Тютюнникова Татьяна Александровна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»,
г. Ноябрьск
На уроке русского языка в седьмом классе мы с ребятами анализировали очерк Е. Алексеевой «Мама Маленького принца» и уже были почти готовы писать изложение, когда вдруг один из учеников задал вопрос, который заставил меня задуматься о многих вещах, касающихся воспитания детей.
В тексте рассказывалось об известной переводчице Норе Яковлевне Галь, которая подарила русским читателям сказку французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но вопрос ученика был связан вовсе не с переведенным произведением, а с посвящением дочери, которое Нора Галь написала в своей книге «Слово живое и мёртвое»: «Работа – вернейшая опора при всех бедах и надежное снадобье при всех болезнях, во всех возрастах. Живи долго и помни всегда. Счастливой работы!». Эта цитата и вызвала у школьников недоумение. Ещё больше их поразила информация о том, что Нора Яковлевна по 14-16 часов ежедневно проводила за старенькой пишущей машинкой и оставила после себя более трехсот переведенных произведений, совмещая это с работой в различных газетах и журналах.
Разве можно столько работать? Зачем? Наверное, она хотела прославиться? А сколько денег получают переводчики? – вопросы посыпались отовсюду. Когда ребята узнали, что труд переводчика в советское время невысоко оплачивался, были разочарованы вовсе. И, конечно, детям совершенно было непонятно, почему «работа – опора в бедах и снадобье при болезнях». Пришлось все растолковывать, приводить другие примеры из жизни и литературы. Поняли ли дети суть моих рассуждений, не знаю, хочется верить, что поняли. Но у меня осталось какое-то странное чувство неудовлетворенности, ощущение недосказанности, недопонимания. Будто говорю я детям какие-то странные, очень далекие от их мира вещи.
Сегодня на разных уровнях (муниципальный, окружной, федеральный) говорят о необходимости активизации профориентационной работы в школе. Причем тема эта не нова: школы всегда вели профориентационную работу. 2012 год был объявлен Губернатором округа Дмитрием Николаевичем Кобылкиным Годом подготовки профессиональных кадров. Тогда работа по профессиональной ориентации, которую вела система образования, приняла масштабы региональной деятельности: был утвержден комплексный план мероприятий по профориентации обучающихся учреждений общего образования в округе на 2012-2015 годы. Сделано было немало: внедрено в систему образования обучение в профильных классах, кабинеты школьных психологов оснастили целым арсеналом диагностических методик, в том числе и компьютерных, стали проводить месячники профориентации, дни открытых дверей в профобразовательных учреждениях. Но статистика – вещь неумолимая: по данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, обнародованными в 2016 году, выявилось:
– 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями,
– 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников;
– 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии.
В чем же причина таких результатов? Если не работают инновационные методы, новейшие технологии, наверное, пора задуматься о ценностных основаниях профессиональной ориентации. «Профессиональное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах и нормах профессионально-трудовой деятельности. Обсуждение этого положения требует ответа на два вопроса, простых по форме, но весьма непростых по существу. Каковы это «общественно выработанные» представления о труде и о профессиональной деятельности, которых явно или неявно придерживается большинство населения? Можно ли изменить процесс самоопределения (то есть результат профориентационной деятельности), не меняя тех самых «общественно выработанных» представлений?» [3].
Даже самое поверхностное наблюдение за отношением к труду, выбором профессии, приобщением к работе дает ответы на многие вопросы, над которыми ломают голову ученые-педагоги и психологи.
Современные дети не умеют и не хотят трудиться! Из школ убрали общественно полезный труд, учащиеся теперь не проводят влажную уборку в кабинете (за них это делают технические работники), даже на уроках технологии (труда) девочки показывают презентации по технологии приготовления блюд, а мальчики пишут конспекты. Элементарные просьбы учителя: стереть с доски, подровнять стулья, поправить их за собой, подобрать мусор на полу – выполняются с неохотой.
Родители тоже полностью оградили своих чад от трудовых обязанностей и домашних дел. Когда на одном из родительских собраний я показала слайд с информацией о том, что умела делать сельская девочка в возрасте 10 лет без помощи взрослых, а именно: принести дрова, чистить и топить печь, принести воды из колодца; варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели; сбивать масло; накрывать на стол, мыть посуду; подметать пол, мыть и чистить лавки и пол; вытрясать и чистить половики; вытрясать постель; прясть, ткать, вышивать, вязать; стирать и полоскать белье на речке, развешивать его; убирать урожай на огороде и в поле; пасти корову, козу, гусей, уток; удить рыбу; возить на коне копны на сенокосе; делать кизяки (специальное топливо для печки); трепать лен, сновать (специально готовить нитки, из которых потом ткали)
в сопоставлении с тем, что составляет основной круг жизни современных детей: академическая учеба, потребление, развлечение, досуг, искусство и спорт (если повезет) – отцы и матери сидели, понурив голову.
Современные дети не умеют делать элементарные вещи (их этому не учат родители), а еще прибавьте к этому родительскую элитарную профориентацию, сущность которой заключается в том, чтобы любой ценой устроить своего ребенка в вуз, своего рода «камеру хранения и дозревания», где их любимое чадо сможет беззаботно еще пять лет наслаждаться жизнью.
Менталитет современного родителя изменился: «деятельность рассматривается как средство (причем не самое лучшее) для удовлетворения комплекса потребностей человека, связанных с обеспечением материального благополучия, высокого социального статуса и большого количества свободного времени, используемого для «отдыха» и всевозможных развлечений [3]. Естественно, такой подход в воспитании формирует у выпускника школы критерии выбора будущей специальности: нужно выбрать такую профессию, чтобы много платили, но при этом ничего не надо было бы делать. Или, как шутят современные школьники (да и порой их родители): ищу приличную работу, но чтоб не связана с трудом! В каждой шутке есть доля правды, в этой – горькая правда нашей современной жизни! Профессии для нынешних выпускников отличаются не видом деятельности и не предметом труда, а доходностью и престижностью. «Парадоксальный ход нынешней эпохи: «человек для… удовлетворения его собственных потребностей». Потребности рассматриваются как некая объективная данность, и более того – как предельная ценность индивидуальной и социальной жизни» [1].
На одной из конференций по вопросам профессионального самоопределения обучающихся были представлены данные, полученные в результате исследований в одном из педагогических колледжей (специальности: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура», «Социальная работа»). Выборка составила 243 первокурсника, которым предлагалось назвать основания, по которым они выбрали профессию. На первом месте (68 % опрошенных) – удовлетворение коммуникативных потребностей; на втором (52 %) – удовлетворение социально-статусных потребностей, связанных с мотивами престижа, лидерства, власти. Далее следуют: удовлетворение потребности в творческой самореализации (33 %), учебно-познавательных потребностей (28 %) и «желание быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни» (22 %) – на практике за этим желанием, как правило, стоит потребность оправдать ожидание родителей, на что указывают сами авторы исследования [4].
Каких учителей и воспитателей мы получим через несколько лет? Тех, которые приходят в школу или в детский сад для того, чтобы пообщаться, почувствовать свою власть и значимость. Остальные стороны их профессиональной деятельности, в лучшем случае, имеют для них второстепенное значение, в худшем – носят характер досадной неприятности, обязанности, от которой при первой возможности надо отлынивать.
Где же педагоги, которые любят детей и испытывают потребность в работе именно с детьми? Педагоги, которые стремятся с максимальной полнотой реализовать свое призвание, добиться наивысшего мастерства в профессии? Те, которым свойственно желание усовершенствовать свою профессиональную деятельность, найти новые, авторские подходы в профессии, стать «изобретателем и рационализатором»? Где, наконец, традиционный идеально-утопический мотив российского учителя–«переделать мир»? [3].
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ.
Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, общение с другими людьми – это уже труд. Как приучить ребенка к труду? Как объяснить ребенку ценность и красоту труда? «Начнем с того, что Господь – Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле» [1].
«Труд – необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить – мышцы атрофируются, а душа мертвеет» [1]. К сожалению, мы всё чаще и чаще наблюдаем такую картину: в семье ребенок – повелитель, он только заплакал – к нему все бегут, покупают все, на что он пальчиком покажет, а вот игрушки за собой убрать он не может, а ведь с этого и начинается трудовое воспитание, приучение к выполнению обязанностей. Нужно внушать ребенку понятие долга. Детей нужно учить все делать самостоятельно, без подсказки. Как этому научить? Не через нотации и нравоучения, сами родители должны подавать пример: как родители поступают, так и ребенок поступает – дети копируют родителей. Какие родители – такие и результаты.
Неумение трудиться, леность духовно развращают человека, укрепляют же его молитва, послушание, обращение к Богу, а это труд. А если человек не приучен трудиться, о каком послушании и смирении может идти речь? «Человек ценен не тем, сколько он приобрел, получил и потребил, а тем, что он принес и отдал людям, как он распорядился талантами, полученными от Бога. Сам Господь повелел человеку трудиться. Это заповедь Божья, данная еще Адаму» [4].
Истинное сокровище для человека – умение трудиться. Только труд может сделать жизнь человека чистой и радостной. Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля выполнить задание и силы для этого. Труд – благороднейший целитель от всех недугов как физических, так и духовных. А что может быть радостнее для родителя, нежели видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Счастливой работы!
Список литературы
1. Кречетов Валериан, протоиерей. Когда труд – радость [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravoslavie.ru/30294.html
2. Никитина Г. В., Копейчук Е. П. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося среднего профессионального учреждения: проблемы и условия организации // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания (12-13 ноября 2013 г., Москва). – Вып. III. – М.: ФИРО, 2013. – С. 95-100.
3. Сергеев И. С. К вопросу о ценностных основаниях профессионального самоопределения // Организационно-педагогические условия становления инновационной образовательной среды профессиональной образовательной организации. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 91-99.
4. Священнослужители о трудовой этике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyashhennosluzhiteli-o-trudovoj-etike/.