протоиерей Постников Игорь Викторович, Религиозная организация «Архиерейское подворье храма прп. Серафима Саровского г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа Салехардской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», г. Новый Уренгой
Вклад Казачества в Победу в Великой Отечественной Войне.
Казак без веры не казак.[1]
Откуда пошли казаки? Казаки от казаков ведутся [11]
Казаки это военное сословие, как единая социальная общность казачество начало зарождаться в 14 веке на степных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и Татарскими ханствами. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, его истоки обнаруживаются в национальных корнях скифов, славян, половцев, хазар, алан, горских черкесов. О происхождении казаков существует множество суждений, все письменные источники сходятся в одном мнении, о том, что в приграничных степях всегда были какие-то вольные люди. Система государственности средневековья была такова, что люди, которые не уживались в рамках такой законодательной системы уходили на вольную жизнь в бескрайние степи. А поскольку став казаками селились на границе, то в последствии они выполняли роль пограничной стражи. Когда хан Батый пошел походом на Русь, то на Волге он столкнулся с людьми, которые называли себя Бродниками, которые сидели у бродов рек и брали дань с проходивших по торговым путям караванов, а также нанимались к ним в охрану. Они жили уже поселениями, ватагами, эти люди на тюркском языке назывались «Казак», т.е. удалец, вольный человек. Непосредственно в русском языке слово казак встречается в летописях датированных 1444 годом, в значении вольных воинов поступавших на службу князя. [2] Первыми казаками известными в летописи были рязанские. Существует версия о том, что первые терские гребенские, сунженские казаки были выходцами из Рязани [3]. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство и животноводство, хлебопашество же было запрещено под страхом смертной казни, при этом важное место жизни казаков занимала война, по тому, как казаки находились в условиях постоянного соседства с враждебными и воинствующими, кочевыми соседями. Важнейшим источником существования для казаков являлась военная добыча, а так же такой промысел как землепроходство и открытие новых земель. Стоит сказать, что походах казаков «за камень» так в старину назывались Уральские горы,[4] а так же в Сибирь богатою мягкой рухлядью и соболиной казной требовали от их участников мужества, бесстрашия и предприимчивости. Так северный ледовитый океан открыл для казаков-первопроходцев путь на восток в неизведанные землицы. Одним из первых известных казаков историки считают Илью Муромца [5], прославленного Православной Церковью в лике святых, который являет собой достойный пример для подражания современных казачат. История помнит известных казаков, послуживших своей отчизне не только в делах ратных, Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, (в миру Ермолай) (1530–1612) был из Донских казаков [5]. Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (1537–1585) Донской атаман, первопроходец, покоритель земли Сибирской. Семён Иванович Дежнёв (около 1605–1673) Якутский казачий атаман, землепроходец-первооткрыватель[5].
Исторические заслуги казачества перед Российским государством неоспоримы и являют собой одну из ярчайших страниц в его летописи.
Казаки участвовали в различных военных компаниях России, были в Польше, на Дунае. Защищали интересы России в Ливонской (1558-1583 гг.), Северной войне (1700-1721гг.), в войнах первой турецкой (война Екатерины) (1768-1774), в войнах с Персией (1804-1813), Отечественной (1812-1814) и Крымская (1853-1856) войнах. В 20-м веке показали силу Русского оружия в первой мировой (1914-1917) и Великой Отечественной (1941-1945) войнах.
На момент начала революции казаки старались сохранять нейтралитет, но вскоре симпатии казачества большевиками были утрачены, начиная с конца марта 1918 года на Дону вспыхивают казачьи восстания в разных станицах.
Советская власть казаков боялась, боялась, как силу способную остановить разрушение храмов и грабежи народа. Поэтому 24 января 1919 года Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию за подписью Я. Свердлова. [13]. Она вошла в историю как «директива о расказачивании». Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север. [13]. Письмо Оргбюро ЦК партии от 24 января 1919 года ставило казачество в положение врага и фактически объявляло его вне закона. [13]. Оно требовало провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо, прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью, конфисковать хлеб, провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. [13] Но действие промысла Божия не оставило погибнуть Руси Православной и Казачеству. Нападение немецко-фашистких захватчиков явилось для советского народа неким объединяющим фактором. В это тяжелое время, несмотря на многие годы расказачивания и массовые расстрелы казачьего населения со стороны советской власти, казаки, будучи истинными патриотами своей родины в годы Великой Отечественной Войны в большинстве своем воевали на стороне России.
К сожалению, советской послевоенной пропагандой долгое время замалчивалось, как участие, так и подвиги казаков героев Великой Отечественной Войны. Всего за годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Казаки воевали не только в казачьих кавалерийских соединениях. Сотни тысяч служили в пехоте, артиллерии, танковых войсках и авиации. Множество казаков прославились в лихих и яростных воздушных боях - в том числе генерал-полковник авиации, потомственный казак, Николай Фёдорович Науменко уроженец станицы Терской Моздокского округа Терской области. За годы Великой Отечественной войны прославил свой народ и крупный военачальник, Герой Советского Союза, донской казак, уроженец станицы Преображенской генерал-полковник Василий Степанович Попов. Достойный вклад в великую победу над фашистской Германией внесли Терские казаки, а именно - бессменный командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны адмирал Арсений Григорьевич Головко уроженец станицы Прохладной, (ныне г. Прохладный Ставропольского края), генерал-полковник авиации Николай Фёдорович Науменко уроженец станицы Терской, Моздокского округа Терской области, генерал-лейтенант Василий Григорьевич Терентьев, «Железный» контр-адмирал Пантелей Константинович Цаллагов потомственный казак, уроженец казачьей станицы Ново-Осетиновской Моздокского района, именно это казачья станица дала армии десять генералов и двух адмиралов, генерал-майор Николай Матвеевич Диденко, казак Григорий Кожевников уроженец станицы Расшеватской Ставропольского края. (Тайна стреляющего дуба) [6] А так же генерал-майор Доватор Лев Михайлович и многие другие.
За годы Великой Отечественной войны 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. Возрожденная казачья гвардия, как в былые времена, прошла с боями от Северного Кавказа через Донбасс, Украину, Белоруссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию, Германию. Триумфом казачьей гвардии стал парад Победы в Москве, на Красной площади, 24 июня 1945 года. За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, около ста тысяч казаков кавалеристов были награждены орденами и медалями.
О том, как воевали казаки, свидетельствуют строки письма найденного в ранце убитого под станицей Шкуринской немецкого солдата Альфреда Курца: «…Все, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки — это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков как возмездия всевышнего».[7]
Однако надо заметить, что, несмотря на столь массовое проявление героизма среди казаков-красноармейцев, советское руководство опасалось возможного пособничества оккупантам со стороны станичников в случае захвата частями вермахта казачьих областей. Это послужило причиной того, что 4 апреля 1942 года нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия подписал приказ № 157, которым предписывалось Управлению НКВД по Краснодарскому краю и Керчи «немедленно приступить к очистке Новороссийска, Темрюка, Керчи, населенных пунктов Таманского полуострова, а также города Туапсе от антисоветских, чуждых и сомнительных элементов…».[14]
29 мая 1942 года И. В. Сталиным было подписано Постановление Государственного комитета обороны № 1828, на основании которого было проведено выселение из прифронтовой зоны не только немцев, румын, крымских татар и греков, но и частично казаков, отнесенных к категории «лиц, признанных социально опасными».[15] Таким образом, было проведено выселение из населенных пунктов Краснодарского края (Армавир, Варениковская, Дефановка, Кропоткин, Кущевская, Лазаревская, Майкоп, Приморская, Павловская, Тихорецкая, Тоннельная, Тимашевская и Шапсугская) и Ростовской области (прилегающие к Краснодарскому краю районы Азовский, Александровский, Батайский, а также Злобейская и Ново-Батайск). [15]
В России нет ни одной семьи, нет ни одной судьбы в которой Великая Отечественная Война не оставила свой след. Минуло уже 75 лет и все дальше и дальше вглубь времен уходит Победа. Но память о ней нужна и нынешнему, и будущим поколениям, как яркий пример беззаветного служения казачьего народа своему Отечеству, народа среди которого были наши отцы и матери, наши дедушки и бабушки. Помнить о защитниках Отечества наш нравственный долг. В каждой казачьей семье бережно хранят память о своих близких воевавших в той страшной войне, ведь пока мы их помним они живут в наших сердцах.
Наши земляки - казаки Нового Уренгоя, бережно сохранив память, поделились нами военной историей своих родных.
Киевская Анна Константиновна родилась в 1925 году, и до начала Великой Отечественной войны проживала на Кубани на станции Куринская. На момент оккупации Кубани в 1942 году ей было 17 лет. [9] В это время она ушла в партизаны и воевала в отряде им. Кирова, базировавшемся на Кавказском перевале в районе горы Гунай. [9] События тех страшных дней ярко описывются в книге «Шумит Гунай». [8] После освобождения г. Хадыженска Анне Константиновне исполнилось 18 лет, и она ушла добровольцем в Красную армию, воевала в районе г. Темрюка на «Голубой линии», дошла до Берлина, где и была награждена именными часами. [9] Имеет награды за взятие Варшавы, освобождение Кубани, и за Победу над Фашистской Германией, а также орден Отечественной Войны второй степени и практически все Юбилейные медали. [9] Последняя награда Анны Константиновны это медаль Жукова. [9] Всю последующую жизнь она проработала в НГДУ «Хадыжен-Нефть» в НИЛе. Смиром почила в 2003 году в г. Хадыженске Краснодарского края.[9]
Киевский Виктор Васильевич родился в 1921 году и после ареста отца он оставался единственным мужчиной в семье. [9] Еще в предвоенные годы, как настоящий казак, он твёрдо решил связать свою жизнь с армией. И после окончания школы поступил учиться в Краснодарское военное пехотное училище Северо-Кавказского военного округа. [9] Которое окончил уже в начале июня 1941 года - перед самым началом Великой Отечественной войны. [9] После окончания военного училища его направили на западные рубежи Советского Союза, в городок Янов, недалеко от Львова, для дальнейшего прохождения воинской службы. [9] Где уже 22 июня 1941 года он и принял свое первое боевое крещение – в должности командира пулемётного взвода 323 мотострелкового полка 81 мотострелковой дивизии 6 армии Юго-Западного фронта. Первое тяжёлое ранение, в левую руку, Виктор Васильевич получил 24 августа 1941 года, в ожесточённых боях под Киевом. [9] После этого Виктор Васильевич прошел короткий курс лечения в эвакогоспитале №-2224 города Красный Луч. [9]
Дальнейшая его служба Виктора Васильевича проходила в должности командира стрелковой роты Юго-Западного фронта 600 стрелкового полка, 147 дивизии, 37 армии, а также в должности помощника начальника штаба стрелкового полка в разведке Юго-Западного фронта 177 стрелкового полка, 347 стрелковой дивизии, 56 армии. [9]
В мемуарах советских военных начальников о военных событиях, происходящих в период Великой Отечественной войны, дважды встречаются эпизоды, в которых описывались действия разведчиков в тылу врага под командованием старшего лейтенанта Киевского Виктора Васильевича.[9]
Один из таких моментов описывается в книге «Рождённая в боях» Очерки о героях - воинах 56 армии 1941-1943 г. [2] Вот дословное содержание текста: «…Вьюжной ночью разведчики 177 полка 347 дивизии, возглавляемые старшим лейтенантом Киевским В.В., проникли в расположение противника. Густой снег быстро заметал следы. Киевский привязал поясу конец телефонного провода, оставив моток в группе прикрытия, направился к немецким окопам. Неожиданно он и его спутник Петров провалились и оказались на ящиках с минами. – Мы попали на позицию минометной батареи,– тихо сказал старший лейтенант Киевский, – приготовь гранаты. В нескольких метрах от разведчиков скрипнула дверь. Из блиндажа вышел немец и, что-то бормоча, стал надевать плащ-накидку. Киевский кивнул Петрову, который понял без слов, что ему надлежит делать. И не успел гитлеровец сделать и трех шагов, как свалился от удара. Ему тут же сунули кляп в рот, связали руки, ноги и приволокли в распоряжение Антонова и Камарницкого. Те и доставили пленного в штаб. Тем временем Киевский и Петров вошли в блиндаж. Разведчики забрали восемь автоматов, пулемет, сняли телефонный аппарат и, выйдя из блиндажа, бросили в него гранаты... Почти ежедневно проводились подобные рейды, происходили схватки с фашистами» [10]. 11 марта 1942 года в ожесточённых боях под Таганрогом, и при отступлении советских войск на юг, Виктор Васильевич снова получил тяжелейшее ранение в грудь, и в период с 11 марта 1942 года по 13 июня 1942 года он находился на лечении в институте по переливанию крови города Ростова-на-Дону. Больших усилий и труда стоило его матери Марии Сергеевне, совместно с врачами, выходить и спасти от верной смерти Виктора.[9]
За мужество, проявленное в боях с немецкими захватчиками, Киевский В.В. был награждён командованием Южного фронта боевым орденом «Красная звезда» (Приказ №-115 от 22 февраля 1942 года). [9]
Уже июня 1942 года Виктор Васильевич находился в отпуске по лечению в станице Пролетарской и дальше уже не смог воевать. [9]
Позже Виктор Васильевич ещё много раз был награжден юбилейными наградами. Интересно, что в 1961 году его наградили медалью «За оборону Киева», эта медаль была вручена через 20 лет после обороны Киева![9]
На протяжении всей истории России мы видим, что казаки, как свободный народ всегда были православными патриотами своей отчизны, старались сохранять свои обычаи и культуру. В новых землях, куда приходили казаки, первой постройкой неизменно был храм Божий или походная часовня. Православная вера не только укрепляла казака в бою, но и помогала вернуться к мирной жизни. Практически все дошедшие до наших времен казачьи обычаи и устои основаны на наставлениях Священного Писания и канонах Русской Православной Церкви.
Михаил Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Список литературы и электронных ресурсов:
[1] https://unotices.com/page-text.php?id=66877
[2] http://ec-dejavu.ru/c-2/Cossack.html
[3] https://www.rzn-patriot.ru/war/cossacks.html
[5] http://militera.lib.ru/bio/shishov_av05/shishov_av05.html
[6] http://pravoclavie.info/2295-tayna-strelyayuschego-duba.html
[7] https://histrf.ru/mediateka/documentary-films/70-let-vov/f/podlodka-vielikobritanii-kazaki
[8] Готьван Федор Степанович. Шумит Гунай [Текст] : историко-литературная повесть о бойцах Нефтегорского соединения партизанских отрядов Кубани в 1942-1943 годах / Ф. С. Готьван ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации", Волгоградский фил. - Волгоград : Волгоградский фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2012. - 381 с.
[9] Из личной беседы с Киевским Виктором Викторовичем, сыном участников Великой Отечественной Войны.
[10] Очерк о героях-воинах 56 армии 1941-1943 гг. «Рожденная в боях», Ростовское книжное издательство, 1977 г.
[11] Шолохов Михаил Александрович, Тихий Дон, Серия Библиотека Великих Писателей, Издательство Эксмо, 2007 г. Глава 5
[13] https://aftershock.news/?q=node/667049&full
[14] https://day.kyiv.ua/ru/article/podrobnosti/greki-armyane-bolgary-deportaciya
[15] http://kazak-center.ru/load/khronika_kazachestva/1/1/71-1-0-279