Синельникова Ольга Владимировна,
заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» п. Тазовский
ЦЕНТР КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребёнка.
Поддержка семьи в вопросах образования, получения родителями при необходимости профессиональной и компетентной консультативной помощи регулируется современным российским законодательством. Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Центр консультационной помощи семьям «Развиваемся вместе» создан на базе МБДОУ детский сад «Радуга» с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и обеспечения доступности дошкольного образования, оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей на дому, всестороннего сопровождения, воспитания и развития детей, не посещающих детский сад, их социализации, а также расширения форм работы с родителями (законными представителями). Основными принципами работы Центра «Развиваемся вместе» являются: добровольность, компетентность, сотрудничество, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
Перед дошкольными учреждениями стоит проблема – как организовать взаимодействие семьи и детского сада? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом? Как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу для них и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».
Для определения перспектив и содержания работы и форм организации специалистами детского сада было проведено анкетирование родителей детей, не посещающих ДОУ, которое выявило самые актуальные для родителей направления.
Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, мы стремимся разнообразить формы и методы взаимодействия. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы ведём по четырем направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Беседа (консультация) педагога с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.
Одна из эффективных форм работы с родителями, которую используем мы, это работа «Родительского университета» и его кафедр: «Здоровья», «Эффективного родительства», «Семейных традиций» (бабушки и дедушки – хранители семейных традиций), «Грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
В работе с родителями используем индивидуальные блокноты, куда записываем успехи детей по разным видам деятельности, а родители могут отмечать, что их интересует в воспитании детей.
Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях оказания практической помощи семье. Хорошим примером информационной пропаганды является информационная газета для родителей «Радужное детство». В рубриках «Советы специалистов», «Семейные традиции», «Очумелые ручки», «Новости воспитания», «Совместные домашние игры» родителям предлагаются материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье.
Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется инициативой, компетентностью, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели. Работу с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому, реализуют квалифицированные специалисты ДОУ.
Организация деятельности Центра консультационной помощи «Развиваемся вместе» осуществляется при соблюдении санитарно-гигиенических условий, соблюдении правил пожарной безопасности. Семьи посещают мероприятия в зависимости от собственных образовательных потребностей. Ежегодно руководителем данного направления разрабатывается Перспективный план работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому, на текущий учебный год. Количество мероприятий внутри каждой формы работы и время проведения конкретного мероприятия определяется в соответствии с их спецификой. Эффективность работы с семьями оценивается с помощью анкетирования семей, качественного анализа проведённых мероприятий.
На протяжении работы Центра родители получали квалифицированную консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и оздоровления детей, практическую помощь в организации работы с детьми дома, обменивались опытом воспитания детей, участвовали в выставках, конкурсах, мастер-классах, давали оценку эффективности работы Центра в целом и по отдельным вопросам. Среди родителей спросом и популярностью пользуются услуги по организации детского праздника в кафе «Мандаринка» (дня рождения, семейного детского праздника с коллективом детей в детском саду и дома).
В перспективе деятельности перед работниками ДОУ стоят задачи по созданию семейно ориентированной модели поддержки семей, имеющих детей, в том числе детей с ОВЗ; публикации образовательных продуктов по данному направлению; открытию клубов «Вместе с мамой», «Непоседы».