Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Великий подвиг берет свое нача...

Великий подвиг берет свое начало в семье


Шматына Светлана Владимировна, МБОУ «Прогимназия «Эврика», г. Муравленко

 

Великий подвиг берет свое начало в семье.

Введение

         В эпоху развития информационных технологий и процесса глобализации социум стремительно меняется: происходит трансформация моральных устоев общества. Разрушение системы традиционных ценностей, вырождение интереса к воспитанию, гиперболизация роли школы, возникновение феномена бездуховности, выражающегося в агрессивном невежестве, которое губит «духовный код» нации[1] - все эти процессы призывают задуматься о роли семьи в становлении духовно-нравственных качеств наших детей.        

1. Семья как главный фактор морально-нравственного воспитания ребенка

         Родители для ребенка – пища для формирования мировоззрения, навыков и умений, это инструмент познания мира и главного способа взаимодействия с ним – речи. Подражая речевым образцам взрослых, развивающийся ум одновременно заимствует образцы эмоций, ценностей и, конечно, моделей поведения. При возникновении необходимости принятия решения, осуществления выбора, ребенок на подсознательном уровне идентифицирует себя с родителями и действует в рамках заложенных ими поведенческих стереотипов.       

1.1. Ценности, прививаемые ребенку в семье

         Во многих странах мира уже легализованы однополые браки, (которые так или иначе деформируют у ребенка понятие о традиционных семейных ценностях), внедрена ювенальная система, (где порой вместо помощи хорошие родители сталкиваются с ложными обвинениями, что приводит к печальным последствиям для ребенка, в первую очередь), искусственным образом разорвана связь между поколениями, права личности вытеснили права семьи и ослабили значимость данной социальной единицы.

         Понимая, что процесс глобализации носит повсеместный характер, не стоит полагать, что Россия останется в стороне. Посредством социальных сетей, через массовую культуру и СМИ в наше общество проникают инициативы, которые разрушают один из главных столпов морально-нравственного воспитания индивида – семью.

         Проблемы технократической цивилизации требуют от нас переосмысления действительности. В поисках ответа мы вглядываемся не только в реалии настоящего, но и в далекое прошлое человечества. И здесь нам на помощь приходит опыт предыдущих поколений: обращение к традиционной культуре (к сказкам и народному творчеству, зародившимся еще во времена Древней Руси; к религии, которая развивалась и трансформировалась вместе со славянским народом, подстраиваясь под наш менталитет).

1.2. Метасмысл сказок – что заложено между строк

         Именно сказку можно считать традиционно наиболее востребованной формой фольклора при воспитании ребенка, особенно в раннем возрасте, когда формируются основы гражданского самосознания личности. Именно благодаря сказке, ребенок начинает осознавать себя как культурную единиц, способную нести ответственность за свои поступки, а также чувствовать себя неотъемлемой частью общества, в котором он живет, чтобы быть готовым в нужный момент отстоять интересы своей семьи или Родины, если потребуется. 

         Сказка  как кладезь народной мудрости чаще преподносится как красочная история, оставляя в памяти ребенка яркие образы, настолько близкие и понятные; но при этом закладывая на подсознательном уровне основные принципы классических моральных ценностей (Честность,

Смелость, Верность, Добродетель, Любовь, Вера), развивая и наполняя растущую русскую душу[2].

         Рассмотрим, например, сказку «Репка»: в классическом славянском варианте она состоит из 9 элементов, а не из семи, как мы привыкли видеть[3]. Каждый из персонажей представляет собой основу традиционных семейных ценностей: Репка – семейные корни; она объединяет земное, надземное и подземное; Дед – мудрость; Бабка – традиции, взаимоотношения поколений; Отец – опора и защита; Мать – забота и любовь; Внучка – преемственность поколений, продолжение рода, традиций; Жучка – защита семьи; Кошка – лад и покой в семье; Мышка – благосостояние, материальная составляющая (где нечего есть, и мыши не водятся)[4]. В момент восприятия линейной истории, на подсознательном уровне у ребенка формируется модель взаимоотношений в семье, что в будущем приведет к осознанию важности связи между поколениями, позволит чтить память, жить в гармони и счастье в семье.

         Обратимся к сказке «О рыбаке и рыбке». За порицанием жадности и ненасытности стоит более глубокая тема – тема Любви, безусловной, безвозмездной, всепрощающей к ближнему своему. «Жил старик со своею старухой» - своя, родная, тридцать лет и три года вместе. Единственная жена – единственного мужа – вот жизненный идеал крепких семейных отношений Православной Руси, прошедший сквозь века и отразившийся в творчестве поэта Золотого века русской литературы, и все еще актуальный в нашем 21 веке.

         Вспомним сказку о «Курочке Рябе» и золотом яичке. Яйцо – символ мироздания, вечности. Разбить яйцо, заглянуть внутрь – познать мир, добро и зло (прослеживается аналогия с библейской историей Адама и Евы). Мышка выступает символом наказания: не ценили того, что имели, вот и потеряли (Рай). Новое яичко, не золотое, а простое – метафоричный образ нового, земного мира. Так, сказка приобщает ребенка к православной культуре и учит ценить то, что имеешь.

         Углубимся в описание Змея Горыныча. В русских народных сказках и былинах змей охраняет границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река Смородинка («мор» – смерть и «один» - одна лишь смерть), то есть за эту границу может ступить только тот, кто убьёт змея, а именно победит [свою] животную стихию. Метасмысл, посыл для сознания – борьба с самим собой – самая непростая битва человека, длиною в жизнь; но победа в ней ведет в духовное царство, к обретению гармонии и познанию себя.

         Говоря о перерождении сущности человека, вернемся к фольклору – былинам и сказаниям, а именно, к истории славянина, монаха Ильи Муромца[5], богатыря, воплотившего народный идеал героя: сильный телом и духом, доблестный, добрый, честный, а также готовый на Подвиги религиозно-патриотического характера.

2. Подвиг – как выражение патриотического аспекта воспитания

         Слово «подвиг» первостепенно ассоциируется с благородными поступками в физическом или патриотическом смысле. Так же характеризует данный термин и словарь Ожегова[6].

         Однако можно рассматривать и другие его аспекты. Культурный концепт понятия «подвиг» выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, менталитета и характера народа. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме: неоднозначно восприниматься носителями языка: подвиг в глазах представителей европейской культуры сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умениями,  но в то же время, и с действием на показ и с прославленностью.

2.1.Смысл понятия «подвиг» в русской православной культуре.

         Подвиг по-русски – не искусство, а защита родной земли, ценой своей жизни. Это героизм, самоотверженность, жертвенность. Это поступок, совершаемый из благородных побуждений, лишенных эгоистических устремлений. Лишь подвигаясь вперед (подвиг от древнерусского – движение вперед), мы совершенствуемся. Совершение подвига необходимо человеку для духовного роста,  чтобы стать примером для малых и слабых, укрепить в себе гордость духа. И вновь мы возвращаемся к теме воспитания и преемственности поколений.

         А создание семьи и сохранение многовековых семейных ценностей не подвиг ли, совершаемый родителями и их детьми? А жертвенность, забота, самоотверженность в отношении ближнего своего и безграничная, безвозмездная, всепрощающая Любовь? Подвиг, который совершается испокон веков: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Иоанн15:9-10, Библия).

Заключение

         Для славянской культуры в центре мировоззренческого восприятия находится гармония физического и духовного, приверженность к родовому наследию, общественно-патриотическое служение. Базовыми ценностями являются: семья, родная земля, а также подвиги во имя защиты того и другого.

         Преемственность традиций отечественного культурного наследия должна стать фундаментальной основой совершенной педагогической теории и практики с учетом ментальных категорий собственной культуры.        Морально-нравственная дезинтеграция общества, нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта, недостаток гражданского, патриотического самосознания могут быть во многом снижены, если семейное воспитание будет нацелено на осознание детьми ценности прошлого, если будет установлена действенная связь между поколениями, осуществляемая не только пассивно за счет изучения истории, но и активно – через освоение понятия идеала, существенного для славяно-русской культуры, через самоидентификацию индивида в историко-культурном наследии путем осуществления ценностного выбора через традиции, историю, религию и объекты духовной культуры.

Список использованной литературы

  1. Божович Л. И., Конникова Г. Е. О нравственном развитии и воспитании детей//Вопросы психологии. 1975. № 3. – С. 78-93.
  2. Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское Востоковеденье, 2011. –320 с.
  3. Налепин А.Л. Два века русского фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2009. –  504 с.
  4. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М.: Дрофа, 2001. – 376 с.
  5. Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – №3.
 

[1]Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. –2006. – №3.

[2]Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М.: Дрофа, 2001. – 376 с.

[3]На Руси существовала девятиричная система исчисления (См. ссылку http://wiki.tgl.net.ru/images/7/76/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C2.jpg), поэтому в изначальном варианте в сказке было 9 действующих лиц, два элемента на данном этапе отсутствуют – отец и мать.

[4]Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало

XXI в.). СПб.: Петербургское Востоковеденье, 2011. – 320 с.

[5]Согласно легенде, крестьянский сын, парализованный до 33 лет, получает силу от волхвов и встает на защиту земли русской от врагов. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.

[6] ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п.Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.


Информация © 2011–2025
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2025
Интернет-компания СофтАрт