Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Цифровые ресурсы для дистанцио...

Цифровые ресурсы для дистанционной подготовки обучающихся к тестовой части ОГЭ по русскому языку: проблемы, пути решения (из опыта работы)


Калашникова В. А., ЯНАО, г. Ноябрьск.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования город Ноябрьск, учитель русского языка и литературы

 

В 2019/20 учебном году изменились КИМы ОГЭ по русскому языку. В частости, это коснулось тестовой части. Количество заданий было сокращено: с 13 до 7. Только одно задание осталось без изменений – это задание 4 на преобразование словосочетания из одного вида подчинительной связи в другой. Все остальные задания стали аналитическими:

Задание 2. Синтаксический анализ предложения.

Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.

Знаки препинания в простом предложении.Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

Задание 5. Орфографический анализ слов, предложений и текста.

Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов.Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Задание 6. Анализ содержания текста.

Соответствие высказывания содержанию текста.

Задание 7. Анализ средств выразительности.

Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.

Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

При этом следует отметить, что сложность выполнения заданий значительно возросла, количество самих заданий уменьшилось с 15 до 9, а количество минимальных баллов для получения оценки «3» осталось на прежнем уровне – 15 баллов.

Еще один фактор, который заметно усложняет работу учителя русского языка в 2020 году – это длительный карантин (18 учебных дней в феврале), увеличенные весенние каникулы (с 18 марта по 1 апреля) и дистанционное обучение со 2 апреля на неопределенный срок до особого распоряжения.

Главный вызов для учителя в этом году: как организовать качественную подготовку к ОГЭ в условиях дистанционного обучения? Как правильно спланировать изучение материала по каждому заданию? Какие цифровые ресурсы лучше использовать для мониторинга и контроля знаний учащихся по каждому заданию? Вот наиболее эффективные методы из опыта моей работы:

Поскольку задания предполагают проверку знаний по обширному количеству тем, то материал надо разбивать на отдельные блоки (например, в 5 задании отдельно отрабатывать орфограммы корня, орфограммы приставок и т.д.).

Непосредственное взаимодействие с учениками удобно осуществлять через платформу Zoomzoom.us/. Это сервис для проведения вебинаров и видеоконференций. Позволяет проводить встречи более 40 минут и участников может быть до 100 человек. Это очень удобно. Ученики могут работать через телефон или через домашний компьютер, предварительно скачав приложение. Сервис позволяет видеть и слышать всех участников конференции, демонстрировать экран (совместно выполнять задания на белой доске, показывать презентации и комментировать их, демонстрировать видео, делать опросы, давать мониторинговые задания).

Очень важно для учителя понимать, как идет усвоение материала: какие темы усвоены хорошо, а на какие нужно больше времени, поскольку не все ученики справляются с решением поставленных задач. Здесь могут помочь несколько цифровых приложений:

Kahoot – сервис для создания интерактивных викторин. Учащимся нужно войти в приложение на своих телефонах, ввести код игры (код генерируется автоматически, вопросы появляются на экране конференции) и отвечать на вопросы. Формат вопросов «викторина», «правда-ложь», опрос без правильного ответа и другие. После окончания игры учитель видит статистику выполнения заданий по каждому ученику, что очень удобно для планирования дальнейшей работы. Для использования этого сервиса учащимся понадобятся телефоны, учителю – компьютер, экран и доступ в интернет. Викторину можно задавать на дом.

Quizizz- еще один удобный сервис. По функционалу очень похож на предыдущий, но преимущество его состоит в том, что вопросы выдаются учащимся не одновременно, варианты ответов также перемешаны. Это исключает возможность списывания, что делает результаты теста абсолютно объективными. Как правило, за эти викторины-тесты-игры оценка ученикам не выставляется. Для работы с этим сервисом учителю понадобится компьютер с выходом в интернет, а ученикам – мобильные телефоны или компьютеры. Викторину также можно задавать в качестве домашней работы.

Triventy – сервисдля создания опросов и викторин также помогает учителю тратить на проверку минимум времени. Его преимущество перед предыдущими в том, что, отвечая на вопрос, учащиеся могут видеть не только результат после каждого ответа, но и комментарий к нему. Эта функция позволяет ученику самому видеть «свои проблемные места». Именно этот сервис лучше всего реализует систему формирующего оценивания. Для работы с ним необходим компьютер и мобильные телефоны.

Formative – сервисформирующего оценивания, позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, комментировать работы и предоставлять обратную связь. При помощи этого инструмента можно создать учебный материал, который может содержать: контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed) и задания (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь). Готовый учебный материал учитель по специальной ссылке или по коду предоставляет учащимся. А когда ученики начинают выполнять задания, учитель на своем экране видит продвижение каждого учащегося и в любой момент может предоставить обратную связь.

Все представленные цифровые сервисы являются эффективным средством дистанционной подготовки учащихся к тестовой части ОГЭ по русскому и могут быть с успехом использованы в подготовке к другим экзаменам. Они удобные, быстрые, легкие в освоении, что особенно важно в данный момент, когда все школы страны переходят на дистанционное обучение.

Цифровые ресурсы:

1.1https://zoom.us/ru-ru/feature.html

1.2 https://kahoot.com/

1.3 https://quizizz.com/

1.4 http://www.triventy.com/

1.5 https://goformative.com/


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт