В разные исторические периоды в России существовали различающиеся по сути и форме методы борьбы с пьянством и алкоголизмом: от стихийных народных бунтов середины 19 века, до современного планомерного комплексного подхода к решению данной демографической проблемы нашего народа. Началом консолидации сил общества в современной России для решения этой проблемы послужило выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мае 2009 г на XIII Всемирном Русском Народном Соборе с документом, носящим программный характер «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы» [1]. Тогда же в мае 2009 года Указом президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации названы наркомания и алкоголизм, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ [2]. В декабре 2009 г. борьба с алкоголизмом была сформулирована на государственном уровне в виде "Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" [3]. С целью повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией предусмотрена консолидация сил общества, взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений.
На первом этапе (2010-2012 года), согласно данной Концепции, были внесены соответствующие поправки в действующее законодательство РФ для ограничения рекламы и условий торговли алкогольной продукцией. На втором этапе (2013-2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года принята "Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма", согласно которой долг Церкви в современных условиях - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни [4].
Таким образом, стали очевидны шаги Церкви и государства к консолидации сил российского общества, потому что алкоголизм в России сегодня стал глубоко осознаваемой проблемой первостепенной важности. С 2014 года решением Священного Синода возрождена традиция ежегодного празднования Дня трезвости 11 сентября. С 2015 этот праздник поддержан соответствующими мероприятиями Министерства здравоохранения.
В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в форме организованного трезвенного движения может опираться на исторический опыт такого взаимодействия. Еще в конце XIX века совместными усилиями Русской Православной Церкви и Российского государства была выстроена комплексная система воспитания народа в духе трезвости.
Трудами сельского педагога, профессора ботаники С.А. Рачинского, священников Александра Рождественского, Петра Полякова, Петра Миртова в Русской Православной Церкви стали создаваться приходские общества трезвости. Большое влияние на трезвенное движение оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. После Указа Святейшего Синода 1889 года число приходских обществ трезвости стало динамично расти и в 1912 году их количество было свыше 2000, в них числилось более полумиллиона человек [5].
Деятельное участие государства в трезвенном движении связано с именем министра финансов С.Ю. Витте. Своим указом от 20 декабря 1894 года он организовал государственно-церковную структуру – попечительство о народной трезвости.
Результатом деятельности всероссийского дореволюционного трезвенного движения стало создание системы трезвенного и нравственного просвещения народа на основе образовательных программ, формирующих трезвенные убеждения у учащихся церковно-приходских и школ земских ведомств, студентов семинарий и академий; существовала специальная система подготовки педагогических кадров для этой деятельности. Были открыты дома трудолюбия, лечебницы для страждущих, библиотеки, чайные. Вся эта деятельность привела к реальному отрезвлению и оздоровлению общества и подготовило почву для принятия в 1914 году императором Николаем II, впервые в мире, «сухого закона» на период мобилизации и военных действий. Результатом почти 30-летней работы по отрезвлению народа была положительная реакция самого народа на такие законодательные меры – за прекращение продажи водки навсегда высказались 84% населения [6].
Сегодня необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях лучшие дореволюционные наработки в деле утверждения трезвости и профилактике алкоголизма. С конца XX века в России возобновилась практика создания приходских обществ трезвости, а с 2008 года, на примере Екатеринбурга, началось возрождение такой формы государственно-церковного взаимодействия как Попечительство о народной трезвости.
Необходимо отметить, что организационно создание приходского общества трезвости предшествует созданию Попечительства. Трезвенное движение невозможно без участия общественно и церковно-активных делателей, без появления первичной «трезвенной закваски». Церковно-приходская деятельность активных прихожан и духовенства инициирует создание и деятельность на местном или региональном уровне общественной организации Попечительство о народной трезвости.
В уставной деятельности Попечительства выделяются несколько основных направлений: просветительская и профилактическая деятельность, социальная реабилитация, общественный контроль за выполнением действующих Федеральных законов, правовая инициатива - внесение на рассмотрение в органы государственной власти и местного самоуправления проектов нормативно-правовых актов, способствующих утверждению трезвости.
Уставная деятельность приходского общества, по своей сути, затрагивает более глубинный, духовный пласт бытия человека. Целью общества трезвости на приходе является утверждение трезвости, возрождение христианских добродетелей и правил благочестия, содействие людям в обретении опыта духовной и церковной жизни, противодействие распространению социальных пороков и оказание помощи страждущим в избавлении от зависимостей.
В связи с тем, что алкоголизм и наркомания являются следствием мировоззренческого кризиса, основным направлением трезвенного движения является религиозно-нравственное просвещение народа в духе Православия. Деятельность обществ трезвости, таким образом, должна восприниматься глубже, в первую очередь, самими участниками. Трезвость является не самоцелью, а средством на пути к духовному трезвению, к преображению всей жизни человека. Трезвость, в узком значении слова, это – физиологическое состояние, характеризующееся отсутствием опьянения и является естественным состоянием человека. Трезвение – необходимое свойство ума для духовного совершенствования.
Послушаем, что говорят о трезвении признанные авторитеты Церкви. Преподобный Макарий Египетский: «Во всем нужна трезвенность, чтобы и те блага, какие, по-видимому, мы имеем, не обратились нам во вред». Святитель Феофан Затворник: «Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном оно – прежде всего. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают, что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании; это одно и то же. Как дорого поэтому обрести навык внимания! Главный труд у начавших заботиться о душе обычно на это и направляется. И дело их начинает походить немного на дело только с тех пор, как внимание начнет собираться в себя; обыкновенно оно – все вне, а не внутри. С этого же момента, и внутренняя жизнь начинается, и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что же это значит? Это значит, чтобы стоять умом в сердце пред Господом и сознательно все обсуждать и предпринимать пред лицом Его. Дело это, очевидно, сложное. Оно совершенствуется вместе с молитвой и насколько укрепляется ею, настолько и ее укрепляет» [7].
Всероссийское православное Иоанно-Предтеченское общество трезвости так определяет цель своей деятельности – свидетельствование о Христе радостью трезвой жизни. С утратой христоцентричности в жизни христианина происходит утрата смысла любой его деятельности. Поэтому трезвение – необходимое и обязательное внутреннее делание любого, кто приступает к такому важному делу, как оказание помощи страждущим недугом алкоголизма или наркомании.
Началом трезвенного движения в Надымском районе послужила проведенная по инициативе прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца в сентябре 2013 года конференция «Трезвость – национальная базовая ценность» с участием председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерея Игоря Бачинина. По итогам работы конференции и по благословению епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая 14 ноября 2013 года было создано приходское общество "Трезвение" в честь мученика Вонифатия. На сегодняшний день в обществе трезвости состоит семь человек.
Еженедельно по средам в 17:30 обществом "Трезвение" совместно с прихожанами, родственниками страждущих и слушателями курсов читается акафист Божией Матери "Неупиваемая Чаша" по окончанию которого проводится беседа о трезвости и трезвении, чтение и толкование Евангелия. Периодически в храме проводятся курсы для людей, желающих избавиться от алкогольной зависимости. По окончанию курсов желающие приносят обет трезвости Богу.
С целью организации системной работы по формированию трезвенных убеждений и трезвого, здорового образа жизни среди всех категорий населения Надымского района 23.01.2014 г. по инициативе приходского общества трезвости была создана общественная организация «Попечительство о народной трезвости в Надымском районе" (далее Попечительство). Председателем Попечительства является Ивко Вячеслав Григорьевич, заместитель председателя объединенной профсоюзной организации ООО «Газпром Трансгаз Югорск». В состав Совета Попечительства вошли представители Русской Православной Церкви, Администрации МО Надымский район, городской и районной Думы. Разработан логотип Попечительства, утвержден Устав, определен состав Совета, план на год. Создана публичная страница в интернете в соцсетях https://vk.com/nadym89trezv.
За три года (2014-2016) для реализации уставных целей Попечительством налажено взаимодействие с районными и городскими депутатами, Администрацией МО Надымского района, с Департаментом образования, Управлением по делам молодежи и спорту в Надыме, ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», ГБУЗ ЯНАО "Центр медицинской профилактики», общественными организациями «Надым – трезвый город», обществом инвалидов «Созидание», военно-патриотическим клубом «Альфа», казачеством, администрацией крупных торговых комплексов «Северный гостиный двор» и «Династия».
Основные мероприятия Попечительства приурочены к ежегодному всероссийскому дню трезвости 11 сентября. К ним относятся: Божественная Литургия в храме и крестный ход, общегородская утренняя зарядка среди школьников, выступление агитбригад в школах, легкоатлетический кросс, велокросс, организация «постов трезвости» в торговых комплексах «Северный гостиный двор» и «Династия» для раздачи печатной продукции, дисков проекта "Общее дело", концерты известных исполнителей.
В деле трезвенного просвещения совместно с Департаментом образования МО Надымский район проводится повышение квалификации педагогов по программе «Ладья», направленной на формирование у детей и подростков духовно-нравственных ориентиров. Организован просмотр и обсуждение со школьниками 9-11 классов профилактических фильмов проекта "Общее дело": «Алкоголь. Секреты манипуляции», «Табак. Секреты манипуляции», «Наркотики. Секреты манипуляции».
В апреле 2015 года Попечительство выступило инициатором проведения районной научно-практической конференции «Демографическая программа развития Надымского района «Надым 2025». Принятая на конференции резолюция послужила основой для разработки плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в МО Надымский район на 2016-2025 годы [8].
21 сентября 2016 года состоялась работа районной конференции «Создание системы трезвенного просвещения населения Надымского района. Участники конференции отметили своевременность и перспективность гражданской инициативы по консолидации усилий госучреждений и общественных организаций в деле трезвенного просвещения населения и профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании. Было решено создать координационный совет – центр стратегического планирования в области трезвенного просвещения населения Надымского района.
Семья имеет ключевое значение в деле трезвенного просвещения подрастающего поколения, поэтому участниками конференции было предложено начать взаимодействие с родительскими комитетами через школы и работодателей.
Сегодня Русская Православная Церковь вновь возглавляет трезвенное движение российского общества. Началось возрождение традиции принесения обетов трезвости Богу. Изучается и адаптируется к современным условиям опыт прежних поколений трезвенников. Сегодня в России пока ещё не велико количество подвижников трезвенного дела. Осознавая масштабность предстоящих к решению задач, невольно могут опуститься руки и можно вспомнить русскую пословицу, что один в поле не воин. Но можно вспомнить и другую пословицу: «И один в поле воин, если по-русски скроен». Также нужно помнить слова апостола Павла: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4:13)
Системность и постоянство на ниве трезвенного просвещения, расширение деятельности активистов трезвенного движения и личный выбор жизни в трезвости способны содействовать отрезвлению и оздоровлению нашего народа.
1. протоиерей Григорьев Григорий. Материалы II Архангельских Епархиальных образовательных чтений в Выборге. 2014;
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р;
4. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма;
5. прот. Игорь Бачинин. Общество трезвости на приходе. - Екатеринбург. 2009. - С. 139.;
6. Введенский И.Н. «Опыт принудительной трезвости» - Екатеринбург. 2008. - С. 32.;
7. интернет-источник http://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/28_18;
8. Постановление Главы МО Надымский район №192 от 01.04.2016.