(для детей 6—7 лет с тяжелыми нарушениями речи)
МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки», г. Салехард
Цель: приобщение детей к устному народному творчеству.
Задачи:
Познавательные:
· уточнять и обогащать знания о русских народных сказках;
· формировать умение у детей в процессе предметно-продуктивной деятельности: отвечать на вопросы; выполнять нужные упражнения; создавать сюжет сказки;
· использовать слова и выражения, типичные для русских народных сказок.
Коррекционно-развивающие:
· развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
· продолжать учить использовать в ответах разные формы предложений, развивать интонационную выразительность речи;
· побуждать к самостоятельности в решении проблем;
· совершенствовать умение детей в предметно-продуктивной деятельности: находить возможные варианты в решении ситуативной проблемы, выполнять творческую работу.
Воспитательные:
· воспитывать любовь к устному народному творчеству;
· воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
· побуждать желание у детей выполнять динамические упражнения для совершенствования образовательно-воспитательного процесса.
Материалы и оборудование: декорации для оформления сказочной страны: деревья, цветы; книги с русскими народными сказками; разрезные картинки с изображениями сказочных героев; шапочки для игры-драматизации; сундук.
Предварительная работа
Чтение, рассматривание иллюстраций, картин; словарная работа по сказкам; драматизация сказок; разучивание пословиц; дидактическая игра «Собери картинку»; магнитофон.
Ход досуга
1. «Угадай сказку по картинкам»
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Я тоже их люблю. Сейчас вы их будете вспоминать, и узнавать, а я вам в этом помогу. Я буду сказочницей (воспитатель одевает платок и сарафан).
Воспитатель показывает иллюстрации, дети узнают сказку и называют ее: «Лисичка сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальцы, на последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» — румяный бок.
Есть «Снегурочка» — краса,
«Три медведя», волк, лиса.
Не забудем «Сивку-Бурку»,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
«Репку» мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Л. Пензулаева
2. «Сюрпризный момент – Лиса, Заяц»
В зал входят взрослые, одетые в костюмы лисы и зайца, и предлагают назвать сказки, в которых они встречаются. Дети называют сказки и дают характеристики персонажам. Герои благодарят и уходит.
3. Игра «Собери целое». Дети собирают из разрезных картинок изображения сказочных героев.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все картинки правильно собрали. А кто сможет перечислить сказочных героев и названия сказок?
4. «Игра «Гуси-лебеди»
Воспитатель показывает книгу «Гуси-лебеди», дети ее называют, и предлагает поиграть в игру с тем же названием.
5. «Волшебный сундучок»
Воспитатель. Посмотрите, дети, у меня есть волшебный сундучок, где лежат предметы из сказок. Вы будете брать из него предмет, и рассказывать отрывок из сказки, связанный с этим предметом. В сундуке лежат: яйцо, скалочка, репка, стрела, лягушка, рукавичка и т.д. Дети играют.
— Вы все молодцы! Хорошо знаете русские сказки. Мой сундучок пуст. Сказки на сегодня кончились. В следующий раз я принесу вам другие сказки.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули.
Наши глазки отдохнули.
Л. Пензулаева
6. «Пословицы»
Воспитатель предлагает вспомнить и назвать пословицы о книгах и сказках».
Дети читают пословицы
Дом без книги — день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, надо книгой дорожить.
Будешь книги читать — будешь много знать.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
7. Театрализация сказки «Теремок» детьми
Воспитатель предлагает детям показать сказку. Музыкальное сопровождение.
Литература:
1. Г.Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа).Учебное пособие. Издание второе – М., Центр педагогического образования, 2008 . – 176 с.
2. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / под ред. Л.С. Вакуленко, Н.В. Верещагиной. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО» ПРЕСС», 2014. – 192 С.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Москва. Просвещение. 1991.
4. Зеленко Н.И. Конспекты для развития речи детей дошкольного возраста.
5. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М.: Просвещение, 1983.
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.