Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Князь Владимир как великий реф...

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни


Шпортун Н. В.
Учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
г. П. Красноселькуп

Шпортун Н. В.

Учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

П. Красноселькуп

Князь Владимир

 как великий реформатор духовной жизни

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”(В.О. Ключевский)

Реформы являются неотъемлемой частью любого общества, но они  не всегда отвечают потребностям общества и государства. Важным для успеха или неудачи реформ является личность реформатора. Незавершенность многих российских реформ связана и с тем, что главным реформаторам не хватало времени, полномочий, не так складывались ситуации для завершения задуманного. Вместе с тем именно в эпоху Киевской Руси была проведена наиболее масштабная в истории Отечества реформа, ставшая судьбоносной и определившая духовное направление жизнедеятельности общества на тысячелетие вперед. Речь идет о религиозной реформе, проведенной по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославовича.

   Владимир был сыном Святослава от его наложницы, ключницы Малуши, между тем как Ярополк и Олег имели право на престол как законнорожденные от жён Святослава, поэтому Владимир был в княжеском дворце на второстепенном положении. Владимир обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей. Смириться с таким положением Владимир не мог. В отличие от своих предшественников Владимир значительно больше уделял внимания внутренним делам государства, избегая крупных военных предприятий. Основное направление политики князя Владимира - объединение славян.  Ещё больше заботился Владимир о духовном объединении всех восточных славян в единый русский народ. Празднуя годовщину своей победы над печенегами, Владимир воздвигает около Киева большой храм. На его освящение он созывает множество людей со всех, даже самых отдалённых, окраин Руси. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество.

 Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.

  Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось  во ІІ-І тысячелетии до н.э., задолго до возникновения славянских государств. Что же представляло собой славянское язычество? Ещё византийцы отмечали, что славяне превыше всего ценили свободу и никому не позволяли   ни поработить себя, ни подчинить. Ими  не управлял один человек, но они издревле жили в демократии. Любовь к свободе заставила их уважать чувство собственного достоинства даже в рабах. По  свидетельству императора  Макария (VІ век) «тех, кто находился у них в плену, они не держат в рабстве бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство  известным сроком, после чего отпускают, или  позволяют им селиться с ними, но уже как свободным людям и друзьям. Этим они снискали их любовь…» [1].

   Общественная жизнь славян была открытой и простой. Женились и выходили замуж по сговору, не возбранялось иметь по две, три жены,«муж оженится иною женою. С старой не роспустився»[2].

   Умерших сжигали, «оставшиеся после сожжения кости собирали в небольшой сосуд, который ставили на столбах при дорогах»[3]

Споры разрешали публично, всякое другое убийство вызывало кровную месть. Такой  обычай поддерживался чисто языческим убеждением, что душа не уходит к предкам, а чинит зло своим родичам. Важные подробности о язычестве излагает Прокопий Кесарийский (VІ век), по его словам, славяне признают верховенство Перуна - громовержца, в то же время «судьбы совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей» Казалось, бог и судьба неразделимы, но в языческой вере все обстоит иначе. Людей и богов связывает не роковая зависимость, а мир природы. Но боги сильны и должны повелевать. Но у славян не было и единства в религии. Каждое племя, почитая всех славянских богов, выделяло для себя своего главного бога. Это связанно с хозяйством и бытом. Именно эту самобытную форму племенного существования и попытался сокрушить Владимир Святославович, принимая византийское православие. В этих условиях князем Владимиром была проведена реформа языческого культа, направленная «на его консолидацию с целью противостояния христианству» [4].

   Принятие  на Руси христианства обусловлено рядом причин.

Во-первых, в семье князя уже имелись христиане. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга. В отсутствие отца, вечно занятого войнами мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры.

 Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с Греческой державой обеспечивали безопасность благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором главного направления внешней политики.

В - третьих, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии – христианства. Это делало их равными друг другу, принадлежащими к одному  культурному миру.  До Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы, например, Ильинская церковь. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. Но когда князь Владимир задумал обратить в христианство весь народ, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах. Христианство уже довольно глубоко укоренилось в самой Руси; христианами были его родственники. Впрочем, колебания Владимира нетрудно понять. Заняв в ходе междоусобной борьбы за киевский престол антихристианскую позицию, молодой князь поставил себя во враждебные отношения с киевской иерархией. Это углубляло и без того достаточно острый конфликт. В "Слове о Законе и Благодати" святитель Илларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое...Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство. "[5 Поэтому св. Евстафий Плакид называет его грешником, но натурой богоизбранной.

    Владимир не торопился  отвергать язычество и длительное время не решался принять окончательное решение. Утвердившись в Киеве, Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главным славянским богам - Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши. Изображение было исполнено с особой пышностью: голова Перуна была серебряной, а усы – золотыми. "Языческая реформа", была, по сути, попыткой противостоять христианству. Религиозная реформа, круто изменила жизнь многих людей.

Эпоха, в которую пришлось править Владимиру, была переломной. Один за другим отрекались от язычества и принимали христианство славянские народы – соседи Руси. В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавших Русь обратиться в их веру. Прибыл проповедник, присланный из Византии, он стал рассказывать Владимиру о православии. Князь совсем было решился на крещение, но потом решил подробнее разузнать обо всех верах. В 987 году он отправил послов в различные страны. Изо всего,  что он увидел, неизгладимое впечатление произвела христианская религия. Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр, а духовенству — проповедовать в городе новую веру.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань.

Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала источником и великого культурного творчества, первоначально в крупных городах. Своей духовной силой она содействовала также объединению русского народа. Но вначале христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале, Киеве, Новгороде.

  Первый монах, помогавший Владимиру крестить народ, был  Иоаким. Летопись  сообщает: "пришел в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посек". Он приказал стащить и бросить его в Волхов, как это было с Перуном Киевским. Над идолом издевались. Обвязав его веревками, волокли "по калу", били палками и пихали. В это время вошел в Перуна бес и начал кричать: "о горе, ох мне, достался я немилостивым сим рукам!.." По всей вероятности это громко плакали новгородские язычники. Но миф продолжается. Когда бросили идола в Волхов и проводили его под знаменитым мостом, то Перун бросил на Волховский мост бывшую в руке его палицу и изрек: "этим будут поминать меня дети новгородские". Епископ приказал, чтобы Перуна никто не спасал, а толкали бы его все дальше и дальше.

  Вторая важная реформа князя Владимира, это объединение русских земель. При Владимире  все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году князь  присоединил к русскому государству земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в  объездах, исходящих из Киева. Политический стиль Владимира Святославича резко меняется. Прежде он думал о завоеваниях, о походах за добычей, а теперь — о защите собственных земель.

Он придавал борьбе с печенегами масштаб общегосударственного уровня, защищая тем самым области Центральной Руси, которые получили возможность развиваться в условиях мира.

 Вера и культ требовали минимальной грамотности, книжности и искусства, и притом в широких общенародных масштабах. Школа, книги и наука были столетиями почти исключительно церковными. Архитектура, живопись, музыка воплотились в памятниках чисто церковных. Церковное просвещение влияло на душу и совесть нации, это  отложило отпечаток на русского человека. Главным в православии становится смирение, аскетизм, сострадание, братолюбие.

     Главным ресурсом существования Церкви на Руси оставалась выдаваемая князем «десятая часть» от его «жита», «стад», «торгов» и иных доходов. Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. [6]  В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери.

 В политике Владимира Святославича важным шагом был  выпуск собственной монеты.  Она должна была подтвердить господство правящей династии и познакомить подданных с символами новой для них религии. На обратной стороне монеты изображался — Господь, который правой рукой делает благословляющий жест, а в левой  руке держит Священное Писание.

   Принятие христианства князем Владимиром  имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа. Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси. Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами.

     Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам.

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы  бояр, помогала закабалению свободных общинников, жестоко преследовала инакомыслие, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

  Справедливо оценивал деятельность Владимира Святославича историк С. В. Алексеев: «Владимир вовсе не был безупречным политиком и дипломатом. Кстати, он был неплохим полководцем, при всем своем миролюбии — за всю жизнь проиграл лишь одну битву. Ошибки же его и проступки в его политике проистекали, где от суровых нравов полуязыческой эпохи и собственной вспыльчивости, где, от простой человеческой доброты и Божьего страха. Если бы он их не совершал, то нашлись бы всё равно охотники обвинять его и в мягкотелости, и в жестокости. Но то, что при всех своих правительских недостатках князь всё же добился столь значимых результатов — не в его ли пользу? А может, в пользу сопутствовавшей ему высшей милости? Владимир оказался подлинным устроителем Русской земли, зиждителем Русской цивилизации, первым творцом простоявшего тысячу лет величия. Слава его заслужена мирскими трудами. Но это следствия, а не причина. Славен Бог во святых своих».

 

  Библиографический список.

Ключевский В.О. М., 1968 Письма. Дневники .Афоризмы и мысли об истории. [1].

Ковалевский М.Н. Хрестоматия по русской истории М;ПГ.,1914 С.26.[2]

Памятники русского права.Вып.1 Памятники права Киевского государства.

X –XІІ вв./Сост. А.А. Земин М.,1952.С. 260.[3]

Повесть временных лет /Под ред. Чел- корр В.П. Адриановой- Петрец Ч.1 М.,Л.,1950 С.15.[4]

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси,С.445.[5]

Повесть временных лет//«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков М.: Мысль, 1988, с. 270-280 .[6]

Литература:

1.Ключевский В.О. М., 1968 Письма. Дневники .Афоризмы и мысли об истории.

2.Ковалевский М.Н. Хрестоматия по русской истории М;ПГ.,1914 С.26.

3.Памятники русского права.Вып.1 Памятники права Киевского государства.

X –XІІ вв./Сост. А.А. Земин М.,1952.С. 260.

4.Повесть временных лет /Под ред. Чел- корр В.П. Адриановой- Петрец Ч.1 М.,Л.,1950 С.15.

5.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси,С.445.

 6. Сахаров А.И., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. – М.: Дрофа, 1995

7.Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сборник тезисов. – М., 1987.

8.Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997. с. 167.

9.Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1996. С.87

10.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://old-rus.narod.ru/

11."Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.

12.http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm - Карамзин Н.М. «История государства Российского».

 13. Повесть временных лет//«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков М.: Мысль, 1988, с. 270-280.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт