Сотникова Л. Ф.
учитель истории
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
муниципального образования город Ноябрьск
Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим…
Н.М. Карамзин
Процесс формирования Киевской Руси в качестве политического и культурного центра завершается при князе Владимире I Святославовиче (980-1015). Создание могущественного государства требовало от Владимира Святославича усиления великокняжеской власти и реформирования идеологии, господствующей формой в то время была религия.
На начальном этапе своего княжения Владимир попытался утвердить языческую религию в качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Это была попытка создать общерусский пантеон богов, однако, попытка неудачная. Языческие боги были прежде всего местными божествами, поэтому на этой основе было невозможно достичь духовного единства населения страны, без которого немыслимо создание прочного государства. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что язычество не соответствует потребностям государства. Это заставило его продолжить поиски новой религии.
Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода к Владимиру проповедников религии от разных народов (или это только легенда), летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством. Ведь вера определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя.
Как известно, в 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Мы берём факт крещения для киевлян, событие, которое можно зафиксировать как исходный момент принятия христианства. Но принятие христианства – это процесс, поэтому как у всякого исторического процесса невозможно поставить точную дату. Не сразу и не все радостно принимали новую веру. Хранили и прятали языческих идолов, а новгородцы согласились креститься только после угрозы сжечь город. В «Повести временных лет» сказано «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём». Митрополит в своём «Слове о законе и благодати» отмечает, что лишь через тридцать лет, при Ярославе, начала вера христианская «плодитися и расширятися». На сотни лет в стране сохранилась ситуация «двоеверия», когда христианские верования сосуществовали с языческими, обряды совершались одновременно и христианским святым, и языческим богам, праздники воплощали и веру в Христа, и веру в местных богов. Многие славянские верования вошли в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильёй-пророком, Велес - св. Власием, праздник Купалы превратился в день Иоанна Крестителя. О силе этой традиции говорит то, что до сих пор в России сохранились языческие праздники и поверья, истребить которые пытались государство и церковь в течение тысячи лет. Например, на Масленицу печём блины, как напоминание о языческом поклонении Солнцу. Типичным языческим праздником является Новый год.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси. Попробуем поразмышлять.
Выбор религии представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. В отличие от язычества мировые религии монотеистичны, т. е. Бог в них один. Поэтому народ как бы составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель — борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа как духовной общности. Появляется понятие «русский народ» неотделимое от принятия православия.
Христианство даёт прочную основу государственной власти, воплощает волю Бога на земле, содействует соединению повседневности и духовного идеала. Народ примирительно относится к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. Религия укрепляет общество и государство в критические для них периоды. Подмечено что, чем сильнее социальное и государственное угнетение и хуже живется человеку, тем сильнее его тяга к Богу. Поскольку становление государства у русичей носило кризисный характер, постольку влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было очень значительно.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Рядом была Византия, один из центров христианства. Самое большое и экономически сильное государство в Европе. Политические соображения, торговые связи, культурное общение, возникшие со времени крещения княгини Ольги (957г.), бабушки князя Владимира, подталкивали Древнюю Русь на духовный союз с Византией. Кроме того, известно, что часть дружины князя Святослава приняли христианство задолго до 988г..Да и сам Владимир принял христианство в Херсонесе (Корсуне).Крестившись, князь Владимир получил политическую поддержку императора Василия II, крестным сыном которого он стал.
В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей Руси с другими государствами. Как пишет Л.Н.Гумилёв «Русичи остановили свой выбор на греческой ортодоксии, потому что в неё не было двойного дна. Византия хотела получить от Руси только дружбу и прекращение бессмысленных набегов на побережье Чёрного моря» [1].
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же языке.
Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей (в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси) православие начало утверждаться в жизни русского общества.
Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры, строились храмы, развивались книжное дело, литература. Владимир деятельно занимался распространением христианства: крестил народ в подвластных ему землях, строил церкви. Для прочного укрепления веры великий князь приказал набирать детей и обучать их грамоте. Спустя два десятка лет появилось поколение людей, по уровню образования намного превосходящих своих родителей. Эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но и проповедниками новой культуры.
Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Христианство явилось духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие русской цивилизации. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобной роли. В этом смысле выбор князем Владимиром цивилизационной альтернативы был совершенно верным. Это был выбор ориентации на Европу, а не на Азию.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Церковь причислила Владимира в 1240 г. к лику святых (он стал именоваться «равноапостольным»), а в сказаниях о нём осталась память как о государе чрезвычайно добром и милостивом.
Литература
1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- М.:АСТ, 2006, стр.281.
2. Карамзин Н.М., История государства Российского.- М., 2004
3. Радугин А.А., История России.- М., 1997
4. Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001