Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Успех рождает будущее

Успех рождает будущее


Литвишко Г.А. , МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», п. Ханымей, Пуровский район

 

Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удается добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Уильям Глассер

 

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В числе основных мероприятий в рамках проекта:

- реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций;

- реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоения онлайн модульных курсов; создание сети центров цифрового образования «IT-cube»;

- реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;

- проведение открытых онлайн уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей;

- создание сети детских технопарков «Кванториум», в том числе в каждом городе с населением более 60 тыс. человек;

- работа детских общественных объединений; обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий.

И сегодня, в связи с реализацией Национального проекта «Образование» 2019-2024 г., в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют одаренные дети и дети с проблемами в психофизическом развитии.

Школа принимает в свои стены всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. В МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей учатся дети с умственными и физическими недостатками, одарённые дети, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, дети из семей социального риска. Поэтому школьная система образования сталкивается с рядом проблем. Термин «особые образовательные потребности» относится ко всем таким детям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной активности, или трудностей, связанных с обучением.

Последние два-три года педагогическая ситуация в ОУ характеризуется непрерывным снижением численности детей, поступающих в 1 класс. Не менее половины из них обнаруживают признаки недоразвития речи, фонематического анализа, поведенческой саморегуляции, других базовых психических функций, обуславливающих степень готовности ребёнка к школьному обучению. Известно, что по этой причине 40% учащихся начальной школы испытывают стойкие трудности в овладении знаниями, умениями и навыками по основным предметам, что приводит к утрате ими учебной мотивации, педагогической запущенности, ухудшению состояния здоровья.

Одной из причин появления детей с особыми образовательными потребностями является то, что дети, приходящие сегодня в 1 класс, имеют разные стартовые возможности в силу различных причин, в том числе и перечисленных выше. Разноподготовленность детей приносит учителю массу неудобств и проблем в организации образовательного процесса.

В последнее время обеспокоенность педагогов вызывает увеличение количества детей из других государств, для которых русский язык не является родным языком. В 2018 году в школе количество таких детей – 24. Дети, несомненно, испытывают проблемы в обучении. Педагоги, обучающие таких детей, испытывают трудности в преподавании им предметов.

Ещё одна категория детей, которой необходимо оказывать дополнительную помощь и учебную поддержку – это дети-инвалиды.

В особую группу мы выделяем одаренных (талантливых) детей. С точки зрения психологии, одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

У одаренных детей особенно проявляется потребность в поисковой, исследовательской деятельности, которая позволяет погрузиться в процесс самообучения и воспитывает в них стремление к познанию, открытиям, достижениям, активному умственному труду и самопознанию.

Такие дети видны сразу. Они отличаются любознательностью, неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями. Видны и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

В МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей предпринимаются конструктивные шаги по решению проблемы образования детей с особыми образовательными потребностями.

В школе создано такое образовательное пространство, которое может обеспечить развитие способностей, обеспечивающих успех в учебе, развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.

Работа по обозначенной проблеме строится в трёх направлениях:

1.  Подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

2.  Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

3. Оказание помощи семье, в которой воспитывается ребёнок с особыми образовательными потребностями.

        Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для детей с особыми образовательными потребностями. Педагог, работающий с такими детьми, должен обладать следующими характеристиками:

- высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом; 

- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности; 

- постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей; 

- общая эрудированность; 

- владение современными педагогическими технологиями коррекции и развития;

- высокий уровень психологической подготовки;

- знание основ коррекционной педагогики и др.

В школе над проблемой создания условий для успешного образования детей с особыми образовательными потребностями работают следующие специалисты: учитель-логопед, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, педагоги дополнительного образования и другие сотрудники. 94% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации работы с детьми с ОВЗ.

В школе создана собственная система работы с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках воспитательно-образовательного процесса. При организации данного направления деятельности педагоги руководствуются следующими принципами:

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения.
  2. Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся.
  3. Усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  4. Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности. 
  5. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  6. Увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми.
  7. Совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

В качестве основных элементов системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями мы выделяем:

  1. Дифференцированность обучения, основанную на учебном стиле, заинтересованности, готовности учеников (разноуровневость обучения). 
  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный маршрут, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальной скорости движения.
  3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности. 
  4. Развивающая среда. Развитие особого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
  5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. 
  7. Специальным образом подготовленные педагогические кадры.

        В системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями используются различные формы работы как в урочное, так и во внеурочное время.

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в основных образовательных программах определены уровни обучения: «ученик научится», «Ученик получит возможность научиться». У учителей-предметников накоплен «банк» разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах и конкурсах.

В педагогической деятельности учителя школы используют элементы различных технологий (личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, визуализации информации в виде схем, сигналов, интеллектуальных карт и др.). Еще одной формой работы на уроке с заинтересованными детьми является подготовка докладов или индивидуальных проектов, вынуждающих школьников искать ответы за рамками стандартных учебных материалов и способствующих приобретению навыков реализации успешных публичных выступлений. Все это благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала особых детей. Обучающиеся участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня. Ежегодно обучающиеся принимают участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, становятся финалистами и победителями в олимпиадах по основам наук УрФО, Страна талантов и др.

Индивидуальный учебный план. Это учебный план обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. Основой индивидуальных учебных планов являются базовые образовательные области для всех учащихся, при этом учащиеся самостоятельны в выборе уровня обучения предметов (базовый или углубленный) и элективных курсов. При выборе профиля учащиеся на углубленном уровне изучают выбранный предмет. Индивидуальный учебный план позволяет обучающимся самостоятельно фиксировать потребность в своем развитии, продвижении, приобретении знаний и умений.

Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 8-9 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Школа интенсивного обучения. Деятельность МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей направлена в первую очередь на устранение учебных дефицитов и повышение качества подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена и основного государственного экзамена. Обучающиеся делятся на группы по уровню обучения. Занятия в данной школе также способствуют повышению мотивации, расширению и углублению знаний по предметам учебного плана, выбранными учащимися для прохождения государственной итоговой аттестации.

Проектно-исследовательская деятельность. Данный вид деятельности позволяет включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в выдвижении гипотез, постановке проблемы, в выборе методов решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. В школе организовано научное общество «Поиск». Обучающиеся представляют результаты проектно-исследовательской работы на ежегодной школьной, районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию…».

Дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте педагога и ученика, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи.

Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение учеником в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом обучающийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала. Имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста ученик был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи методистов-организаторов, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения. На протяжении всего времени учебы слушатель взаимодействует с преподавателем при помощи электронной почты, форумов. Также любой ВУЗ, на базе которого возможно дистанционное обучение, имеет специально разработанный сайт обучения. При поступлении на дистанционную форму обучения ученик получает свои логин и пароль, с помощью которых он может входить на сайт, пользоваться учебными материалами, пособиями, а также общаться с преподавателями виртуального курса.

Обучающиеся расширяют свои знания на учебно-образовательных онлайн-сервисах: онлайн-школа Фоксворд; образовательная платформа Stepik; онлайн-сервисы Лекториум и ЯКласс, а также проходили обучение при Томском государственном педагогическом университете по предметам естественнонаучного цикла.

Индивидуальные маршруты по подготовке одаренных детей и индивидуальные маршруты по преодолению пробелов в знаниях для учащихся, имеющих трудности в обучении. В соответствии с приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2013 года «Об утверждении региональной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей» в школе разработаны и активно реализуются индивидуальные маршруты по подготовке одаренных детей. В каждом таком маршруте предусмотрена система работы по подготовке одаренного ребенка в определенной предметной области. Предусмотрены не только индивидуальные занятия по предмету, но и психолого-педагогическое сопровождение учащегося на весь учебный год. Планируется участие в конкурсных, олимпиадных мероприятиях в течение года, фиксируются и анализируются результаты проделанной работы.

Образовательный туризм. Цель образовательного туризма состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Важными воспитательными задачами школы являются:

- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

- воспитание любви к родной школе, родному краю;

- развитие творческих способностей учащихся;

- формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей ребенка;

- становление активной жизненной позиции.

Велика роль путешествий в обеспечении многостороннего развития личности. Именно поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.

Можно с уверенностью сказать, что образовательный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Образовательный туризм занимает важное место в системе воспитательной работы школы по формированию всесторонне-развитой личности.

Выездные каникулярные школы. Одним из видов образовательного туризма являются каникулярные школы и курсы, организованные различными вузами. Основная задача учебно-научных школ – раннее вовлечение в научную, предметно-прикладную деятельность, подготовка школьников к успешному участию в предметных олимпиадах, молодежных научных форумах, развитие креативности, повышение уровня социализации личности.

Учащиеся расширяют и углубляют свои знания по предметам учебного плана во время каникул в учебно-научной школе ТюмГУ (летняя сессия «Квинтэссенция», осенняя сессия «Идефикс», зимняя сессия «Квадрат Декара», весенняя сессия «Гуманитариус»), в каникулярных математических школах на базе ЧОУ «Уральский РЭК» в г. Белорецк, участвуя в проекте «Путь к Олимпу» некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, на базе Специализированного учебно-научного центра (факультета) – школы-интерната имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Эффективность работы с детьми с особыми образовательными потребностями подтверждается наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, муниципальных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся. Выпускники школы показывают хорошие результаты на государственной итоговой аттестации. По результатам государственной итоговой аттестации ежегодно учреждение выпускает обучающихся, набравших от 90 до 100 баллов ЕГЭ. В 2018 году 2 выпускника набрали 92 балла и 1 выпускница 94 балла по русскому языку, 1 ученик набрал 94 балла по истории; в 2017 году 1 выпускник набрал 92 балла по литературе; в 2016 году - 98 баллов, 91 балл по русскому языку; в 2015 г. – 91 балл по биологии, 2 выпускника по 95 баллов, 1 выпускник набрал 98 баллов по русскому языку.

Обучающиеся и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к саморазвитию и формированию, что и требуется от человека, живущего в век информатизации и смены технологий. Благодаря системной и планомерной работе педагогов школы дети с особыми образовательными потребностями становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт