Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе


Влад Т. В.
учитель технологии
негосударственное общеобразовательное учреждение «Новоуренгойская православная гимназия»
г. Новый Уренгой

Влад Т. В.

учитель технологии

негосударственное общеобразовательное

учреждение «Новоуренгойская

православная гимназия»

 

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители –пример ему,

А дом его – большая крепость.

Себастьян Брант

Россия пережила немало кризисных ситуаций. В эти трудные минуты русского человека спасали твёрдая духовная опора, вера, надежда и любовь.

Эти высочайшие ценности всегда концентрировались в семье. Семья по учению православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Церковь сама по себе, без участия воли человека не может изменить семью. Речь идёт о влиянии веры и церкви на семью через воспитание личности в покаянии, работе над собой и общении со святыней.

В настоящее время вопросы нравственного воспитания и духовного развития приобретают важнейшее значение. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России, затронули идеологию общества, его ценности, нормы и моральную сферу, смяты многие нравственные ориентиры, духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания несправедливо забыты.

 Духовно-нравственные традиции отечественного образования наиболее перспективны, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? Родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Образование на всех  его этапах  является посредником, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками.

Церковь стремится содействовать семье в её воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».

Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Раньше если детей хотели воспитать духовно, то это было воспитание нравственности, целомудрия и чистоты. Именно такое понимание духовности должно стать основой образовательно-воспитательной деятельности. У нас же часто происходит так: говорят о духовности и тут же развращают школьников сексуальными программами. Дискотеки, ток-шоу, конкурсы красоты, дни домового, хэллоуины, день влюбленных и другие сомнительные мероприятия создают впечатление чрезвычайно активной культурной жизни которые вытесняют культурно-духовные ценности.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Русская культура» написал слова, которые звучат как духовное завещание всем нам, гражданам России: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации. Культура — это святыни народа, святыни нации». Святость на Руси является нравственным идеалом. Одна из добродетелей Православия – послушание.

Основа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

ü культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

ü нравственно-этическом (в контексте нравственного право-славно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

ü  этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Важно, чтобы семейное воспитание было пропитано духом причастности к родной истории и культуре. Как ни велики сегодня проблемы семьи, детям необходимо говорить, что именно семья для них — основная духовная ценность.

Воспитание духовной личности – это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

 

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым.

В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества, как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В нормальной семейной жизни искореняются ростки эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним, вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой Церкви – с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей.

Воспитание духовной личности – это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души, правильное эмоциональное устроение, которое потом приведёт к устойчивой, трезвой, жертвенной духовной жизни. Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания.

Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обострённом восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства  святитель Филарет Московский  пишет: «Семейство древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева». [Православное воспитание как основа русской педагогики. Н. В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2007- 439 - 440 с ]

Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило чистый сок. Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, необходимо, чтобы семейная жизнь была крепка «благословенной супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием.

Сегодня учителям, родителям, да и всем взрослым и юным нужно быть особенно осмотрительными, когда дело касается духовного мира. Надо помнить, что не каждый дух от Бога. «Возлюбленные! – восклицает Иоанн Богослов, – не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире...

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4, 1–3, 15).

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные ценности, что позволит решить социально- экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.

Список источников

1.              Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997

2.              Помоги , Господи, не унывать. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

3.              Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. -М.:Про-Пресс, 2001

      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт