Литвишко Г.А. , МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», п. Ханымей, Пуровский район
Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удается добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Уильям Глассер
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В числе основных мероприятий в рамках проекта:
- реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций;
- реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоения онлайн модульных курсов; создание сети центров цифрового образования «IT-cube»;
- реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;
- проведение открытых онлайн уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей;
- создание сети детских технопарков «Кванториум», в том числе в каждом городе с населением более 60 тыс. человек;
- работа детских общественных объединений; обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий.
И сегодня, в связи с реализацией Национального проекта «Образование» 2019-2024 г., в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют одаренные дети и дети с проблемами в психофизическом развитии.
Школа принимает в свои стены всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. В МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей учатся дети с умственными и физическими недостатками, одарённые дети, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, дети из семей социального риска. Поэтому школьная система образования сталкивается с рядом проблем. Термин «особые образовательные потребности» относится ко всем таким детям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной активности, или трудностей, связанных с обучением.
Последние два-три года педагогическая ситуация в ОУ характеризуется непрерывным снижением численности детей, поступающих в 1 класс. Не менее половины из них обнаруживают признаки недоразвития речи, фонематического анализа, поведенческой саморегуляции, других базовых психических функций, обуславливающих степень готовности ребёнка к школьному обучению. Известно, что по этой причине 40% учащихся начальной школы испытывают стойкие трудности в овладении знаниями, умениями и навыками по основным предметам, что приводит к утрате ими учебной мотивации, педагогической запущенности, ухудшению состояния здоровья.
Одной из причин появления детей с особыми образовательными потребностями является то, что дети, приходящие сегодня в 1 класс, имеют разные стартовые возможности в силу различных причин, в том числе и перечисленных выше. Разноподготовленность детей приносит учителю массу неудобств и проблем в организации образовательного процесса.
В последнее время обеспокоенность педагогов вызывает увеличение количества детей из других государств, для которых русский язык не является родным языком. В 2018 году в школе количество таких детей – 24. Дети, несомненно, испытывают проблемы в обучении. Педагоги, обучающие таких детей, испытывают трудности в преподавании им предметов.
Ещё одна категория детей, которой необходимо оказывать дополнительную помощь и учебную поддержку – это дети-инвалиды.
В особую группу мы выделяем одаренных (талантливых) детей. С точки зрения психологии, одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
У одаренных детей особенно проявляется потребность в поисковой, исследовательской деятельности, которая позволяет погрузиться в процесс самообучения и воспитывает в них стремление к познанию, открытиям, достижениям, активному умственному труду и самопознанию.
Такие дети видны сразу. Они отличаются любознательностью, неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями. Видны и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
В МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей предпринимаются конструктивные шаги по решению проблемы образования детей с особыми образовательными потребностями.
В школе создано такое образовательное пространство, которое может обеспечить развитие способностей, обеспечивающих успех в учебе, развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.
Работа по обозначенной проблеме строится в трёх направлениях:
1. Подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
3. Оказание помощи семье, в которой воспитывается ребёнок с особыми образовательными потребностями.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для детей с особыми образовательными потребностями. Педагог, работающий с такими детьми, должен обладать следующими характеристиками:
- высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;
- общая эрудированность;
- владение современными педагогическими технологиями коррекции и развития;
- высокий уровень психологической подготовки;
- знание основ коррекционной педагогики и др.
В школе над проблемой создания условий для успешного образования детей с особыми образовательными потребностями работают следующие специалисты: учитель-логопед, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, педагоги дополнительного образования и другие сотрудники. 94% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации работы с детьми с ОВЗ.
В школе создана собственная система работы с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках воспитательно-образовательного процесса. При организации данного направления деятельности педагоги руководствуются следующими принципами:
В качестве основных элементов системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями мы выделяем:
В системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями используются различные формы работы как в урочное, так и во внеурочное время.
Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в основных образовательных программах определены уровни обучения: «ученик научится», «Ученик получит возможность научиться». У учителей-предметников накоплен «банк» разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах и конкурсах.
В педагогической деятельности учителя школы используют элементы различных технологий (личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, визуализации информации в виде схем, сигналов, интеллектуальных карт и др.). Еще одной формой работы на уроке с заинтересованными детьми является подготовка докладов или индивидуальных проектов, вынуждающих школьников искать ответы за рамками стандартных учебных материалов и способствующих приобретению навыков реализации успешных публичных выступлений. Все это благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала особых детей. Обучающиеся участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня. Ежегодно обучающиеся принимают участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, становятся финалистами и победителями в олимпиадах по основам наук УрФО, Страна талантов и др.
Индивидуальный учебный план. Это учебный план обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. Основой индивидуальных учебных планов являются базовые образовательные области для всех учащихся, при этом учащиеся самостоятельны в выборе уровня обучения предметов (базовый или углубленный) и элективных курсов. При выборе профиля учащиеся на углубленном уровне изучают выбранный предмет. Индивидуальный учебный план позволяет обучающимся самостоятельно фиксировать потребность в своем развитии, продвижении, приобретении знаний и умений.
Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 8-9 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Школа интенсивного обучения. Деятельность МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей направлена в первую очередь на устранение учебных дефицитов и повышение качества подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена и основного государственного экзамена. Обучающиеся делятся на группы по уровню обучения. Занятия в данной школе также способствуют повышению мотивации, расширению и углублению знаний по предметам учебного плана, выбранными учащимися для прохождения государственной итоговой аттестации.
Проектно-исследовательская деятельность. Данный вид деятельности позволяет включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в выдвижении гипотез, постановке проблемы, в выборе методов решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. В школе организовано научное общество «Поиск». Обучающиеся представляют результаты проектно-исследовательской работы на ежегодной школьной, районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию…».
Дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте педагога и ученика, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи.
Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение учеником в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом обучающийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала. Имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста ученик был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи методистов-организаторов, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения. На протяжении всего времени учебы слушатель взаимодействует с преподавателем при помощи электронной почты, форумов. Также любой ВУЗ, на базе которого возможно дистанционное обучение, имеет специально разработанный сайт обучения. При поступлении на дистанционную форму обучения ученик получает свои логин и пароль, с помощью которых он может входить на сайт, пользоваться учебными материалами, пособиями, а также общаться с преподавателями виртуального курса.
Обучающиеся расширяют свои знания на учебно-образовательных онлайн-сервисах: онлайн-школа Фоксворд; образовательная платформа Stepik; онлайн-сервисы Лекториум и ЯКласс, а также проходили обучение при Томском государственном педагогическом университете по предметам естественнонаучного цикла.
Индивидуальные маршруты по подготовке одаренных детей и индивидуальные маршруты по преодолению пробелов в знаниях для учащихся, имеющих трудности в обучении. В соответствии с приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2013 года «Об утверждении региональной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей» в школе разработаны и активно реализуются индивидуальные маршруты по подготовке одаренных детей. В каждом таком маршруте предусмотрена система работы по подготовке одаренного ребенка в определенной предметной области. Предусмотрены не только индивидуальные занятия по предмету, но и психолого-педагогическое сопровождение учащегося на весь учебный год. Планируется участие в конкурсных, олимпиадных мероприятиях в течение года, фиксируются и анализируются результаты проделанной работы.
Образовательный туризм. Цель образовательного туризма состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Важными воспитательными задачами школы являются:
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- воспитание любви к родной школе, родному краю;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей ребенка;
- становление активной жизненной позиции.
Велика роль путешествий в обеспечении многостороннего развития личности. Именно поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Можно с уверенностью сказать, что образовательный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Образовательный туризм занимает важное место в системе воспитательной работы школы по формированию всесторонне-развитой личности.
Выездные каникулярные школы. Одним из видов образовательного туризма являются каникулярные школы и курсы, организованные различными вузами. Основная задача учебно-научных школ – раннее вовлечение в научную, предметно-прикладную деятельность, подготовка школьников к успешному участию в предметных олимпиадах, молодежных научных форумах, развитие креативности, повышение уровня социализации личности.
Учащиеся расширяют и углубляют свои знания по предметам учебного плана во время каникул в учебно-научной школе ТюмГУ (летняя сессия «Квинтэссенция», осенняя сессия «Идефикс», зимняя сессия «Квадрат Декара», весенняя сессия «Гуманитариус»), в каникулярных математических школах на базе ЧОУ «Уральский РЭК» в г. Белорецк, участвуя в проекте «Путь к Олимпу» некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, на базе Специализированного учебно-научного центра (факультета) – школы-интерната имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Эффективность работы с детьми с особыми образовательными потребностями подтверждается наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, муниципальных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся. Выпускники школы показывают хорошие результаты на государственной итоговой аттестации. По результатам государственной итоговой аттестации ежегодно учреждение выпускает обучающихся, набравших от 90 до 100 баллов ЕГЭ. В 2018 году 2 выпускника набрали 92 балла и 1 выпускница 94 балла по русскому языку, 1 ученик набрал 94 балла по истории; в 2017 году 1 выпускник набрал 92 балла по литературе; в 2016 году - 98 баллов, 91 балл по русскому языку; в 2015 г. – 91 балл по биологии, 2 выпускника по 95 баллов, 1 выпускник набрал 98 баллов по русскому языку.
Обучающиеся и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к саморазвитию и формированию, что и требуется от человека, живущего в век информатизации и смены технологий. Благодаря системной и планомерной работе педагогов школы дети с особыми образовательными потребностями становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.