«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».
Святейший Патриарх Московский
и Всея Руси Кирилл
Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. На сегодняшний день вопрос воспитания личности стоит особенно остро. Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – это вовсе не кризис экономики, а разрушение личности. Потому среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Личность… Где, когда нужно заниматься её воспитанием? Кто в ответе за воспитание личности? Семья? Школа? Церковь? Общество?
Ребёнок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Большие воспитательные возможности заложены в курсе «Основы религиозных культур и светской этики».
Каждый из шести модулей учебного курса ОРКСЭ позволяет дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставляет возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на культурные особенности и традиции.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Эти задачи решаются путём включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.
Являясь преподавателем курса «Основы религиозных культур и светской этики», я попыталась организовать и реализовывать совместный проект триединого начала «Учитель – ученик – родитель». Наши дети всё больше времени проводят в социальных сетях бесконтрольно, где их общение в большинстве лишено всякого смысла, темы их обсуждений безнравственны и неэтичные, поэтому я и решила организовать работу по духовно-нравственному воспитанию через это направление. Почти у каждого ребёнка имеется аккаунт, школьникам нравится присоединяться к своим одноклассникам. Возможности социальных сетей объединять людей в группы, использовать персональный сайт и страницы Твиттер, Фэйсбук, в Контакте, Гугл помогли заинтересовать учащихся и родителей в направлении духовно-нравственного воспитания.
Создавая этот проект, хотела, чтобы дети учились понимать духовные традиции и ценности нашего народа, умели заботиться о других людях, бережно и творчески относились к окружающему миру, украшали его, получали удовольствие от совместного творчества со взрослыми и доставляли радость другим. Включение родителей в школьную жизнь стало для моих учащихся подтверждением значимости их учебной деятельности, что позитивно отразилось на желании детей учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер, который и был положен в основу проекта. Работа организована через направления «Я и мои ценности», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и моя Родина».
Каждая страница состоит из полезных ссылок, по которым ребёнок может найти справочную информацию по теме, пройти он-лайн тесты, обсудить интересную тему, выложить свои творческие работы, поучаствовать в он-лайн конкурсе, послушать аудио сказку, разгадывать он-лайн кроссворды, выставить интересные семейные фото. Проект имеет схему взаимодействия через персональный сайт педагога, страницу в Контакте и новостной форум.
В разделе «Я и мои ценности» размещён словарь нравственных понятий и терминов. Перейдя по ссылке, ребята смогут познакомиться с поговорками и пословицами о добре и зле, о смелости и трусости, об учёбе. Богатая подборка пословиц и поговорок помогает быстро сочинять сказки, которые ребёнок может выложить в группе в контакте, где затем проходит обсуждение. Учащиеся размещают сочинения на разные темы «Золотая осень», «Новый год в моей семье», «История моей семьи – история моего народа», «Письмо неизвестному солдату», «Моя Родина – Россия». Учащимся и родителям на форуме предлагается обсудить высказывания о добре и зле, познакомиться с притчами. Написать небольшие рассказы, раскрывая представления о добре и зле на примере случаев из собственной жизни; о своих поступках или поступках знакомых. На форуме для детей и родителей «Нравственные уроки моей семьи» учащиеся и родители рассказывают о людях, которыми дорожат их семьи. Совместно с родителями учащиеся составляли свод нравственных законов семьи. В этом же разделе размещён дискуссионный клуб, в котором предлагается учащимся порассуждать на темы «Душевность и бездушие», «Что такое характер?».
Только духовно богатый человек может вести здоровый образ жизни.В каждом из нас есть хорошее и плохое, воспитывать необходимо, основываясь на хорошем, подавая своим поведением пример порядочности. Рассуждения детей на форуме: «Мне всегда хочется стать здоровым и сильным, но, как мне рассказала мама, для того чтобы стать здоровым и сильным недостаточно пить по утрам свежее молоко, ещё нужно вести здоровый образ жизни. Под этими словами, как оказалось, кроется целый мир в который я окунулся, немного повзрослев. Принять душ каждое утро, сделать зарядку, почистить зубы – это те вещи к которым я привык с детства и которые являются неотъемлемой частью моей настоящей жизни. Это то, что, по моему мнению, должен делать каждый ребёнок, который мечтает стать сильным и здоровым» (Баранов М.),
«Однажды утром в школе у меня разболелся живот. В медпункте мне сказали о том, что я не завтракала. На самом деле я пила чай с бутербродом. Но почему, тогда болит живот? Наверное, всё дело в том, что я съела. Я решила узнать, что лучше есть школьнику на завтрак?» (Базарбаева Л.)
Чтобы у детей формировались привычки здорового образа жизни, на сайте учащимся предлагаются различные интерактивные памятки и рекомендации по уходу за зубами, ушами, зрением. Для родителей видео лекцииразличных специалистов. Для того чтобы сохранить хорошее зрение ребёнка, необходим контроль за его состоянием. На сайте размещены on-line тесты, которые помогут родителям следить за зрением ребёнка, находясь у себя дома. Также на сайте учащиеся размещают свои творческие работы по здоровому образу жизни.
Лучше узнать таланты своего ребёнка и куда направить усилия, смогут узнать родители, познакомившись с результатами он-лайн тестов «Мой скрытый талант», «Ветер в голове», «Ведёшь ли ты здоровый образ жизни?». В школе так много ребят и все хороши по-своему. Но что такое школа для ребёнка: радость каждый день или тяжелое испытание? И как видят ученика учителя? Поможет узнать тест «Какой ты школьник?».
В разделе «Я и моя Родина» размещены ссылки, которые знакомят ребят с государственными символами нашей Родины, познавательные игры и кроссворды, видео-экскурсии, страничка для публикации своих сочинений, отзывов на экскурсии, фильмов о нашей Родине, фотоальбома, творческие работы из окружного конкурса «Люблю тебя, моя Россия!».
На новостном форуме учащиеся оставляют сообщения: «Я по национальности – башкирка и очень горжусь, что родилась в Башкирии, а в целом в России. Хочу рассказать немного о своей нации. Башкирский народ тоже сумел сохранить себя, свои национальные особенности, традиции и обычаи» (Искандарова Л.).
В разделе «Я и моя семья» также размещены ссылки на интересную информацию, пословицы и поговорки, которые рассказывают о семейных ценностях. Семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. На форуме дети делилисьтрадициями, которые приняты в их семьях. «Моя семья соблюдает башкирские традиции, так как по национальности мы – башкиры, а именно, обычаи щедрого гостеприимства, уважение к старшим: бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам» (Базарбаева Л.).
Искандарова Л. пишет о своей маме: «Моя мама – самая лучшая на свете. Она очень добрая, красивая и заботливая, я ее очень люблю. Мама подарила мне самое главное и самое дорогое – жизнь. Когда я появилась на свет, мне улыбалась моя мама. Это первый человек, которого я увидела, первый и самый дорогой человек на всю жизнь! Именно мама не спала из-за меня ночей, больше всех радовалась моим первым шагам, моему первому слову, радуется моим достижениям и беспокоится обо мне в любую минуту.
Пройдут годы, я стану взрослой, но я никогда не забуду её заботу и её любовь, буду прислушиваться к маминым советам, потому что я знаю, мама плохого мне не желает. Мама хочет, чтобы у меня было успешное будущее и делает для этого всё, что может, в скором будущем я постараюсь исполнить её мечту, чего бы мне это не стоило, и мама сможет мной гордиться!»
Творческая выставка «Вместе с мамой, вместе с папой» предложит интересные совместные творческие дела: например, создание открытки к праздникам.
В разделе представлены 5 телеканалов для детей. Канал «Радость моя предлагает программы музыкальной и научно-популярной направленности, лучшие российские мультфильмы и художественные ленты. Развлекательно-обучающее и просветительское общение со зрителем предлагает задуматься о самом важном в жизни: о счастье и любви, добре и зле, о наших желаниях, возможностях и внутренних силах реализовать свои мечты.
В рубрике «Домашняя библиотека» находятся рассказы Осеевой, Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Драгунского с яркими иллюстрациями для чтения всей семьи.
В следующем разделе «Я и мои друзья» размещены он-лайн тесты о дружбе.
Караоке с друзьями и родителями поможет спеть понравившуюся песню. Здесь же размещены ссылки для участия в он-лайн олимпиадах и конкурсах. Это новый формат конкурсных мероприятий и заданий, соответствующих стандартам нового поколения. Это формат «здесь и сейчас». Были выполнены олимпиады «Моя Родина – Россия», экологические олимпиады.
Как вы могли убедиться, сайт состоит из множества ссылок, где можно с пользой провести время, поиграть и выложить фото, пройти тестирование, высказать свое мнение узнать мнение других, организовать группу, узнать много полезной, а главное проверенной информации.
Организовывая этот проект, я хотела, чтобы в информационном пространстве мои дети не терялись, а с помощью учителя и родителей могли правильно осуществлять выбор информации, который бы им был не только интересен, но и полезен в области духовно-нравственного воспитания. И какой бы модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» не посещал бы ребёнок, он будет учиться осознанному нравственному поведению, толерантности, уважению к культуре и религиозным традициям многонационального народа России, а помогут ему в этом педагоги, родители и нетрадиционные методические приёмы в области воспитания.
Список литературы
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
3. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс/ А. А. Логинова, А. Я. Данилюк._М. : Просвещение, 2013. –101с. – (Работаем по новым стандартам).
5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.