Кожевникова Инна Анатольевна
МБДОУ Детский сад № 17 «Золотая рыбка»
г. Салехард
Вводная часть. С целью эффективного влияния культуры на духовное и нравственное развитие каждой отдельно рассматриваемой семьи и личности определяется необходимость в истинной культуре, в познании семейных ценностей, крайне важно создать базу для воссоздания культуры, что, в свою очередь, подразумевает детальное знание и понимание традиций и обычаев, а также ведение активной педагогической деятельности среди молодого поколения в области культуры и образования.
Если отдельная семья или целый народ хочет, чтобы его уважали, хочет жить осознанно и с достоинством, необходимо знать себя, свое место в мире природы, в мире людей и других народов. Человек сумеет приобрести такое знание и понимание только если им органически освоена народная культура и семейные традиции, когда присутствует понимание и осмысление прошлого. В такой ситуации есть возможность самостоятельно и при этом с успехом спланировать свою будущую жизнь, создавая его основу в настоящем времени.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные концепции развития семейных традиций, а также региональные подходы к процессу образования в дошкольных учебных учреждениях подразумевают необходимость изучения элементов культуры народа в процессе воспитания и развития ребенка.
Причина обращения к данной теме состоит в том, что у каждого народа есть свое наследие, которое отражает самые значимые идеи и опыт воспитания молодого поколения. Для многонациональной России очень важным вопросом является задача сохранения и развития культуры и семейных традиций каждого из народа [6, с.11].
Новизна опыта заключается в использовании литературных источников по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в целях укрепления традиций в семьях ДОО.
Гипотеза заключается в том, что, внедрив в образовательную деятельность тематики традиций времен Александра Невского и его образ, семейная вовлеченность к традициям будет крепче.
Целеполагание представляет собой умение принимать и ставить цели деятельности, отбирать эффективные средства ее осуществления для достижения результата, при этом контролируя свою деятельность. Развитие целеполагания относится к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в данном возрасте формируется самостоятельная, творчески активная, целеустремленная и любознательная личность.
В современном дошкольном образовании, в сформировавшемся на сегодняшний день общественном порядке есть одна большая опасность, которая касается даже не экономики или политики страны, а эта опасность заключается в разрушении личности. Можно смело утверждать, что сегодня в обществе материальные ценности выходят на первый план в отличии от ценностей духовных, именно по этой причине у детей искажены и продолжают искажать представления о доброте, смирении, великодушие, сердечности, патриотизме и др. Из-за растущего уровня агрессивности и жестокости в обществе ежегодно увеличивается число несовершеннолетних преступников. Отличительной чертой любого ребенка является его духовная и эмоциональная незрелость.
Проблема в исследовании состоит в том, что институт семьи продолжает разрушаться: через «половое просвещение» у детей современности происходит формирование неверного понимания супружеских отношений, взаимоотношений внутри семьи, а также антиродительские и антисемейные установки [9, с.12].
При организации работы ДОО с семьями воспитанников необходима согласованность социально- культурных и государственно- общественных ожиданий относительно уровня дошкольного образования. Для этого необходимо построить новые отношения семьи и ДОО, которые определяются понятиями- «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие взрослых является одним из самых важных «элементов» образовательной среды ДОО. Взрослые — это педагоги, специалисты, сотрудники, а также родители.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1, «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»; ст.44 п.2 говорит о том, что «… образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей» [1].
Во ФГОС ДО также определены задачи участия родителей в деятельности ДОУ, например, сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Перечисленные моменты позволяют утверждать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей крайне важна, необходима и, таким образом, актуальна. Понятие «духовно - нравственное» указывает на тесную связь между терминами «нравственное воспитание» и «духовное воспитание»; поскольку человек в любой ситуации действует в согласно нравственным нормам, то ему очень важно иметь точные ориентиры - высшие ценности, которые «работают» для него в жизни, словно компас. Главная цель духовно - нравственного воспитания – это стремление осуществить задачи и решить вопросы нравственного воспитания, позитивно сказывающиеся на духовном развитии ребенка.
Чтобы семья существовала стабильно и при этом была целостной и тем самым положительно влияла на процесс приобщения ребенка к культуре своего народа необходимо, чтобы в полной мере соблюдались и сохранялись традиции этого народа.
Для того, чтобы происходило грамотное формирование национальной идентичности, чтобы каждый ребенок понимал все, что происходит в мире и, более того, свое место в мире необходимо каждого из них приобщать к народной культуре.
В настоящее время проблема в России заключается в том, что российский человек постепенно перестает ценить свои корни, то, что он живет на русской земле и говорит на русском языке. Данный процесс уничтожающе действует на нашу страну.
Вопрос воспитания оптимизма и счастливого состояния в современном человеке стоит очень остро на сегодняшний день. Именно поэтому очень важно в современных детях воспитать умение сохранять внутренне спокойствие и душевное равновесие, как в русской пословице, «Что ни день, то радость».
В современном ДОО очень важно укреплять семейные традиции. Традиции любой отдельно взятой семьи, народа являются крайне ценными и их невозможно компенсировать какими-то ни было материальными благами, поскольку традиции можно приравнять к хранителям народной культуры, которые в случае утери могут поставить под сомнение существование народа [12, с.34].
Одним из методических тем ДОО в целях укрепления семейных традиций может быть традиция народа времен Александра Невского.
Удивительно, что прошло уже 8 веков со дня рождения князя Александра Невского, но активные обсуждения времени его правления до сих пор не утихают. Одни неистово возмущаются, мол, как можно помнить и чтить память того, кто «урезал» носы, а пленных рыцарей с петлей на шее привязывал к коням и босыми гнал до Пскова от Чудского озера. Другие при этом говорят, что Александр Невский был великим полководцем и замечательным дипломатом, а носы «урезал» - так предателям, а такой поступок в отношении рыцарей, унижающий их – так зато отбил охоту нападать снова на Русь.
На сегодняшний день ученые все еще ведут споры касательно "цивилизационного выбора" Невского, забывая при этом, что выбор князь был, как говорится, из двух зол. Да, монголо-татарское иго опустошило русские земли, захватывая все, что можно было взять с собой. Но разве лучше цивилизованные европейцы? О крестовых походах историк Франции Ж.Л. Гофф говорит то, что «Вместо того чтобы смягчить нравы, священная война в своем неистовстве привела крестоносцев к худшим эксцессам, начиная еврейскими погромами и заканчивая массовыми избиениями и грабежами; а духовно-рыцарские ордена, оказавшиеся неспособными защитить и сохранить Святые земли, осели на западе, чтобы предаться там всем видам финансовых и военных злоупотреблений". При этом хронист Византии Хониат говорил, что сами мусульмане были добрее и более сострадательны в сравнении с теми, кто «носит на плече знак Христа». А покоренных христиан заставляли отказываться от веры.
А вот Орда не только не вступала в споры с богами и служителями богов побежденных народов, а более того, освободили церкви от уплаты им дани. И здесь можно увидеть прозорливость князя, поскольку благодаря тому, что он платил дань Орде, он сумел своему народу сохранить духовную свободу. Мудрость данного выбора была доказана позже, когда удар по могуществу Орды нанес Дмитрий Донской, правнук Невского. При этом православная Византия так была истощена властью крестоносцев (57 лет!), что легко стала добычей турок.
Но можно ли считать покорность Орде безоговорочным поражением? Историк А. Ю. Карпов говорил о том, что политика умиротворения монголо-татар и беспрекословного повиновения им является особой тактикой при том, что поездки князя в Орду были ориентированы на то, чтобы предотвратить новые вторжения на Русь и поэтому и дань платилась Русью в больших размерах, дабы не допустить выступлений против Руси. В свою очередь историк В. Т. Пашуто считает, что своей осторожной политикой князь спас Русь от окончательного разорения, дав тем самым государству время на то, чтобы восстановиться и оправиться от страшного разорения.
Отдельный вопрос стоит о жестокости князя. Так, 1257 год: Орда запланировала провести перепись населения с целью более точного определения суммы дани. Наши предки считали, что перепись населения – это нечто из области мистики, поскольку соотносили данное мероприятие со Страшным судом. В Новгороде Орда перепись не проводила, поскольку местные жители были свободолюбивыми и активно сопротивлялись переписи. Такие волнения продолжались целый год, при поддержке мятежников сыном Александра князя Василия. Невский понимал характер монголо-татар: должно быть явно видно, что их смиренно принимают, при этом абсолютно любое сопротивление им вызывает агрессию и жесткость. Протест, которые оказали жители Новгорода, разрушающе подействовал на уравновешенные отношения между Ордой и Русью.
Александр сам возглавил борьбу с несогласными: в первый раз удалось избежать переписи, за что пришлось заплатить не только дань, но и заплатить людьми. Сына Василия сослали в Суздаль, а с зачинщиками расправились (кто-то был казнен по приказу Александра, кому-то "урезали" нос, кого-то – ослепили). Цель такого наказания была в том, чтобы наказать немногих и предупредить месть Орды против всех. В 1259 году жители Новгорода дали согласие на то, чтобы провести перепись населения, благодаря личному участию Александра, который сумел предотвратить очередной мятеж. Последняя поездка Александра Невского в Орду, которая продлилась почти год, продемонстрировала верх дипломатии: Александру удалось отговорить хана Берке от военного набора на Руси и перенаправить его устремления. Делая ссылку на восстание русских, хан перестал Манголии платить дань, Золотую Орду провозгласил самостоятельным государством, что, в свою очередь, превратило ее в «стену» Руси на Востоке. Еще будучи в поездке, Александр Невский, которому тогда было уже 42 года, заболел и домой возвращался уже в больном состоянии. Днем 14 ноября 1263 года князь Александр принял монашеский постриг, а вечером скончался.
Именно события, происходящие во времена Александра Невского, могут не только укрепить семейные традиции духом патриотизма и гордости, но и обеспечить гражданское воспитание [2].
Таким образом, сделаем выводы:
1. Гражданское воспитание, воспитание патриотизма, высокодуховное и высоконравственное воспитание является одной из самых значимых и, соответственно, актуальной задачей для каждого, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что закладывается в ребенка сейчас в скором времени будет и его и нашим будущим. Речь идет о том, что на сегодняшний день существует острая необходимость возрождения в обществе, в целом в стране ценности семейных традиций, духовности и культуры, что напрямую связано с воспитанием ребенка дошкольного возраста и в начальной школе.
2. Возраст дошкольный и младший школьный – этот период в жизни ребенка, когда активно происходит познание окружающего мира и взаимоотношений между людьми, когда происходит формирование основ личности будущего гражданина. Именно поэтому данная тема стала мне интересна и было принято решение изучить этот вопрос и сформировать способы достижения максимального эффекта в процессе приобщении детей к народной культуре и семейным традициям.
Список литературы