Великие педагоги прошлого и настоящего
Ян Амос Коменский (1592-1670)
Великий чешский педагог ХУ11 века Ян Амос Коменский[1] вошел в историю мировой культуры как создатель дидактики и теоретик классно-урочной системы, он одним из первых обратил внимание на личность ребенка-ученика и обосновал принципы воспитания и обучения, которые казались незыблемыми в течение двух с половиной столетий. Лишь в ХХ веке некоторые положения его педагогической теории подверглись критическому переосмыслению, но для большинства учителей он и поныне остается непререкаемым авторитетом даже тогда, когда они не догадываются, что используют на практике его учение. В предлагаемой статье мы вспомним основные принципы педагогической теории Коменского.
Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод (Моравия - историческая область на западе Чехии). Его отец был достаточно образованным человеком для своего времени, хорошо знал Библию, принимал активное участие в деятельности общины “Чешские братья” (одно из течений в протестантизме), проводил большую просветительскую работу среди народа и, надо полагать, привил сыну любовь к знаниям.
Ян Амос Коменский получил прекрасное для своего времени образование, учился сначала в латинской школе, затем в Гернборнском и в Гейдельбергском университетах в Германии. В возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам. Имея опыт учебы и работы в школе, он не мог не видеть недостатков схоластической средневековой системы образования, которые он и стремился преодолеть в своей новаторской педагогической теории.
В 1627 г. Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский вынужден был эмигрировать в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna). Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского - основополагающий труд научной педагогики, она переведена почти на все языки мира.
Он подготовил также несколько учебников («Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633)), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался также разработкой идей пансофии (букв. «обучение всех всему»), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В Польше в общей сложности Коменский провел 28 лет.
В 1640 году Коменский по приглашению английского парламента приезжает в Лондон, где он на практике применяет свою новую систему обучения. Его британские ученики отлично усвоили новую и эффективную науку образования и не только внедрили её у себя, но развезли на своих бесчисленных кораблях по всему белому свету.
В середине 1640-х гг. Коменский приглашен в Швецию. В 1646 г. он представил в Стокгольме высшему жюри университета еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе - “Новейший метод преподавания языков”. В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.
В 1650 г. Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Противостояние католиков и протестантов в Европе середины ХУ11 века вынудило Коменского еще раз сменить место жительства. Он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Голландия в ХУ11 веке была самой свободной и веротерпимой страной. Амстердамский сенат выделил чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить и продолжать работу над пансофическими трудами. Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению амстердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского педагога.
Последним сочинением Коменского было “Продолжение братского завещания”, которое стало автобиографией Коменского. Великий педагог скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи Амстердама, во французской церкви.
Педагогическая система Яна Амоса Коменского
Нередко можно услышать мнение, что Коменский был изобретателем классно-урочной системы. Это не вполне верно, элементы этой системы так или иначе присутствовали еще в античной школе, в Германии ХУ1 века ее успешно внедряли в школах и университетах прогрессивные организаторы школьного дела. Заслуга Коменского заключалась в том, что он обобщил опыт этих школ, коллегиумов и университетов Европы и разработал классно-урочно-предметную систему, которая стала важнейшей частью его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочно-предметная система включает в себя следующие основные положения:
· все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
· содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
· учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
· для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
· по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
· изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
· определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.
Кроме того, Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью общешкольного плана, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса, вводилось понятие учебного года. Вещи, сами по себе разумеющиеся сегодня, 350 лет назад были новациями!
Основными дидактическими принципами Коменского являются природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Эти принципы сегодня известны каждому учителю и так или иначе воплощаются им в свою педагогическую практику. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия. В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка) также естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
Великая дидактика[2]
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык (в то время международный язык науки) под названием «Великая дидактика». Приведем основные положения этой книги.
Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться
Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 4
Основоположение 6
Основоположение 7
Основы лёгкости обучения и учения
Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 3
Основы прочности обучения и учения
О школьной дисциплине
9 правил искусства обучения наукам
16 правил искусства развивать нравственность
Афоризмы Я. А. Коменского
Так же, как всё в мире зарождается, развивается и приходит к упадку, так и классно-урочная система в ХХ-ХХ1 веках постепенно уступает свое позиции более совершенным педагогическим технологиям. В системе Вальдорфских школ Р.Штайнера, в педагогике Монтессори, в дальтон-планах и методе проектов, в теориях Дьюи и Френе и многих других оригинальных педагогических теориях ХХ века[3] есть целый ряд новаций, противоречащих традиционным установкам Коменского. Педагоги ХХ века стремятся преодолеть главный недостаток классно-урочно-предметной системы: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и т.п.
Нельзя не признать рационализма, логичности, нравственно-моральной направленности педагогической системы Коменского. Но все течет и изменяется в нашем мире, который бесконечно усложняется и совершенствуется, углубляется и понимание человеческой натуры, которая уже не укладывается в прокрустово ложе незыблемых правил. Поэтому безоговорочно следование принципам педагогики Коменского, конечно, уже не соответствует духу времени. Однако некоторые положения педагогической теории Коменского актуальны и в наше время.
[1] В чешском языке имя произносится как Ян А́мос Ко́менски. В русском языке допускается произношение с ударением на втором слоге - Коме́нский.
[2] Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
[3] В следующих номерах журнала предполагается более подробно остановиться на этих теориях