Цели урока:
Обучающая: Ознакомление учащихся со структурой и особенностями чтения и пения Евхаристического канона.
Развивающая: Развитие УУД в области церковного пения;
Воспитывающая: Введение гимназистов в поэтический, изобразительный и духовный мир церковного Богослужения.
Обучающая задача:
Развивающая задача:
Формировать средствами урока универсальные учебные действия: познавательные; регулятивные; коммуникативные; личностные.
Воспитательная задача:
Ведущие понятия урока: Божественная Литургия, Исповедь, Причастие, Проскомидия, Литургия оглашенных, Малый Вход, Литургия верных, Великий Вход, Евхаристический канон.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок практических работ.
Форма организации учебной деятельности:
Методы и приёмы:
Элементы используемых образовательных технологий:
Оформление доски:
Эпиграф: «Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами». (Старец Нектарий Оптинский)
Стихи гимназистов о церковном пении и гимназическом хоре;
Репродукции к теме «Литургия»: «Ланчанское чудо», «Великий и Малый вход».
Оборудование для учителя:
Материалы для работы в группах:
Примечания: в оформлении урока использованы фотоматериалы Божественной литургии с участием гимназистов Ноябрьской Православной Гимназии
Основные этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы в педагогической деятельности | Умения, формируемые у учащихся | Контроль деятельности учащихся |
Организационный момент | Организация класса для деятельности | По традиции урок начинается молитвой | Пение (чтение) молитвы | Обучение псалмодическому чтению молитв | Личностное: осознание своего отношения к учению | Знание молитвы и умение читать нараспев, на одном звуке |
1.Проверка знаний учащихся для подготовки к изучению нового материала. | 1.Обобщение знаний о структуре и уставной последовательности Литургии. | Старец Нектарий однажды сказал "Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами». О чём он говорил? | О Божественной Литургии | Фронтальная беседа | Умение отвечать на вопросы | Знание символических значений священнодействий, чтения и пения Литургии |
1.Как вы думаете, почему Литургию называют чудом? | Совершается Причастие Святых Христовых Таинств; происходит Таинство претворения Даров хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и, потому что Господь подает в этом Таинстве силы для преображения и изменения души человека. |
Фронтальная беседа, диалог | Умение отвечать на вопросы | |||
2.Сколько частей в Литургии, как они называются? | 1.Проскомидия, 2.Литургия оглашенных, 3. Литургия верных |
|||||
3.Кого называют «оглашенные» и «верные»? | Крещеные и некрещеные люди | |||||
2.Систематиззация знаний о структуре и уставной последовательности Литургии. | Каждая группа выбирает задание по проверке знания Устава Богослужения. | Работа в группах.1-я - С помощью картинок восстанавливает Ход Литургии в правильной последовательности. 2-я – С помощью картинок заполняет таблицу «Последовательность Проскомидии». 3-я – с помощью картинок заполняет таблицу «Последовательность Малого Входа и Великого Входа». |
Реконструкция события. Практическая работа. Решение познавательных задач. |
Познавательные: Создавать модель события, (соотнесение графического изображения с этапом события), создавать иллюстрированный смысловой ряд. Регулятивные: Сверяясь с целью, восстанавливать последовательность. Коммуникативные: Работать в группе. Личностные: Осознавать себя членом единой команды. |
1.Знание устава Богослужения 2.Творческое применение знаний Устава Богослужения |
|
Вывод по 1 этапу урока | Обобщить знания о Литургии | Какая связь существует между исповедью, проскомидией и Великим Входом? |
На исповеди человек готовит душу к Причастию. |
Фронтальная беседа, диалог |
Личностные: усвоение смысловых значений Литургии |
Знания о взаимосвязи этапов подготовки к Причастию
|
2 .Основная часть |
Создание условий для выполнения главной педагогической цели урока: познакомить учащихся с особенностями правильного чтения и пения Евхаристического канона. |
В конце урока вы должны ответить на 2 вопроса:
|
|
|
Познавательные: овладение смысловым чтением и пением Евхаристического канона: |
Понимание содержания и символического значения священнодействий, чтения и пения Евхаристического канона. Навыки псалмодического чтения возгласов и пения «Милости Мира».
|
|
Когда произойдет Таинство Евхаристии? 1.Введение понятия «Евхаристический канон»
|
Прочитайте определения, которые вынесены на доску. |
Евхаристия - в переводе с греческого языка благодарение, причащение. |
Фронтальная беседа, диалог |
||
|
2.Разбор уставной последовательности канона. |
С помощью пособия «Литургия» мы продолжаем знакомство с уставной последовательностью главного священнодействия Литургии, в котором и происходит Таинство претворения Даров в Тело и Кровь Христову – это «Евхаристический канон». |
В соответствии с текстом пособия учащиеся распределяют чтение возгласов и пение хора: мальчики читают возгласы священника |
Сюжетно-ролевая игра: чтецы и певчие клироса
|
||
|
3. Обучение навыкам псалмодического чтения и вокально-хоровым певческим навыкам |
Инструктаж – мальчикам необходимо читать возгласы нараспев, на одном звуке, с умеренной силой голоса.
|
а) слушание фрагмента Евхаристического канона в исполнении хора Московской Патриархии. |
Сюжетно-ролевая игра: чтецы возгласов |
|
|
Инструктаж – учащимся, исполняющим роль клироса, необходимо при пении каждого фрагмента «Милости Мира» соблюдать правила формирования звука, артикуляции и дикции. |
а) слушание фрагмента пения «Милости Мира» в исполнении хора московской Патриархии. |
Сюжетно-ролевая игра: певчие |
||||
Вывод по 2-му этапу урока |
|
Мы пропели Евхаристический канон до главной его части «Тебе поем». Здесь совершается чтение священником главной Евхаристической молитвы, во время которой происходит призывание помощи Святаго Духа на совершение Таинства. В момент пения «Тебе поем» Дары претворяются в Тело и Кровь Христову. Теперь все готово к Причастию верующих, стремящихся к врачеванию души и тела. |
Учащиеся поют «Тебе поем» Изучение символических значений Евхаристического канона. |
Фронтальная беседа, вокально-хоровое пение |
|
Контроль певческих навыков песнопения «Милость Мира» |
3.Подведение итогов |
Рефлексия. |
С чем мы сегодня познакомились?
|
С главной частью Литургии – Евхаристическим каноном. |
Фронтальная беседа, диалог
|
Регулятивная: оценивать степень собственного достижения |
Оценивание успехов каждого ученика и групповой работы в целом. |
|
|
Для чего необходимы эти знания?
|
Для сознательного участия в Божественной литургии и умения петь «Милость Мира» - главного песнопения Евхаристического канона. |
(Самоанализ успешности) |
|
|
Кто считает, что материал им усвоен полностью? Нам предстоит участие в регулярном пении и чтении Евхаристического канона. |
|
|||||
Скажите, как часто гимназисты участвуют в совершении Божественной литургии в храме? |
Дважды в месяц и в Двунадесятые праздники. |
|||||
Вывод к уроку |
|
Довольны ли вы уроком? Хорошо ли справились с непростой задачей?
Я надеюсь, что в любой день, когда вы будете на Богослужении, вы трепетно проживете минуты Евхаристического канона, настроитесь на Причастие и получите милость Божию, которую Господь явит вам в этом Причастии. Какими будут ваши действия на ближайшей Литургии? |
- Да.
Ответы учащихся.
- Мы побываем на исповеди. |
Рефлексия |
|
|
Мы закончим урок словами из сочинения гимназистки 9 класса Марии А., нашей замечательной солистки хора? |
«На уроках церковного пения мы можем узнать о жизни Иисуса Христа и подготовиться послужить Ему на литургии. |