Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Урок церковного пения, 5 класс...

Урок церковного пения, 5 класс «Главная часть литургии – Евхаристический канон»


Цели урока:

Обучающая: Ознакомление учащихся со структурой и особенностями чтения и пения Евхаристического канона.

Развивающая: Развитие УУД в области церковного пения;

Воспитывающая: Введение гимназистов в поэтический, изобразительный и духовный мир церковного Богослужения.

Обучающая задача:

  1. Обобщить и систематизировать знания о Литургии;
  2. Сформировать знание о структуре Евхаристического канона;
  3. Отработать навыки пения «Милости мира».

Развивающая задача:

Формировать средствами урока универсальные учебные действия: познавательные; регулятивные; коммуникативные; личностные.

Воспитательная задача:

  • Формировать средствами урока понимание, что пение — это богослужебное искусство, способное влиять на душу человека, преображать и восстанавливать в человеке образ Божий;
  • Формировать понимание содержательной части песнопения, через которую раскрываются основы православного вероучения;
  • Формировать навыки работы в команде.

Ведущие понятия урока: Божественная Литургия, Исповедь, Причастие, Проскомидия, Литургия оглашенных, Малый Вход, Литургия верных, Великий Вход, Евхаристический канон.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок практических работ.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • сюжетно-ролевая игра.

Методы и приёмы:

  • репродуктивный (беседа, диалог);
  • частично — поисковый (сюжетно-ролевая игра);
  • исследовательский (анализ текстов, моделирование ответа по картинкам).

Элементы используемых образовательных технологий:

  • продуктивного чтения;
  • оценивания учебных успехов;
  • парно-групповой работы;
  • алгоритм выполнения продуктивных заданий.

Оформление доски:
Эпиграф: «Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами». (Старец Нектарий Оптинский)

Стихи гимназистов о церковном пении и гимназическом хоре;

Репродукции к теме «Литургия»: «Ланчанское чудо», «Великий и Малый вход».

Оборудование для учителя:

  • Аудиозаписи песнопений: «Милость мира»
  • Фортепиано.
  • Пособие «Литургия»

Материалы для работы в группах:

  • Модифицированное пособие для учащихся «Литургия».
  • Иллюстрации, показывающие ход Литургии.

Примечания: в оформлении урока использованы фотоматериалы Божественной литургии с участием гимназистов Ноябрьской Православной Гимназии

Основные этапы урока Цели Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы в педагогической деятельности Умения, формируемые у учащихся Контроль деятельности учащихся
Организационный момент Организация класса для деятельности По традиции урок начинается молитвой Пение (чтение) молитвы Обучение псалмодическому чтению молитв Личностное: осознание своего отношения к учению Знание молитвы и умение  читать нараспев, на одном звуке
1.Проверка знаний учащихся для подготовки к изучению нового материала. 1.Обобщение знаний о структуре и уставной последовательности Литургии. Старец Нектарий однажды сказал "Не надо ждать или искать чудес.  Есть только одно чудо,  которое всегда с нами». О чём он говорил? О Божественной Литургии Фронтальная беседа Умение отвечать на вопросы Знание символических значений священнодействий, чтения и пения Литургии
1.Как вы думаете,  почему Литургию называют чудом? Совершается Причастие Святых Христовых Таинств;
происходит Таинство претворения Даров хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и, потому  что Господь подает в этом Таинстве силы для преображения и изменения души человека.
Фронтальная беседа, диалог Умение отвечать на вопросы
2.Сколько частей в Литургии, как они называются? 1.Проскомидия,
2.Литургия оглашенных,
3. Литургия верных
3.Кого называют «оглашенные» и «верные»? Крещеные и некрещеные люди
2.Систематиззация  знаний о структуре и уставной последовательности Литургии. Каждая группа выбирает задание по проверке знания  Устава Богослужения. Работа в группах.1-я - С помощью   картинок восстанавливает Ход Литургии в правильной последовательности.
2-я – С помощью картинок заполняет  таблицу  «Последовательность Проскомидии».
3-я – с помощью картинок  заполняет  таблицу  «Последовательность Малого Входа и Великого Входа».
Реконструкция события.
Практическая работа.
Решение познавательных задач.
Познавательные:
Создавать модель события, (соотнесение графического изображения с этапом события), создавать иллюстрированный  смысловой ряд.
Регулятивные:
Сверяясь с целью, восстанавливать последовательность.
Коммуникативные:
Работать в группе.
Личностные:
Осознавать себя членом единой команды.
1.Знание устава Богослужения
2.Творческое применение знаний Устава Богослужения
Вывод по 1 этапу урока Обобщить знания о Литургии Какая связь существует между исповедью, проскомидией  и  Великим Входом?

На исповеди человек готовит душу к Причастию.
На Проскомидии священник готовит Дары к Таинству Причастия.
На Великом Входе Дары переносят на престол, как символ распятия Христа.
Всё это - подготовка к Причастию

Фронтальная беседа, диалог

Личностные:  усвоение смысловых значений Литургии

Знания  о взаимосвязи этапов  подготовки к Причастию

 

 

 

 

2 .Основная часть

Создание условий для выполнения главной педагогической цели урока: познакомить учащихся с особенностями правильного чтения и пения Евхаристического канона.

В  конце урока вы должны ответить на 2 вопроса:

  • Что такое Евхаристия и Евхаристический канон?
  • Когда происходит Таинство Евхаристии?

 

 

Познавательные: овладение смысловым чтением и пением Евхаристического канона:
знакомство с особенностями правильного чтения и пения Евхаристического канона.
Регулятивные: Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки чтения и пения.
Коммуникативные: излагать своё мнение в диалоге, развивать устную речь.
Личностные: осознавать себя верующим человеком, объяснять ценности православного человека.
Осваивать  правила осознанного поведения в храме.

Понимание содержания и символического значения священнодействий, чтения и пения Евхаристического канона. Навыки псалмодического чтения возгласов и пения «Милости Мира».

 

 

 

 

 

Когда произойдет Таинство Евхаристии?

1.Введение понятия «Евхаристический канон»

 

Прочитайте определения, которые вынесены на доску.
Объясните смысл и значение новых понятий.

Евхаристия - в переводе с греческого языка благодарение, причащение.
Канон – правила, по которым происходит БЛАГОДАРЕНИЕ, это поочередные действия:     единая молитва разделена на возгласы священника и пение хора – «Милости мира».

Фронтальная беседа, диалог

 

2.Разбор уставной последовательности  канона.

С помощью пособия «Литургия» мы продолжаем  знакомство  с уставной последовательностью главного священнодействия Литургии, в котором и происходит Таинство претворения Даров в Тело и Кровь Христову – это «Евхаристический  канон».

В соответствии с текстом пособия учащиеся распределяют чтение возгласов и пение хора: мальчики читают возгласы священника
по правилам псалмодического чтения; все вместе поют «Милость Мира».

Сюжетно-ролевая игра: чтецы и певчие клироса

 

 

3. Обучение навыкам псалмодического чтения и вокально-хоровым певческим навыкам

Инструктаж – мальчикам необходимо читать возгласы нараспев, на одном звуке, с умеренной силой голоса.

 

а) слушание фрагмента Евхаристического канона в исполнении хора Московской Патриархии.
б) чтение.

Сюжетно-ролевая игра: чтецы возгласов
(индивидуальная, ансамблевая и хоровая работа)

 

 

Инструктаж – учащимся, исполняющим роль клироса, необходимо при пении каждого фрагмента «Милости Мира» соблюдать правила формирования звука, артикуляции и дикции.

а) слушание фрагмента пения «Милости Мира» в исполнении хора московской Патриархии.
б) пение.

Сюжетно-ролевая игра: певчие
(индивидуальная, ансамблевая и хоровая работа)

Вывод по 2-му этапу урока

 

Мы пропели Евхаристический канон до главной его части «Тебе поем». Здесь совершается чтение священником главной Евхаристической молитвы, во время которой происходит призывание помощи Святаго Духа на совершение Таинства. В момент пения «Тебе поем» Дары претворяются в Тело и Кровь Христову. Теперь все готово к Причастию верующих, стремящихся к врачеванию души и тела.

Учащиеся поют «Тебе поем»

Изучение символических значений Евхаристического канона.

Фронтальная беседа, вокально-хоровое пение

 

Контроль певческих навыков песнопения «Милость Мира»

3.Подведение итогов

Рефлексия.

С чем мы сегодня познакомились?

 

 

С главной частью Литургии – Евхаристическим каноном.

Фронтальная беседа, диалог

 

 

Регулятивная: оценивать степень собственного достижения
Коммуникативное: излагать своё мнение
Личностное: освоение роли сознательного участника Божественной Литургии

Оценивание успехов каждого ученика и групповой работы в целом.

 

 

Для чего необходимы эти знания?

 

Для  сознательного участия  в Божественной литургии и умения петь «Милость Мира» -  главного песнопения Евхаристического канона.

 

 

 

(Самоанализ успешности)

 

 

Кто считает, что материал им усвоен полностью?

Нам предстоит участие в регулярном  пении и чтении Евхаристического канона.

 

 

 

Скажите,  как часто гимназисты участвуют в совершении Божественной литургии в храме?

Дважды в месяц и в Двунадесятые праздники.

Вывод к уроку

 

Довольны ли вы уроком? Хорошо ли справились с непростой задачей?

  • Что такое Евхаристия и Евхаристический канон?
  • Когда происходит Таинство Евхаристии?

Я надеюсь, что в любой день, когда вы будете на Богослужении, вы  трепетно проживете минуты Евхаристического канона, настроитесь на Причастие и получите милость Божию, которую Господь явит вам в этом Причастии.

Какими будут ваши действия на ближайшей Литургии?

- Да.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

- Мы побываем  на исповеди.
-Своими глазами сможем проследить за Малым и Великим Входом.
-Услышим, как будет звучать Евхаристический канон.
-Теперь мы знаем, что на словах «Тебе поем…» совершается Таинство претворения Даров в Тело и Кровь Христову.
- Эти знания помогут нам настроиться на серьезное и ответственное участие в Таинстве Причастия.

Рефлексия

 

 

Мы закончим урок словами из сочинения гимназистки   9 класса Марии А., нашей замечательной солистки хора?

«На уроках церковного пения мы можем узнать о жизни Иисуса Христа и подготовиться послужить Ему на литургии.
Что может быть благодатнее Святых Даров, врачующих  душу, стремящуюся ко спасению? 
Когда наш хор поет, мне представляется небесная лестница, по ступенькам которой я поднимаюсь вверх. Это очень долгая лестница, ей нет  конца и края. Но, шагая по ней, душа ощущает радость и очень трепетное чувство – ведь это путь к Богу!»


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт