Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Владимир с помощью злодеяния и...

Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим…


Сотникова Л. Ф.
учитель истории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Ноябрьск

Сотникова Л. Ф.

учитель истории

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

муниципального образования город Ноябрьск

 

Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим…

Н.М. Карамзин

Процесс формирования Киевской Руси в качестве поли­тического и культурного центра завершается при князе Владимире I Святославовиче (980-1015). Создание могущественного государства требовало от Владимира Святославича усиления великокняжеской власти и реформирования идеологии, господствующей формой в то время была религия.

          На начальном этапе своего княжения Владимир попытался утвердить языческую религию в качестве государственной идеоло­гии. Придя к власти в Киеве, он водрузил деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Это была попытка создать общерусский пантеон богов, однако, попытка неудачная. Языческие боги были прежде всего мест­ными божествами, поэтому на этой основе было невозможно достичь духовного единства населения страны, без кото­рого немыслимо создание прочного государства. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что язычество не соответствует потребностям го­сударства. Это заставило его продолжить поиски новой религии.

Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода к Владимиру проповедников религии от разных народов (или это только легенда), летопись запечатлела реальную си­туацию выбора цивилизационной альтернативы, стояв­шей перед русским государством. Ведь вера определяет общее направ­ление развития культуры, особенности политического и экономического строя.

Как известно, в 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Мы берём факт крещения для киевлян, событие, которое можно зафиксировать как исходный момент принятия христианства. Но принятие христианства – это процесс, поэтому как у всякого исторического процесса невозможно поставить точную дату. Не сразу и не все радостно принимали новую веру. Хранили и прятали языческих идолов, а новгородцы согласились креститься только после угрозы сжечь город. В «Повести временных лет» сказано «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём». Митрополит в своём «Слове о законе и благодати» отмечает, что лишь через тридцать лет, при Ярославе, начала вера христианская «плодитися и расширятися». На сотни лет в стране сохранилась ситуация «двоеверия», когда христианские верования сосуществовали с языческими, обряды совершались одновременно и христианским святым, и языческим богам, праздники воплощали и веру в Христа, и веру в местных богов. Многие славянские верования вошли в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильёй-пророком, Велес - св. Власием, праздник Купалы превратился в день Иоанна Крестителя. О силе этой традиции говорит то, что до сих пор в России сохранились языческие праздники и поверья, истребить которые пытались государство и церковь в течение тысячи лет. Например, на Масленицу печём блины, как напоминание о языческом поклонении Солнцу. Типичным языческим праздником является Новый год.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хрис­тианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно правосла­вие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси. Попробуем поразмышлять.

Выбор религии представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. В отличие от язычества мировые религии монотеистичны, т. е. Бог в них один. Поэтому народ как бы составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель — борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, происходит переход от племенной разрозненно­сти к возникновению народа как духовной общности. Появляется понятие «русский народ» неотделимое от принятия православия.

Христианство даёт прочную основу государственной власти, вопло­щает волю Бога на земле, содействует соединению по­вседневности и духовного идеала. Народ примирительно относится к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. Религия укрепляет общество и государство в критические для них периоды.  Подмечено что, чем сильнее социальное и государ­ственное угнетение и хуже живется человеку, тем сильнее его тяга к Богу. По­скольку становление государства у русичей носило кризисный характер, постольку влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было очень значительно.

Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Рядом была Византия, один из центров христианства. Самое боль­шое и экономически сильное государство в Европе. Политические сообра­жения, торговые связи, культурное общение, возникшие со времени крещения княгини Ольги (957г.), бабушки князя Владимира, подталкивали Древнюю Русь на духовный союз с Византией. Кроме того, известно, что часть дружины князя Святослава приняли христианство задолго до 988г..Да и сам Владимир принял христианство в Херсонесе (Корсуне).Крестившись, князь Владимир получил политическую под­держку императора Василия II, крестным сыном которого он стал.

В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не по­следнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей Руси с другими государствами. Как пишет Л.Н.Гумилёв «Русичи остановили свой выбор на греческой ортодоксии, потому что в неё не было двойного дна.  Византия хотела получить от Руси только дружбу и прекращение бессмысленных набегов на побережье Чёрного моря» [1].

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же языке.

Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужите­лей (в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси) православие начало утверждаться в жизни русского общества.

Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства спо­собствовало становлению городской культуры, строились храмы, развивались книжное дело, литература. Владимир деятельно занимался распространением христианства: крестил народ в подвластных ему землях, строил церкви. Для прочного укрепления веры великий князь приказал набирать детей и обучать их грамоте. Спустя два десятка лет появилось поколение людей, по уровню образования намного превосходящих своих родителей. Эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но и проповедниками новой культуры.

Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Христианство явилось духовной силой, которая сде­лала возможным существование и развитие русской цивилизации. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобной роли. В этом смысле выбор князем Владимиром цивилизационной альтернативы был совершенно верным. Это был выбор ориентации на Ев­ропу, а не на Азию.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Церковь причислила Владимира в 1240 г. к лику святых (он стал именоваться «равноапостольным»), а в сказаниях о нём осталась память как о государе чрезвычайно добром и милостивом.

 

 

Литература

1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- М.:АСТ, 2006, стр.281.

2. Карамзин Н.М., История государства Российского.- М., 2004

3. Радугин А.А., История России.- М., 1997

4. Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт