Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Учёт психологических особеннос...

Учёт психологических особенностей обучающихся при реализации системно-деятельностного подхода в контексте введения ФГОС II поколения (полимодальный подход в преподавании иностранного языка в основной школе)


Соколенко О.Б.,
руководитель ГМО учителей иностранных языков,
учитель английского языка

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

г. Губкинский

 

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу

По её способности взбираться на дерево,

Она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.

А.Эйнштейн

 

На определённом этапе развития общества выбор образовательных стратегий определяется конкретным уровнем развития данного общества в целом. Например, ряд авторов (в частности, Н.В. Маслова) полагают, что конец XX века вошёл в историю не только как век торжества рационализма, но и как век кризиса мышления. Это, в первую очередь, связано с тем, что мышление, используя метод линейной логики, стало не способно решать многомерные задачи современного развития [1]. Исторически сложившийся тип левополушарного, то есть дискурсивно-логического, мышления привёл к нарушению баланса природных возможностей человека, к дисгармонии установок, и в итоге, к кризису мышления.

Как же быть с правополушарными детьми? Как их обучать и помогать в успешном овладении мыслительными операциями? Долгое время наша система обучения была направлена на то, чтобы учить всех одинаково. Конечно, говорилось и о дифференцированном подходе, но, как правило, речь, в данном случае, шла о дополнительных заданиях более или менее сложных для данных учеников.

Признавая единство педагогических целей, современная гуманистическая педагогика призывает учителя к тому, чтобы для разных детей находить разные пути достижения образовательных целей. Данная задача может быть решена на уровне внедрения инновационных педагогических технологий в общую практику в общеобразовательных организациях страны.

В данной статье представлена технология полимодального обучения, которая, на ряду с другими образовательными и развивающими моделями образования, позволяет решать задачу создания одинаковых возможностей для левополушарных и правополушарных детей.

Поскольку хорошо известно, что недостатки восприятия в одной или нескольких субмодальностях, а также их слабая интеграция могут быть причинами школьной неуспешности, вопросы, связанные со способами подачи учебного материала на разных сенсорных модальностях (аудиалы, визуалы, кинестетики) поднимаются в психолого-педагогической литературе. Особенно актуально данное направление сегодня, в контексте введения ФГОС II поколения в национальную систему образования.

Полимодальное обучение – это система методик, основанных на знании и умелом использовании особенностей восприятия и переработки информации разными сенсорными каналами и разными полушариями мозга. Оно открывает доступ к неосознанным ресурсам, расширяет человеческие возможности в обучении. Данная методика обучения предполагает следующие подходы: изложение учебного материала на визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах, определение ведущего канала ребёнка, вхождение с ним в раппорт (установление контакта, взаимодействия), визуализацию как один из приёмов успешного запоминания.

Все дети разные, все используют разные стратегии при обучении, задача учителя – знать и умело использовать психологические особенности своих учеников, гибко применять разные стратегии обучения. Практика обучения показывает, что все люди от рождения нуждаются в разных стилях обучения, так как имеют разные возможности, связанные с каналами восприятия, по которым к ним поступает информация.

Давно известно, что правополушарные дети склонны к синтезу, индукции и чаще всего они относятся к аудиальному типу. В свою очередь, левополушарные дети ориентированы на анализ и дедукцию, они – визуалы.

Следовательно, давая краткую характеристику каждому из этих типов, можно отметить, что обучающиеся с левополушарным типом мышления легко воспринимают вербальный материал (учебник, лекция), умеют использовать правила, последовательны в своих действиях, способны к произвольному запоминанию. Для правополушарных детей главное – смысл, они легко улавливают основную мысль текста, хорошо работают методом мозгового штурма, но несколько сумбурны, у них часто хромает грамматика; бывают излишне эмоциональны.

Психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории:

  1. Визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Такие ученики внимательны, организованы, они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение.

  2. Аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Ученики-аудиалы разговаривают сами с собой, проговаривают слова при чтении, любят музыку, могут имитировать тон, высоту голоса. Они помнят то, что обсуждали, любят дискуссии.

  3. Кинестетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Эти ученики ориентированы физически, для них характерно обилие движений, разнообразная жестикуляция. Они обучаются играя и смотря, активно действуя, помнят общее впечатление от происходящего [2].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме полимодального подхода в преподавании иностранного языка позволил выделить следующие успешные стратегии полимодального обучения:

- формирование положительной мотивации,

- включение в оптимальный режим работы,

- общение в понятном для собеседника контексте,

- стратегия грамотного письма,

- приёмы запоминания иностранных слов,

- оптимально комфортная ситуация обучения на разных этапах урока,

- возможность общаться с ребёнком на одном языке.

Существует типология заданий и упражнений по английскому языку, учитывающая разные стили обучения детей. Данная типология является гибким инструментом для учителя в практической деятельности, так как позволяет легко адаптировать иноязычные коммуникативные упражнения к конкретному классу, группе, ученику. Приведу примеры лишь нескольких упражнений, направленных на развитие полимодальности.

«Пойми фразу»

Учитель сообщает ученику на ухо какую-либо фразу, показывает фразу пантонимически, чтобы остальные обучающиеся сумели правильно её разгадать. Допускаются уточняющие общие вопросы. Игра представляет собой тренировку навыков образного сообщения: это тренинг умения задавать вопросы, выстраивать логические цепочки, умение перерабатывать информацию с визуального и кинестического канала на аудиавизуальный. На уроках иностранного языка это можно применять при закреплении лексического и грамматического материала [3].

«Интонация»

Учитель пишет на листах бумаги названия какого-либо чувства, эмоции, раздаёт листки обучающимся. Задача ребят – произнести заданную фразу (прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные обучающиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции вложены в эту фразу (тест). Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам понять, как можно использовать тональность в обучении. Данное упражнение лучше всего использовать при работе над выразительным чтением, работе с лексическим материалом [3].

«Разговор больших пальцев»

Работа в парах. Учитель задаёт темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. На уроках иностранного языка целесообразно использовать при обучении диалогической речи [3].

«Снежный ком»

Такое традиционное упражнение, как снежный ком, может быть направленно на развитие визуализации как одного из приёмов эффективного запоминания. Учитель называет какое-либо слово, ученик повторяет его, добавляет к нему еще одно слово, характеризующее какой-либо признак.

Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т.д. Хотя имеется в виду, что это упражнение проводится на визуальном канале, нам представляется, что ученики используют разные стратегии при запоминании: зрительные и слуховые ассоциации, тембр голоса, движения и т.д., то есть это упражнение может рассматриваться как игра для развития всех сенсорных каналов.

Также существует «Карта наблюдений для учителя», которая позволяет определить модальность ребенка.

Данный инструмент также является достаточно гибким и значительно облегчает конструирование урока иностранного языка.

Учитель должен всегда стремиться создать баланс в классном коллективе. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, помогают друг другу увеличить количество своих учебных стратегий.

Нет типов хороших и плохих, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Люди с левополушарным типом мышления создают упорядоченность мира, углубляют и систематизируют имеющиеся знания.

Люди с правополушарным типом мышления генерируют идеи, способны к панорамному мышлению, созданию целостных теорий. Прогресс возможен только при наличии в обществе людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления, поскольку без первых общество приходит в хаос, без последних – роботоподобным. Учителю необходимо знать об особенностях обучающихся и применять эти знания на любой ступени обучения. Входя в класс, давайте помнить слова Осипа Мандельштама «Не сравнивай! Живущий несравним!»


 

Список литературы

 

  1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002. – 340 с.

  2. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000. – 240 с.  

  3. Ливер Б. Обучение всего класса. – М., 1995.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт