Аннотация. В статье автор пытается определить место понятия душа в современных педагогических концепциях, в системе экологического воспитания. На примере урока в 1 классе по обучению грамоте показывает возможности воспитания экологической культуры, основанной на мировоззренческих традициях коренных народов Севера.
Для современного этапа в системе экологического воспитания школьников наиболее распространенными направлениями являются формирование знаний по экологии, охране окружающей среды, осмыслению взаимодействия общества и природы. Это последнее направление и наталкивает на размышления в область этнопедагогики коренных народов Севера, ключевым понятием в миропредставлении которых является душа. Душа, которая наполняет все окружающее пространство – землю и небо, реки и сопки, деревья и камни. Так же как и наполняет самого человека, тем самым не выделяя его из природы, а гармонично вписывая его физические, психические процессы в явления природы. Такое понимание окружающего мира и позволило выжить человеку в труднейших климатических условиях Севера.
Отмечая значение представлений о душе в области этнопедагогики, одна из задач которой – научить ребенка бережно относится к природе, мы задаемся вопросом, как используется культурное наследие архаичных культур, их мировоззрение, принципы воспитания в традиционном воспитании духовности и современном школьном воспитании, и как философское осмысление этому способствует.
Этот вопрос не случайно становится актуальным в современном образовании. Мы не ставим своей задачей анализ причин падения духовного уровня нашего общества, которое привело к величайшим социальным и природным катастрофам современности. Однако, осознав это, мы всеми силами пытаемся сегодня восстановить в обществе потерянные моральные ценности и традиции, традиции бережного отношения к самому себе и окружающим людям, традиции взаимоотношения с природой, традиции, передающиеся из поколения в поколение, традиции семейные.
Как правило, духовность сконцентрирована в религиозных учениях и в художественных образцах, но затрагивает она все аспекты жизнедеятельности общества, социальных групп, конкретного человека. Именно в религиозных мировоозрениях античного человека мы и находим взаимосвязь: природа – человек – душа. Логично вписывается в наши размышления понятие нравственности. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, процесс формирования экологической культуры[1] .
Философский словарь уточняет, что «воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся способностей гармонического целого, а так же приобретение вырастающим воспитанником благоприятным для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, народа, семьи, государства» [7]. И если с понятием тело относительно понятно в педагогическом сообществе, то такие понятия как дух и душа, рассматриваются крайне редко, чаще всего их соотносят с такими понятиями как чувство, лирика, любовь, вера, религия - при анализе литературных произведений, внутреннего мира героев, где они становится синонимами термина «душевность». Но почему объект воспитания душа совершенно не востребован в современном образовании? В педагогическом словаре дается следующее определение: «ДУША — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоз). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Души" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека» [4]. В педагогическом словаре мы снова видим философский подход и в нем совершенно не рассматривается педагогическая функция этого понятия, столь нам сегодня необходимая. Хотя, по нашему мнению, уже в первом классе возможно введение этого понятия с целью формирования экологической культуры.
Итак, попытаемся определить место понятия душа в современных педагогических концепциях, в системе экологического воспитания. Для иллюстрации предлагаем фрагмент урока по обучению грамоте в 1 классе:
ФРАГМЕНТ УРОКА
Название предмета |
Обучение грамоте (Образовательная система «Школа 2100») |
Класс |
1 |
Тема урока |
Генрих Сапгир «Душа природы» |
Цель урока |
Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению и применению способов действий при работе над рассказом Генриха Сапгира «Душа природы». |
Планируемые результаты универсальных учебных действий |
Личностные: формирование ценностного отношения к природе, основанное на общечеловеческих ценностях жизни, через ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Регулятивные: умение контролировать механизм прогнозирования по иллюстрации к тексту, по названию; развивать умения рефлексивного чтения. Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу. |
Используемые технологии |
технология проблемно-диалогического обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности |
Ход урока:
Этап работы с текстом |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I этап. Работа с текстом до чтения |
||
1. Антиципация (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. |
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на странице 103. Что вы видите?
- А разве можно разговаривать с цветами, разве это люди?
- Посмотрите внимательнее на иллюстрацию, а что делают цветы? - О чем могут рассказать цветы дедушке?
- Прочтите фамилию автора и название рассказа. - Как вы понимаете слово душа?
- А разве растения могут испытывать страх или радость?
- Ребята, высказывая свои предположения, вы стали участниками вечного спора ученых. Древнегреческий философ (мудрец) Аристотель доказывал, что у растений, как и у человека, есть душа и она является признаком одушевленности. - Как вы понимаете слово одушевленный? - Вслушайтесь в слова душа, одушевленный. Какая часть у них общая? - Как по другому можно объяснить слово одушевленный? - Но существовало и другое мнение. Св.Антоний: «Растения имеют жизнь физическую. А души не имеют. Человек имеет душу и называется разумным, потому что имеет ум и способен приобрести познания». |
- Мы видим, что дедушка разговаривает с цветами.
- Мне кажется, да. Ведь они живые. Они дышат, растут, питаются. - Моя мама всегда разговаривает с цветами, когда их поливает. - А моя бабушка разговаривает с огурцами и помидорами, чтобы они быстрее поспевали. - Они тоже говорят.
- Возможно, сказочную историю… - Еще они могут жаловаться, что хотят пить. - Или о том, что их срывают, и они погибают. - Генрих Сапгир. Душа природы. - Душа есть у человека, и она улетает, когда он умирает. - Она уходит в пятки, когда человек боится. - Еще она поет, когда тебе радостно. - Мне кажется да, когда их срывают, они начинают бояться. А когда поливают – радуются и лучше цветут. - А я думаю, что цветы это не люди и радоваться не будут.
- живой
- душа
- наделенный душой.
|
2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
|
- Мне хочется пригласить к разговору Генриха Сапгира. А какой вопрос вы бы хотели задать автору? - Что поможет вам сделать предположение о том, как считает автор? |
- Как он думает, есть ли у растений душа?
- По названию рассказа «Душа природы», можно предположить, что автор также думает, что у растений есть душа. |
II этап. Работа с текстом во время чтения |
||
1.Первичное чтение текста. чтение – слушание, Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений,)
|
- Я прочитаю вам рассказ, а вы попробуйте ответить на этот вопрос. Генрих Сапгир Душа природы Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется это у них душа такая. У ромашки душа веселая, как солнышко. У колокольчика душа легкая. У Иван-да-марьи один цветок, две души. У Анютиных глазок душа ласково глядит. У розового и белого клевера душа простая и добрая. Шиповник тоже розовый и белый. Про него можно сказать, что он задумчиво радуется. А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растет, головы не клонит. - Что вы представляли, когда я читала текст?
- Молодец, ты интересно подметил. - Как вы ответите на вопрос, который мы задали автору. |
- Я представляла, как гуляла по полянке и разговаривала с цветами. - А я представлял как будто цветы - это дети.
- Автор считает, что у цветов есть душа. Он как будто рассказывает про людей. |
2. Перечитывание текста |
||
Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. |
- Прочитаем текст по «цепочке», найдем слова, которые описывают душу цветов. - Назовите эти слова.
- Можно так сказать о людях? - О каких людях так говорят?
- Прочитайте первый абзац. Последнее предложение. Как вы думаете, где автор разместил душу у цветов? Почему душа находится в самой красивой части цветка? |
- Душа веселая, легкая, простая, добрая, дикая, непокорная.
(дети приводят примеры)
- Я понял там, где сам цветок распускается. - Она самая важная в цветке. |
III этап. После чтения |
||
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
|
- Изменилось ли мнение у ребят, которые считали, что у природы нет души? - А как бы вы описали душу дремучего леса? А топкого болота? - О каких людях можно так сказать? - Дети, мы живем на Ямальской земле, и коренные народы, которые здесь проживают, до сих пор относятся ко всей окружающей природе как живой, имеющей душу. Если камень похож на медведя, которого они почитают, то и к камню будут относиться уважительно. Или к реке, которая дает им рыбу. А что бы был богатый улов, они дарят реке подарки. Вся окружающая природа может печалиться и радоваться, защищать и наказывать. Она живая. - В наших лесах много цветов, захочется ли вам теперь нарвать огромные букеты?
- Вот так и народы Севера очень бережно относятся к природе. И учат этому своих детей. Никогда ребенок не воткнет в землю палку, чтобы не поранить глаза Земляной бабушки. Не убьет жучка, потому что в него переселилась душа старичка. - Что бы вы ответили тем ученым, которые считают, что у растений нет души? |
- Да, после этого рассказа, мне кажется вся природа нежная, хрупкая и живая.
- Я не смогу рвать цветы, мне будет казаться, что они плачут.
- Когда все люди будут знать, что у природы есть душа, то станут ее беречь, как родного человека. |
Домашнее задание. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
|
- Много стихов, рассказов и песен написано о цветах. - Давайте соберем все стихи о цветах в одну книжку. Как можно выполнить это задание?
- Какое название можно дать нашему сборнику? - А вам я дарю такие строчки… Есть, есть душа у каждого цветка, Спасибо за урок! |
- Каждый нарисует свою страничку «Любимый цветок» А потом соединим все листы.
- Душа цветов.
|
Анализ урока позволил сделать следующие выводы: на этапе актуализации знаний, дети, назвав основные признаки растений (дышат, растут, питаются), отнесли к ним и способность общаться с человеком, это умозаключение совпадает с мифологическими представлениями о природе архаичным человеком. Термин «душа» в понимании первоклассника так же связан с признаками живого, с тем, что после смерти душа покидает тело. Далее ребенок соотнесет эти знания с жизнью цветов (почему цветы плачут, когда их срывают). Обратили внимание и на важнейшее свойство души – перемещение в теле человека (ушла в пятки). В примере о поющей душе, ученик пытается связать ее с психическими явлениями – выражение радости через пение.
Но проблемно-диалогическая технология способствовала выразить учащимся и другое мнение, об отсутствии души у растений. Это предположение позволило подвести под урок научную актуальность. Что придало уроку исследовательский характер. Этот момент очень понравился ученикам, им было важно осознавать себя не первоклашками, пассивными слушателями, а настоящими учеными и исследователями, гипотезы выдвигались смелее, аргументация строилась логичней. Форма подводящего диалога помогла определить цель урока, которая заключалась в вопросе автору. Мы не ставили своей задачей сделать вывод, есть ли душа у природы, нам важно, что думает об этом автор, и сопоставить его мнение со своей точкой зрения.
На этапе первичного чтения учащиеся очень тонко подметили схожесть цветов и детей. На следующем этапе перечитывания текста становится понятным, что привело их к такому выводу. Согласно закону партиципации, дети интуитивно соотнесли внешние признаки растений с душевными качествами, свойственными человеку, в данном случае - ребенку, т.к. они сами относятся к этой категории, им проще сравнивать с собой, со своими ощущениями, чувствами и переживаниями. Абсолютно идентично архаичному человеку дети поместили душу в голове самой красивой части цветка, указав тем самым на важную функцию души для жизни живого. Коллективные переживания сопричастности с миром растений привели учащихся к правильному выводу о правилах поведения в лесу (не рви цветы, они живые и им больно как тебе).
Смысловая беседа после чтения расширила представления детей о душе, когда она может быть не только светлой, но и мрачной и хмурой (душа - потемки).
Целостная картина мира, как нельзя лучше была представлена при знакомстве с региональной культурой. Это способствовало более глубокому пониманию ребенком термина душа, но в контексте другой культуры. Именно мировоззренческие установки северного этноса сформировали у детей понятие о необходимости сохранения природы. К этому пониманию дети пришли не через назидания, а через собственное понимание и чувствование, что в дальнейшем скажется на общей экологической культуре общества.
Выполняя творческое домашнее задание, почти все дети нарисовали цветы с внешними признаками человека (глаза, рот, волосы), тем самым в очередной раз обнаружив схожесть мифологического и детского мышления, в данном случае, одушевляя природу, наделяя ее качествами человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Мы ставили определенные задачи по формированию УУД:
Личностные: формирование ценностного отношения к природе, основанное на общечеловеческих ценностях жизни, через ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Результатом формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, стал осознанно и самостоятельно сделанный вывод о бережном отношении к растениям, части живой природы. Этот вывод был основан на общечеловеческих ценностях жизни. Одушевив природу, наделив ее качествами человека, ребенок осознал, что жизнь присуща не только человеку, но и растениям. И признаком жизни является душа, которая стала на данном уроке объектом научного познания, принципы которого выразились в чувственном переживании содержания с целью нахождения истины. Опираясь на опыт, ученики смогли сделать предположение о наличии души у растений, возможно, возникшее как фантазия. Но представления северного этноса об одушевленности природы, благодаря близости мифологического и детского мышления, утвердили предположения учеников. В итоге авторская позиция была принята как собственная.
Регулятивные: умение контролировать механизм прогнозирования по иллюстрации к тексту, по названию; развивать умения рефлексивного чтения. Результат формирования регулятивных умений был получен благодаря использованию на уроке технологий проблемно-диалогического обучения и технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанных на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова».
Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу. Многие дети впервые столкнулись с понятием душа. Но благодаря правильно выстроенному подводящему диалогу учителя с учащимися, в доверительной обстановке, способствующей высказывать свое мнение, все дети приняли участие в беседе.
Новые тенденции в образовании и новые технологии создали условия для учеников первого класса обеспечивающие способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формированию этих качеств способствовало понятие души, с одной стороны как объект научного познания, с другой как средство воспитания, относительно независимый источник формирования и развития личностной сферы человека. В совокупности душа предстала как педагогический инструментарий деятельностного компонента, с помощью которого осуществляется формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373standart.edu.ru›ФГОС
2. Алексеенко Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. / Сост. И.С.Кон. Л., 1988. С. 24-29.
3. Анисимов А. Ф. Космогонические представления народов севера / А. Ф. Анисимов М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. -108 С.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81
5. Мифы и предания ненцев Ямала/Автор-составитель Л.А. Лар; иллюстрации Л.А. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС РАН, 2001. 249 с.
6. Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М.: Мысль. 1957. - 640 с.
7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576с. С.76
Интернет-ресурсы:
1. Департамент по делам образования коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа (официальный сайт)// http://www.kmns.yanao.ru/3/1/170/
2. Энциклопедия символов // http://esymbols.ru/
3. Энциклопедия мифологии// http://godsbay.ru/