Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе


Лаптандер Н. В.
социальный педагог
МБУ «КЦСОН»
г. с. Аксарка

Лаптандер Н. В.,

социальный педагог МБУ «КЦСОН»

с. Аксарка

 

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание

в семье и в обществе

Единственная ценность жизни – это семья.

Как только погибнет семья, погибнет и мир.

Старец Паисий Афонский

 

В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания и морального развития приобретают важнейшее значение. Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что христианские ценности положительно влияют на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе в целом. Цель современного общества – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны. Задача духовно-нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. На современном этапе развития происходят глобальные изменения в различных сферах человеческой жизни, которые затрагивают и сферу семейных отношений. Духовно-нравственные семейные ценности теряют свою значимость для человека и проблемам укрепления и становления семьи, семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание со стороны государства и Церкви.

В настоящее время система воспитания находится в состоянии кризиса, причинами которого являются:

ü    отсутствие в обществе четких духовно-нравственных ориентиров;

ü    разрушение традиционных ценностей;

ü    низкий уровень жизни;

ü    сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [1].

Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. 

Многие острые и актуальные вопросы нашей жизни, многие неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи – и человек лишается корней. Никто, даже самый хороший или самый лучший воспитатель или друг, детский дом или интернат не могут заменить ребенку родителей. Дети это очень глубоко чувствуют.

Все глубинные отношения человека с Богом, с ближним, с миром закладываются в семье. От семьи - все импульсы жизни. Народный опыт воспитания показывает, что не только малые дети нуждаются в помо­щи и совете самых близких людей – родителей. Чем старше становится человек, тем на более высокий уровень поднимается его обще­ние с родителями [6].

Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и создает все необходимые условия для развития ребенка. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Нравственное воспитание же ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей [2].

Семейные традиции и моральные принципы родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Одной из проблем нравственного воспитания в современной семье является то, что ранее в традиционной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, особенно бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали семейные традиции, накопленный опыт, информацию о своем роде, о ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного. Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детских садов, групп продленного дня и других учреждений – сами были лишены тепла семейного очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то учить, прежде всего, нужно родителей. Это касается не только воскресной школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей – у нас пока нет. [3]

В большую жизнь, которая детей ожидает, входит не только жизнь Церкви, но и жизнь общества, которое их окружает дома, в школе, на улице. Нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную. Кто-то выберет монашеский путь, кто-то будет врачом, строителем, архитектором, учителем. Отсюда и проблема развития ребенка решается таким образом − таланты надо развивать – это дары, которые Господь послал людям. [4]

Так, в  русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обес­печению нравственного отношения к родителям в соответствии с христианским учением.  Применение фольклора было основано на важных психологических осо­бенностях его восприятия воспитуемым. Обра­щаясь к воспитаннику с фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное мнение, но выступал от имени целого народа.

Рассмотрим русский фольклор на примере пословиц и поговорок.  В древности го­ворили так: «Держи матерь свою во чти и в мастерстве».

Традиция почитания предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укорене­на в русской народной культуре. Православ­ная церковь установила в течение года особые дни для поминовения умерших предков, ко­торые получили красноречивое название «ро­дительские субботы» (или «родительский день»). Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о неза­менимой роли родителей для детей: «Нет та­кого дружка, как родная матушка», «При сол­нце тепло, а при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Пти­ца радуется весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Сле­пой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме)» и др. Использовать можно при работе с детьми различные книги, сказки, просветительские издания для детей дошкольного и младшего школьного возраста Иоанна Наумовича, Светланы Усачевой и других авторов.

          Главной причиной утраты веры является нездоровое, греховное направление жизни, когда собственная личность с ее эгоистическими стремлениями выдвигается на первое место и заслоняет правильное отношение к Богу и людям. Это есть то именно, что случилось с первозданными людьми. Благоприятными моментами, возвращающими юную душу к религиозной жизни, являются: религиозные воспоминания детства, влияние природы, влияние художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест) и чтение религиозной литературы. [5].

          Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

          Следовательно, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Именно в семье ребенок постигает первую школу жизни. Сила воздействия семьи на формирование нравственной личности исключительно велика. Основой этого влияния на ребенка является бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок, отвечая на эту любовь и заботу,  признает авторитет родителей, стремится подражать им во всем.

          С учетом всех выше перечисленных факторов можно сделать вывод, что добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи,  для успешного нравственного развития человека  в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи  в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.

Именно с этой целью специалистами муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (с. Аксарка, Приуральский район) проводится работа с несовершеннолетними и их родителями по расширению их кругозора, повышению знаний в области культуры, истории, религии. Формы работы разнообразны:

-    экскурсии, беседы, обсуждения;

-    участие в праздничных мероприятиях;

-    чтение литературы, просмотр мультфильмов, телепередач.

1 ноября 2013 года воспитанники и специалисты отделения дневного пребывания детей и подростков муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» посетили храм Петра и Павла в г. Салехард, где дети познакомились с батюшкой, прослушивали беседу: «История возникновения храма», «Как правильно вести в церкви», «Как правильно молиться».

В дальнейшем такие ценности как семья, уважение к старшим, отзывчивость и милосердие по отношению к другим людям, а также беседы и личный пример положительно влияют на духовно-нравственное воспитание, и именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и создает все необходимые условия для развития ребенка. Дети могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей, использовать полученные навыки в повседневной жизни.

Духовно-нравственные ценности имеют первоначальную значимость для человека и семейного воспитания в целом. Воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание со стороны государства и  Церкви. Поэтому чтобы добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи,  для успешного нравственного развития человека  в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи  в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.

Разнообразие форм работы позволяет развитию восприятия ребенком целостной картины мира, приобщение и соблюдение несовершеннолетними детьми православных норм христианской морали, повышение ответственности несовершеннолетних детей за сохранение и развитие исторических, православных и культурных традиций своего народа, родного края, воспитание чувства любви к своей малой Родине, повышение доступа к информации духовно-нравственного, православного, патриотического содержания.

Список литературы:

 

1.             Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 290с.

2.             Дорошенко Ю.И. Христианство и русское национальное образование.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.

3.             Иерей Алексий Янг – Православный брак. http://catacomb.org.ua/rubr08/

4.             Матушка Ирина Слёзкина. Солнышко и тучка. Духовно-просветительское издание для детей. Для дошкольного и младшего школьного возраста. , Москва, 2008 г.

5.             Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/

6.             Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И. Маляревский. 1899 г. http://pedagog.eparhia.ru/.

  • Мария 10 ноября 2014 г.
    Полностью согласна с мнением коллеги. "Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. " - только с помощью Церкви и семьи ребенок научится быть отзывчивым и милосердным.
    Полностью согласна с мнением коллеги. "Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. " - только с помощью Церкви и семьи ребенок научится быть отзывчивым и милосердным.
  • Анастасия 10 ноября 2014 г.
    Хороший доклад. Согласна, что христианские ценности положительно влияют на духовно-нравственное воспитание в семье и основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ведь дети могут жить в неблагоприятной среде, поэтому важно при работе с таким ребенком учитывать все особенности его развития и обратить внимание общественности воспитанию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
    Хороший доклад. Согласна, что христианские ценности положительно влияют на духовно-нравственное воспитание в семье и основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ведь дети могут жить в неблагоприятной среде, поэтому важно при работе с таким ребенком учитывать все особенности его развития и обратить внимание общественности воспитанию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт