Данный доклад представляет собой описание опыта работы по подготовке и проведению творческой гостиной как одной из наиболее эффективной формы организации воспитательного процесса, способствующей патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
Традиционно гостиные проводятся в музыкальных, литературных или литературно-музыкальных форматах, в рамках которых демонстрируются произведения писателей, поэтов, музыкантов. Чаще всего, участники являются пассивными слушателями, а в подготовке занято небольшое количество детей и педагогов.
Новизна предлагаемой нами гостиной в творческом формате, состоит в том, что акцент перенесён с демонстрации произведений известных авторов на процесс подготовки, в котором принимают участие все младшие школьники, учителя и большая часть родительской общественности. Таким образом, творческая гостиная становится нестандартной формой общения, демонстрацией результатов сотрудничества детей и взрослых, большим общешкольным событием.
Привлекательность творческой гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, любому календарному празднику или знаменательной дате.
Одним из ярких примеров является проведённая творческая гостиная, посвященная 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (фото 1-6). Процесс подготовки занял одну учебную четверть, на протяжении которой у младших школьников и их родителей была возможность принять участие в различных творческих мероприятиях:
- Школьный конкурс рисунков «Трудный путь к Победе!». Конкурс проходил в номинациях «Семейное творчество», «Детское творческое». Представителями конкурсного жюри являлись родители, учащиеся, дети – победители всероссийских конкурсов рисунков, педагоги детской – художественной школы. Все участники и победители конкурса были отмечены памятными дипломами. Работы конкурсантов были использованы для оформления номеров во время проведения творческой гостиной «Это страшное слово война…».
- Конкурс мини-проектов «Музейный предмет». В конкурсе участвовали классные коллективы 1-4-х классов. Обучающимся 2-4-х классов было предложено поделиться на группы по четыре или пять человек, а ученикам первых классов – принять участие совместно с родителями. Прежде чем приступить к выполнению мини-проектов, младшие школьники посетили Эколого-краеведческий музей города Муравленко, где для них провели занятия, экскурсии. Учащиеся изучали исторические события и факты из биографии своих родственников, участников Великой Отечественной войны, оформили творческие проекты, после чего, представили их на школьном конкурсе мини-проектов «Музейный предмет». Конкурс проходил в два этапа. Первый отборочный тур прошёл в классах, где были определены лучшие мини-проекты. Работы всех участников были размещены на классных стендах. Победители представили свои проекты в ходе проведения гостиной.
- Конкурс чтецов. Отборочный тур для определения участников школьного конкурса провели классные руководители. Для участия в следующем туре были направлены чтецы, которые стали дипломантами I, II и III степени. Победителям была предоставлена возможность, прочесть стихотворения в творческой гостиной.
Участие в школьных конкурсах рисунков, чтецов, мини-проектов, разучивание песен, которое происходило на уроках музыки и занятиях школьного хора во внеурочное время стало своего рода отчётным мероприятием, где учащиеся, их родители, педагоги представили результаты своего труда.
Гостиная «Это страшное слово война…», посвященная 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (сценарий в приложение) стала финальной точкой, демонстрацией результатов совместной детско-взрослой творческой деятельности. Мероприятие включало в себя просмотр видеороликов о сражении в Сталинграде, исполнение песен и стихов, представление исследовательских проектов: «Письмо – весточка с фронта», «Каска советского солдата», «Винтовка Мосина». Память о народных героях, о бессмертных подвигах солдата в Великой Отечественной войне нашла своё отражение в книге памяти «Бессмертный полк», оформлен патриотический стенд «Стена памяти». По завершении гостиной, состоялось торжественное открытие выставки рисунков. Все творческие проекты, выполненные участниками мероприятия, стали частью оформления образовательного пространства школы. Чтобы у каждого ребёнка была возможность принять участие в итоговом мероприятии, он проводилось три раза. Гостями были воспитанники детского сада «Дюймовочка», работники эколого-краеведческого музея, родители учащихся. Информация о творческой гостиной размещалась на сайтах школы, эколого-краеведческого музея [2], Управления образования [3].
Эффекты для детей – мероприятия, проводимые в рамках данного формата, позволили младшим узнать о наиболее значимых страницах истории страны, своей семьи, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, познакомиться с героями и участниками Великой Отечественной войны.
Эффекты для родителей – возможность увидеть реальные достижения ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом деле.
Эффекты для педагогов – это одна из наиболее эффективных форм организации воспитательного процесса, способствующая патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Способ формирования проектных действий, ключевых компетенций учащихся. Условие для организации внеурочной деятельности.
Творческая гостиная – это добрая традиция начальной школы. За девятнадцать лет работы школы проведено около двадцати гостиных в разных форматах. Восемь из них в формате «Творческая гостиная». Из года в год меняется содержание, образовательная среда, появляются новые технические возможности, но неизменным остается большое общешкольное событие, которое объединяет в творческом сотрудничестве детей и взрослых, способствует патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Список литературы.
1. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования». М. №3 – 2013 год
2. http://ekm.muravlenko.com/main/215-eto-strashnoe-slovo-voyna.html
3. http://www.uomur.org/news/print:page,1,2122-yeto-strashnoe-slovo-vojna.html
Приложение
Сценарий творческой гостиной,
посвященной 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
«Это страшное слово «война»»
Цель мероприятия: патриотическое воспитание школьников.
Участники: ученики 1-4 классов, дошкольники, родители, педагоги, представители городской общественности.
Место проведения: актовый зал школы.
На сцене располагается школьный хор. В центре ведущие. Звучит первый куплет песни «Поклонимся великим тем годам». |
|
Ведущий 1 |
Завтра, 2 февраля, наша страна отмечает 70-летие со дня победы Советских войск в Сталинградской битве. |
Ведущий 2 |
Это праздник, который соединил в себе радость и скорбь, гордость за нашу историю и искреннюю печаль о павших героях. |
Видеосюжет о Сталинградской битве (использовались фрагменты документального фильма «Сталинградская битва», 2012г., ОАО ТРК «Звезда»). |
|
Ведущий 1 |
На защиту своего родного города встал каждый житель от мала до велика! В обращении Сталинградского городского комитета обороны к жителям города говорилось: |
Ведущий 2 |
«Дорогие товарищи! Родные сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью». |
Ведущий 1 |
Тысяч трудящихся вступили в народное ополчение. |
Литературный монтаж в исполнении хора, чтецов |
|
Чтец 1 |
В зное заводы, дома, вокзал. Пыль на крутом берегу. Голос Отчизны ему сказал: |
Хор |
«Город не сдай врагу!» |
Чтец 2 |
Верный присяге русский солдат, Он защищал Сталинград. |
Хор на сцене, участники гостиной на своих местах в зале исполняют песню «Он защищал Сталинград», автор текста Алексей Сурков. На экране демонстрируется видеоролик о Сталинграде» (использовались фрагменты документального фильма «Сталинградская битва», 2012 г., ОАО ТРК «Звезда»). |
|
Ведущий 1 |
200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. |
Ведущий 2 |
Бой идет в подвалах, на лестничных клетках, в оврагах, на высоких курганах, на крышах домов, во дворах – тесно войне в Сталинграде. |
Ведущий 1 |
В ходе бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишь один четырехэтажный дом. Верхние его этажи позволяли вести наблюдение и держать под обстрелом ту часть города, которая была занята противником, поэтому сам дом играл важную стратегическую роль в планах советского командования. |
Победитель конкурса чтецов исполняет стихотворение о Сталинграде. На экране демонстрируются рисунки участников творческого конкурса «Трудный путь к победе». |
|
Чтец 3 |
Дом Павлова в Сталинграде Чудом лишь уцелел В огненном водопаде, В вихре смертельных стрел. Бомбы рвались и снаряды, Земля превратилась в ад, Слышались гул канонады, Взрывы мин и гранат. Многих здесь смерть скосила, Русских отважных солдат, Но с неослабною силой В доме строчил автомат. Падал солдат. Поднимался На смену ему другой Дом Павлова не сдавался И выиграл трудный бой! |
Ведущий |
Шли дни, недели, месяцы ожесточенной борьбы. Но всё же выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: обсушиться, привести в порядок форму, пообедать, написать письмо домой, родным и близким людям! |
Презентация проекта «Весточка с фронта» (письмо), победителя школьного тура конкурса мини-проектов. |
|
Ведущий |
И снова в бой! |
Ведущий |
...Он вжался в наспех отрытый окопчик и, прильнув к автомату, зорко вглядывался вдаль, откуда враг огрызался всеми видами своего оружия. Низко склонив голову, солдат короткими очередями вел огонь в сторону вражеских позиций. Глубоко надвинутая каска маленьким бугорком возвышалась над окопом. От неё брызгами отлетали комья земли, выхваченные взрывами мин, время от времени противно дзинькали пули, рикошетом отлетая куда-то в стороны. |
Презентация проекта «Каска», победителя школьного тура конкурса мини-проектов. |
|
Победитель конкурса чтецов исполняет стихотворение М. Львовского. На экране демонстрируются рисунки участников творческого конкурса «Трудный путь к победе». |
|
Чтец 4 |
Под Сталинградом шли бои, Герои не сдавались. Потери были велики Солдаты кровью истекали. Врачей так мало, места нет, А раненых все больше, больше И каждый дом уж лазарет Казалось, сил не хватит больше. И прадед с оравою ребят Решили очень быстро, «Медсестрам надо помогать Водой снабдить их чистой!» Не уставая целый день Носили воду дети. И для меня мой прадед – герой И лучший он на свете! |
На экране демонстрируются фото детей-героев Сталинграда. Ведущие сопровождают их словами: |
|
Ведущий 1 |
Плечом к плечу, наравне со взрослыми, сражались маленькие герои большой войны! |
Ведущий 2 |
Им пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных. На их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. |
Ведущий 1 |
Но не согнулись они под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Об их подвигах поэты слагают стихи и песни. |
Хор на сцене, участники на своих местах исполняют песню «Ленинградские мальчишки», музыка - Исаак Шварц, слова – Вадим Коростылев. В проигрыше чтец произносит слова: |
|
Чтец 5 |
Мы их не забыли – девчонок, мальчишек. Чья жизнь молодая за нас отдана. Мы в сердце своем – как на знамени пишем, Простые и гордые их имена. |
Ведущий |
В годы войны судьба детей Сталинграда и Ленинграда была одинаково тяжёлой. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, воевали в партизанских отрядах, беря в руки винтовку. |
Презентация мини-проекта «Винтовка Мосина», победителя школьного тура конкурса мини-проектов. |
|
Ведущий |
Переломным моментом стало сражение за Мамаев курган, борьба за который продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. |
Ведущий |
Мамаев Курган – главная высота России, священное место для россиян. На нем воздвигнут памятник героям Сталинградской битвы. |
На экране демонстрируются рисунки участников творческого конкурса «Трудный путь к победе». Победители конкурса чтецов исполняют стихотворение М. Агашиной. |
|
Чтец 6 |
В свой срок – не поздно и не рано – Придет зима, замрет земля… И ты к Мамаеву кургану Придешь второго февраля. И там, у той заиндевелой, У той священной высоты Ты на крыло метели белой Положишь красные цветы. |
Чтец 7 |
И словно первый раз заметишь, Каким он был, их ратный путь… Февраль… солдатский месяц. Пурга в лицо, снега по грудь Сто лет пройдет, и сто метелиц, А мы пред ними все в долгу… Февраль… солдатский месяц, Горят гвоздики на снегу. |
Ведущий |
Люди! Страшна и ужасна эта война, Не повторяйте её никогда. |
Ведущий |
Чтобы жить мы могли для любви и добра, Чтобы нас окружала всегда красота! |
Ведущий |
Так, давайте, все встанем, вместе мир сохраним! Дом общий наш – землю, мы защитим! |
Ведущий |
И тогда в благодарность на все времена, Наша планета будет жива! |
Хор на сцене, участники на своих местах исполняют песню «Мы в мир приходим для добра». |
|
Ведущий |
Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом году отмечается уже 70-я годовщина Сталинградской битвы, ставшей символом невиданного в мировой истории мужества и стойкости нашего народа. |
Чтец 8 |
Мы не забудем грозных лет. Пусть будет мир, пусть будет свет! Не скрыться солнцу в дымной мгле, Пусть будет мир на всей Земле! |
Беру! |