Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Центр педагогической поддержки...

Центр педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому: индивидуальный подход к каждому


Бороздина И.А., заместитель заведующего по УВР, МОУ детский сад «Ягодка», г. Лабытнанги

 

Детский сад был, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Постоянно растущий спрос со стороны родителей на получение образовательных услуг, сделал актуальным создание новой, инновационной формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, так как дошкольное образование не могло обеспечить местами в дошкольной организации всех родителей, желающих отдать своего ребёнка в детский сад.

Такой инновационной формой оказания образовательных услуг стал Центр педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому (далее – Центр), созданный на базе МАДОУ «Ягодка» в декабре 2008 года, который охватил детей мкр. Обской г. Лабытнанги. Совершенно новый подход  позволил обеспечить включение детей и их семей в единое образовательное пространство детского сада.

Центр предназначен для семей, в которых воспитываются дети, не посещающие детский сад. Специфика Центра состоит в том, что работа в ней осуществляется как с детьми, так и с их родителями (законными представителями), а также то, что 100% детей, посещающих Центр, становятся воспитанниками групп раннего и младшего возраста дошкольных образовательных организаций мкр. Обской города Лабытнанги в дальнейшем. Это позволяет более эффективно влиять на развитие детей, формирование грамотной родительской позиции: уважительное отношение к ребёнку, умение поддержать его, осознание своих возможностей в образовательной и развивающей работе с детьми.

Основной целью центра стало увеличение охвата детей раннего и младшего дошкольного возраста, обеспечение доступности дошкольного образования. Для реализации поставленной цели ежегодно в начале учебного года проводиться агитационная кампания по привлечению семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, распространяются информационные буклеты о деятельности Центра, проводится мониторинг семей, проживающих на территории, закрепленной за МАДОУ «Ягодка», формируется банк данных детей, проживающих на этой территории микрорайона. Агитационная работа проводится также не менее двух раз в течение учебного года.

Задачи, поставленные перед Центром

  • развитие родительской компетентности, выработка правильной стратегии воспитания, развития детей;
  • помощь в анализе типичных проблем детско-родительских, развитие у родителей навыков педагогического взаимодействия с детьми;
  • подготовка детей к поступлению в дошкольную образовательную организацию, их адаптация к условиям Учреждения (знакомство детей друг с другом, с будущими воспитателями, детским садом);
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • создания единого воспитательного пространства «семья – образовательное учреждение»;
  • содействие сплочению родительского коллектива;
  • популяризация деятельности дошкольной образовательной организации среди населения микрорайона.

Можно с уверенностью сказать, что Центр поставленные задачи выполняет.

В период 2009 – 2018 годов Центр педагогической поддержки посетило 55 семей, проживающих на территории микрорайона. Наиболее востребованным Центр был в период  2010-2016 годов. С 2016 года в мкр. Обской были открыты сразу несколько групп детей раннего и младшего возраста, воспитанниками которых стали дети в возрасте от 1,5 лет. Открытие таких групп очень сильно сказалось на деятельности Центра, так как основной возраст детей посещающих его был в диапазоне от 1,5 до 2 лет.

Положительным эффектом деятельности Центра можно отметить, что дети, принимавшие участие в мероприятиях Центра поступали в детский сад практически без адаптационного периода, как будто пришли к себе домой, хотя помещение группы и воспитатели в ней были другие. Безболезненной адаптации также способствовало то, что в группе были дети, которые посещали Центр и уже общались друг с другом ранее.

При построении своей работы специалисты Центра  руководствуются следующими принципами

  • Доступность услуг Центра для всех семей, воспитывающих ребёнка на дому независимо от территориальной принадлежности;
  • Принцип комплексности (а именно работа специалистов не только с ребёнком, а со всей семьей);
  • Опора на развивающее образование, развитие всех сфер (логика взаимодействия педагогов, родителей и детей, а не воздействия);
  • Психологическая защита каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (устранение психологического насилия во взаимодействии);
  • Помощь в формировании социально-психологической умелости (анализ ситуации и выбор соответствующего поведения, самостоятельность в решении возникающих проблем).

Деятельность Центра не подвергалась существенным изменения и реализуется в следующих направлениях:

  • просвещение родителей направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (осуществляется всеми специалистами центра);
  • диагностика развития ребёнка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, выявление причин и механизмов нарушения в развитии (педагог психолог, учитель-логопед);
  • групповые занятия с детьми и их родителями (законными представителями) (принимают участие все специалисты центра).

Специалисты, работающие в Центре, помогают родителям (законным представителям) приобрести психологические и педагогические знания, умения и навыки, которые помогут им эффективнее развивать способности своих детей. На занятиях используются элементы игротерапии, песочной терапии, интерактивные игры, игры драматизации, подвижные игры. Во время таких занятий родители учатся более эффективным формах и методам взаимодействия со своим ребёнком, узнают об особенностях возрастного периода и наиболее значимых аспектах развития, на которые им необходимо обратить внимание, средствах способствующих развитию определенных качеств ребёнка, которые можно использовать в этом возрастном периоде.

Специалисты Центра компетентны во всех психолого-педагогических вопросах. Они осуществляют прямой контакт с родителями, наблюдают развитие ребёнка, получают «обратную связь» от родителей. Еще педагоги и общественные деятели века, отмечали, что основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Ребёнку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в социальный мир, именно этот важный вопрос решается посредством Центра.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 5, ст.18.

1.2. Приказ Управления образования города Лабытнанги от 18.12.2008 г. № 479 «Об открытии Центров педагогической поддержки детей дошкольного возраста на дому».


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт