Труханова И.А., директор, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым
В 2018 году проект «Центр «Моя перспективная профессия» – образовательный конструктор для успешного будущего выпускника» школы №1 стал победителем федерального конкурсного отбора (протокол заседания конкурсной комиссии Министерства просвещения РФ от 16 июля 2018 г. № 3). Реализация данного проекта осуществляется в рамках соглашения между Министерством просвещения РФ и школой на условиях софинансирования: федеральный бюджет, окружной бюджет и собственные средства организации.
В процессе реализации проекта обновлена имеющаяся нормативно-правовая база школы по профориентационной работе. Сформированный нормативно-правовой портфель, включающий 5 нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов: регламент организации деятельности по формированию профессиональных предпочтений и самоопределению учащихся, положение о Центре «Моя перспективная профессия», Карта опережающего развития профессиональных предпочтений учащегося, Макет персональной лего-карты опережающего развития учащегося, соглашение о сотрудничестве с ООО «Газпром добыча Надым».
Разработанная документация позволила регламентировать деятельность образовательной организации в части формирования профессиональных предпочтений и самоопределения учащихся, определить кадровые ресурсы, структуру взаимоотношений между инфраструктурными объектами, механизм взаимодействия образовательной организации с градообразующим предприятием ООО «Газпром добыча Надым». Формирование нормативно-правовой базы проходило совместно с органами государственно-общественного управления и коллегиальными органами образовательной организации.
Карта опережающего развития профессиональных предпочтений «Я и мир профессий» (далее – карта) и Макет персональной лего-карты опережающего развития (далее – лего-карта) помогают учащемуся ориентироваться в перечне профессий, оценить личные ресурсы, установить соответствие между своими возможностями и востребованными компетенциями профессиональной деятельности. Образовательные продукты, направленные на самостоятельное создание учащимся индивидуального профессионального маршрута, прошли профессиональную экспертизу и оценку районными экспертами, специалистами ФГБОУ ВО «Омского государственного педагогического университета» и рекомендованы к использованию образовательными организациями в профориентационной работе (фото 1).
В рамках проекта первоначально составлен инструментарий для проведения мониторинга востребованности Центра «Моя перспективная профессия», который включает 3 диагностики и анкетирование учащихся и родителей (законных представителей). В диагностическом исследовании приняли участие 443 учащихся 5-11 классов. По результатам исследования наибольшее количество (34%/151 чел.) респондентов относятся к типу профессий «Человек-техника», что позволило определить основные направления развития Центра.
Деятельность Центра направлена на организацию профессиональной ориентации обучающихся, формирование их профессиональных предпочтений, исходя из требований рынка труда, социально-экономических условий. В своей структуре Центр имеет пять секторов: внеурочной деятельности, дополнительного образования, учебно-методической работы, психолого-консультационный, библиотечно-информационный. Приоритетные направления профориентационной подготовки определены на основе ориентира на эффективную экономику будущего (цифровые технологии и др.), региональных особенностей рынка труда, результатов профориентационной диагностики.
Развиваются компетенции учителей по внедрению в образовательный процесс межпредметных технологий через продуктивные формы работы с педагогическими работниками, на основе метода «мозгового штурма», через коллективную «скрайбинг-презентацию» и курсы повышения квалификации (23 чел. / 45%).
Архитектура Центра представлена из 5 предметно-пространственными зонами: инженерная «Технарь»; логическая «Шахматный лабиринт»; IT-зона «IT-сервис»; дизайнерская «Арт-взлёт»; командно-дипломатическая «Диалог», где проводятся профориентационные занятия по сферам профессиональной деятельности «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – человек», «человек – художественный образ».
Дизайн интерьера профориентационного пространства разработан на основе изучения мнений и предложений по оформлению на сайте школы. По результатам институционального конкурса «Наша школа – сегодня и завтра», эскизы работ, набравшие наибольшее количество голосов, использованы для оформления интерьера развивающих зон. В процессе проведения акции «LECO – собираем ВМЕСТЕ!» в инженерной зоне «Технарь» создана интерактивная лего-стена. Проектная команда разработала дизайнерские решения оформления и составила перечень современного оборудования для оснащения зон.
Приобретённое оборудование обеспечивает проведение профориентационных мероприятий через прикладное знакомство с профессией, профессиональные пробы, моделирования реальной задачи конкретного вида профессиональной деятельности.
В IT-зоне «IT-сервис», оборудованной современными компьютерными программами с трёхмерным проецированием, проходят занятия по физике, математике, географии, информатики, где формируется современное видение учебного материала через метапредметность. Учащиеся работают над исследовательскими проектами по инженерному направлению, виртуально погружаясь в профессию на интерактивном диорамном 3D-макете «Принцип действия системы ГЛОНАСС/В».Например, учащиеся Газпром-класса работают над проектом по использованию беспилотников для мониторинга газопроводов. 3D-макет позволяет теоретически изучить принципы определения текущих координат объекта в зависимости от сферы, в которой используется беспилотник (геодезия и кадастр, сельское хозяйство, мониторинг ЛЭП и нефтегазопроводов, лесов, дорог) (фото 4).
В инженерной зоне «Технарь» дети через работу на модульных станках с ЧПУ для обработки материалов, с конструктором «Умный дом» и выполнение практических заданий на автотренажёре знакомятся с миром технических профессий: инженер-проектировщик систем «Интернета вещей», инженер-робототехник, водитель, автомеханик и др. (фото 6),
Отработке навыков командной работы и оперативного принятия решений способствует игра в настольный хоккей. Особенностью образовательного пространства является тимбилдинг, т.е. организация занятий по робототехнике через технику командообразования. Дети учатся умению договориться.
Как результат, в январе 2019 г. команда спортивного класса «Думай и делай» – победитель IV регионального фестиваля «РобоФест-Ноябрьск-ЯНАО».
В инженерной зоне успешно реализуют программы технической направленности: «Техническое конструирование», «Обработка конструкционных материалов»; «Легоконструирование»; «Водитель легкового автотранспорта»; «Электротехника», «Цифровое искусство», «Робототехника».
Логическая зона «Шахматный лабиринт» была модернизирована в 2018 году за счёт средств регионального гранта (фото 2).
С 2014 года в школе реализуется программа внеурочной деятельности «Клуб «Белая ладья», с 2017 года введен учебный предмет шахматы и с каждым годом увеличиваем число классов, изучающих его. В зоне проходят занятия с разновозрастными группами детей с использованием классических и интерактивных шахмат. В школе проводится традиционный шахматный турнир.
В командно-дипломатической, коммуникационной зоне «Диалог» открылись новые возможности для профессиональных проб по профессиям журналист, режиссёр монтажа, звукооператор, ди-джей, сценарист и отчасти, актёр. На средства федерального гранта изменены архитектурные композиции, раздвинуты границы, обновлена необходимая аппаратура (фото 3).
В школьной студии за 2 месяца 2019 года записаны 11 видеороликов, 17 тематических радиопередач, сформирован банк музыкальных произведений.
Школьная медиа-студия «Взгляд» победитель районного конкурса школьных СМИ «Медиа-вызов» в 2018 г.
Главное предназначение зоны «Арт-взлёт» - формирование профессиональных компетенций в области дизайна и изобразительного искусства. Ребята осваивают различные техники работы с изобразительными материалами: 3-Д моделирование, настенная фреска, графити, декорирование предметов, объемное моделирование, бумагопластика (фото 5).
Грифельная краска и магнитная краска для покрытия позволила создать творческую зону самовыражения креативных дизайнерских идей. Ребята пробуют себя в профессиях дизайнера, художника-оформителя, учителя, архитектора.
Общешкольные профориентационные мероприятия для учащихся 5-11 классов – квест-игра «Тебе строить будущее» и погружение «Перспективные профессии», ориентированы на формирование профессиональной мотивации школьников, максимальное вовлечение учащихся в активную практическую деятельность профессиональной направленности. Кейсы с зданиями для проведения профессиональных проб и практических занятий созданы совместно со специалистами предприятий Надымского района.
Диссеминация и распространение опыта реализации проекта в 2018 году представлены:
- на Региональном Совете по вопросам развития инновационной деятельности в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2018 году (http://www.yamaledu.org/news/18794-podvedeny-itogi-innovacionnoy-deyatelnosti-v-2018-godu.html;
- Международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука», г. Тамбов, с публикацией статьи в научном журнале «Вестник научных конференций».
Кроме этого, процесс реализации проекта и организации ранней профилизации освещался на:
официальном сайте организации http://ndm-sosh1.ru/index/federalnyj_grant/0-183;
Муниципальном Совете по инновационной деятельности при Департаменте образования Надымского района от 17 октября 2018 года, http://ndm-sosh1.ru/news/rezultaty_raboty_municipalnoj_innovacionnoj_ploshhadki_rassmotreny_na_sovete_po_innovacionnoj_dejatelnosti/2018-10-20-843.
Ключевые идеи проекта отражены на официальном сайте департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа и учредителя школы – Департамента образования образования Надымского района:
Наша школа ориентирована на успешность ученика и уже сейчас обладает всеми потенциальными возможностями центра цифрового и гуманитарного профиля. Образовательная организация имеет необходимые условия и ресурсы для реализации национального проекта «Образование».
Список использованных источников
1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Научная и учебно-методическая литература