативные процессы не фатальны, кризисные тенденции семьи можно изменить, но лишь при условии проведения обществом исторически беспрецедентной политики укрепления семьи с детьми» [1, 5 с].
Список литературы
1. Антонов. А.И.: Повышение рождаемости – это проблема формирования ценностей: Современные тенденции детности семьи и цели семейно-демографической политики [Текст]. Экономические стратегии, № 5/2014. – С. 5.
2. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – СПб,.2010.
3. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. – СПб, 2010.
4. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье [Текст]. Вестник РУДН Сер. Социология 2004. – С. 6-7.
5. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики [Текст] // Социологические исследования. 2010. №2. – С. 67–72.
6. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник (5 класс) [Текст], ФГОС. - М. Изд-во: «Русское слово», 2013. – 125с.
7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка[Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996. – 844 с.
8. Педагогика Большая современная энциклопедия [Текст]. Сост. Рапацевич Е.С. М, 2005. – 522 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов, 1983. – 84с.