Болтенко Евгения Николаевна
педагог-организатор
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Ноябрьск
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе обучения по программе «Ведущий массовых мероприятий» и деятельности творческого объединения «Академия «КМ»
Без нравственной чистоты теряет смысл все:
образование, духовное богатство,
трудовое мастерство, физическое совершенство.
В.А. Сухомлинский
Когда-то далёкое-далёкое небо было высоким, синим и безоблачным, а деревья большими, и счастье, словно солнечный зайчик, помещалось в ладонях. Наверное, каждому из нас знакомо это светлое ощущение ясного и чистого, радостного детства - особенного и неповторимого мира, в котором закладывается в наши сердца всё самое доброе, светлое и хорошее. А потом история повторяется: торопится куда-то стремительное время, беспокойно спешим мы, тщетно пытаясь что-то успеть, теряя в водовороте бытовых проблем способность находить столь важные мгновения для того, чтобы уделить хотя бы несколько минут самому дорогому на свете - нашим детям.
К счастью для всегда спешащих родителей есть такая «палочка - выручалочка» - система дополнительного образования: здесь и время ребёнку уделят, и способности разовьют, и таланты раскроют. Среди множества вариативных курсов и программ в нашем городе на протяжении 13 лет работает «Школа ведущих массовых мероприятий».
«Здравствуйте, дорогие друзья!» традиционно говорят наши ребята,
выходя на сценическую площадку... Увидев необычное название - «Академия «КМ» многие люди задаются вопросом: «А что это?» А это - «Школа ведущих», в которой мальчишки и девчонки в возрасте от семи до восемнадцати лет осваивают правила «Сценической речи», развивают пластику на занятиях по «Сценическому движению», раскрывают свой творческий потенциал, изучая курс «Актёрского мастерства», а затем... совершенствуют полученные знания, умения и навыки, проводя концертные программы, тематические конкурсы и фестивали.
«Ну, это точно - не моё!»- скажет кто-то... «Я планирую, стать юристом , экономистом, бухгалтером, врачом, экологом...» - рассуждают некоторые... НО!!! И юристу (экономисту, бухгалтеру, врачу, экологу...) очень важно уметь:
-Говорить красиво, правильно, грамотно.
-Логично, корректно, лаконично формулировать свои высказывания.
-Быть выразительным! (иначе - как же на Вас обратят внимание, когда лично вам это будет очень важно!).
-Чувствовать себя уверенно в случае публичного выступления (или просто - в новой компании, классе, студенческой группе).
Эту непростую науку человеческого общения несложно, доступно и возможно в совершенстве изучить в «Школе ведущих»: «Академия «КМ».
Примерно такое развернутое объяснение дается ежегодно ребятам-новичкам и их родителям. Однако, сценическая деятельность немыслима без духовно-нравственной составляющей, без изучения традиций и обычаев (если речь идёт о календарных праздниках и памятных датах). И тут главное- уметь рассказать, донести до сознания ребёнка важные и значимые основы, научить слушать и слышать. И тут рабочий инструмент-это, прежде всего, текст сценария.
На первых порах, конечно же, приходится разъяснять значение каждого написанного в сценарии предложения, формируя, таким образом, умение видеть не просто текст, а целый событийный ряд, стоящий за простой, на первый взгляд, фразой. Но этот трудоемкий процесс обязательно будет успешным, потому, что воспитанник обязательно научится любить, беречь, чувствовать, сопереживать. И по - тихонечку, маленькими шагами ребёнок приближается к осознанию всего того, что мы вкладываем в понятие «духовно-нравственные ценности». И тут уместным представляется вспомнить: «Вначале было слово...»
Перефразируя известные строки классика русской литературы-Александра Сергеевича Пушкина, сегодня хотелось бы сказать так: «Язык родной, как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Но, рассеялось, как утренний туман, в «лихие девяностые». Вновь упомянуто было на заре 21-го столетия, и сейчас, в год две тысячи четырнадцатый - звучит, словно тревожный набат, собирая по крупицам то, что было неразумно попрано, утрачено, забыто.
Конечно, можно неистово сокрушаться по поводу не сегодня возникшей ситуации, сотрясая и без того тревожную атмосферу громкими возгласами относительно того, какое же духовно обделённое, непатриотичное, с напрочь отсутствующим чувством гражданской идентичности и любви к родному языку подрастает на просторах нашей необъятной Родины новое поколение. А можно просто действовать! С миру, как говорится, по нитке… «Бедному - рубаха»,- продолжите вы. А я бы сказала иначе - красивая домотканая скатерть -самобранка, богатая россыпью талантов, широтой души русской, соловьиными напевами, изумительными строками поэтического наследия.
Так вот, оставив в стороне философскую лирику, с уверенностью могу утверждать: чувство любви к родному языку, как и природный талант, живёт в сердце каждого ребёнка. Следует только правильно подобрать ключик к заветной кладовой его души.
Наибольший интерес и трепетное отношение у воспитанников объединения вызывают программы, в сценарии эпизодов которых есть художественные тексты.
Понятно, что ритмически организованный литературный фрагмент, более интересен для чтения, и всё же.
Особенную роль в формировании такого отношения, на мой взгляд, имеет живое художественное слово, и, прежде всего, слово поэтическое.
Если ребёнок просто возьмёт и прочитает некий литературный текст-этого мало. Юную детскую душу необходимо «зажечь» яркой энергетикой собственных эмоций, чувств и переживаний. И тогда он оставит в покое свои электронные гаджеты, возьмет в руки текст сценария, и выучит наизусть трогательные, опаленные огнём непростых событий, важные строки. Это будет самым первым, но - самым важным шагом на пути становления юного гражданина, настоящего патриота своего Отечества, того, для кого важным будут родные истоки, художественное наследие, духовно-нравственные ценности.
В качестве примера считаю целесообразным привести три эпизода из практически апробированных сценариев. Данный художественный материал является авторским, успешно примененным в ходе проведения массовых мероприятий.
Эпизод №1: «Люблю тебя, страна родная!» ( театрализованный концерт-закрытие XII городского фестиваля творчества школьников «Восхождение к истокам»).
Текст-открытие ведущими официальной части программы:
Первый. У моей России - рыжие веснушки…
Второй. У моей России - синие глаза…
Третий. Где-то там берёзки на лесной опушке
Смотрят, как с листвою шепчется роса…
Четвёртый. Над моей Россией - небо голубое…
Пятый. Тёплый майский дождик …
Яблони в цвету…
Шестой. Матушка Россия! Я горжусь тобою!
Седьмой. На твоих просторах
Сын твой - я …
Все (вместе). Расту!
Эпизод №2: «Наследники Великой Победы…» (театрализованный концерт, посвященный 9 Мая)
Текст ведущих- участников пролога программы:
На экране, расположенном по центру задника сцены, проекция голубого неба.
Зритель видит на сцене группу девушек и молодых людей, замерших в «стоп-кадре».
Их высвечивают световыми пушками.
Постепенно «картинка оживает», из уст молодёжи звучат слова:
Первый. Какое небо надо мной...
В нём солнца – без конца и края...
Второй.В огромной этой синеве
Свободной птицей я летаю...
Первый и второй. Какое небо надо мной...
Третий. Тревог в нём грозы отгремели...
Четвёртый.Чтоб продолжался новый день ...
Вы этот мир спасти сумели...
Третий и четвёртый. Какое небо надо мной...
Пятый. А в сердце- благодарность деду...
Шестой. Прапрадеду – он жизнь отдал
За Родину и за Победу...
Пятый и шестой. Какое небо надо мной...
Седьмой. Себя не пожалев когда-то
Чуть старше был войны герой,
Который закричал:
Восьмой. «Ребята!!!»
Первый. Увидев снова дом родной...
Восьмой. Какое небо надо мной!!!
Эпизод №3: фрагмент праздничного концерта «Салют Победы!»
Включается видеоролик: «Летят журавли»(фрагмент из одноименного кинофильма).
После слов героя видеофрагмента : «Ну, что стоишь? Кому цветы - тому и дари!»
Включается фонограмма: «Вальс Победы» (начиная с припева).
Включается полное освещение в зале На сцену выбегает девушка с большой охапкой весенних цветов. Она раздаёт цветы Ветеранам. У неё в руках должна остаться одна веточка. Как только девушка раздала все цветы, она начинает говорить свой текст.
Текст девушки:
Молодыми девчонками были вы
В том далёком году сорок первом...
И мечтали о вальсе свадебном,
Поцелуе желанном - первом...
Проводив со слезами любимого
В жутком мареве на вокзале
Вы цветущей Весной сорок пятого
Больше всех домой его ждали...
До последней минутки верили:
Он живой, и, конечно, вернётся...
А война написала заревом,
Что увидеться - не придётся...
И глазами отца васильковыми
Сын на мир никогда не взглянет...
Драгоценное имя любимого
Журавлиною песней станет...
... Я прошу вас, святое воинство-
На земле ещё долго живите!
Благодарность весны расцветающей
Вы сегодня от нас примите!
В зал выходят все ребята - участники программы. Они дарят цветы Ветеранам Великой Отечественной войны.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы ещё раз подчеркнуть - большое дело начинается с маленького шага. Научите детей сначала прислушиваться к тому, как же неповторимо прекрасно звучат они - родные поэтические строки.
А сердце ребёнка чувствует по-особенному… Особенно- то, что дорого каждому. И юный человечек, расправляя неокрепшие крылья, обязательно полетит туда, где «дым Отечества нам сладок и приятен…», где, словно хрустальные переливы, звучит красивая русская речь, где бережно хранятся и передаются из поколения в поколение духовно-нравственные ценности.
«Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе. Шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»- написал еще в прошлом столетии Василий Александрович Сухомлинский. Как же всё-таки хочется и с надеждой мечтается беспокойной педагогической душе, чтобы наши дети сохранили в себе этот редкостный дар: видеть чистым сердцем непростой окружающий мир...