Смальченко Н. Ф.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Новый Уренгой
Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное
воспитание в семье и в обществе
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис в воспитании человека.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России такое воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём. Воспитание детей в системе христианских ценностей, будет, прежде всего, укреплять семью. Оно должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но должно способствовать усвоению благодатных даров Бога, делающих человека новым творением Божиим. Воспитание проникает в измерение «внутреннего человека», оно направлено на внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобы отношения человека к Богу были истинно сыновними. Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье. Ориентиром в деле воспитания всегда являлась Церковь. Меняются нравственные ориентиры и устои в обществе, разваливаются семьи и хромает школьное образование, а Церковь в меняющемся мире сохраняет свою нравственную основу. Это многовековой институт духовного воспитания и образования, благодаря которому мир, до сих пор существует, хотя и лежит во зле. Церковь не зависимо от устоев общества, построенная на фундаменте нравственного закона, будет тверда и непоколебима в своих убеждениях в деле воспитания человека.
Семья – по словам св. Иоанна Златоустого, – это малая Церковь. Семья – это любящие друг друга муж и жена. Прекрасно если в таких семьях есть желание родителей воспитывать своих чад.
В нынешнее время российская семья, как и сама Россия, оказались в крайне тяжелом положении. Многие считают, что спасать Россию надо начинать со спасения семьи. Стало очевидным, что институт семьи по существу разрушен,
основательно подорваны и семейные традиции.
Дыханием духовной жизни в семье является молитва. Молитва проявляется в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим формам молитвы приучают детей в православных семьях. Христианский быт православной семьи строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу». Воспитание в православной семье направлено на сохранение Божественной благодати. Когда дитя придёт в осознание своего бытия, его обучают не только хранить благодать, но и умножать её дары. Благодать сохраняет и укрепляет иерархическое преимущество духовного начала в человеке. Тем самым проявляется личностное начало, растущие психофизические силы подчиняются законам духовной жизни, которая действует, преображая и облагораживая их. Православное воспитание, учитывая существующие закономерности психофизического развития, стремится ослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Психические и физические силы нацелены не на приспособление к достижению конкретных земных целей, а служат достижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным. Признание примата духовного начала в человеке объясняет и оправдывает наличие аскетического момента в православном воспитании детей. Понятие дисциплина в рамках православной традиции имеет свой смысл. Если образ жизни позволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и её поведением, её активностью, понятие «дисциплина» растворяется в организации поведения и ценится как фактор духовного становления. Если имеются отступления от нормального духовного становления личности в случае греховного овладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регулятора духовной жизни в конкретных её проявлениях, становится внешней помощью неокрепшим духовным силам человека. Воспитательные установления семьи в православной традиции поддерживаются православным обычаем и православным просвещением, осуществляемым в форме духовного наставничества, духовного совета и чтения духовной литературы.
Воспитание христианских ценностей дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравых суждений и здоровых понятий по христианским началам, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребёнком и вопросы, чтение специально подобранных книг, способствующих «насыщению ума», тщательная дисциплина собственного речевого поведения при общении с ребенком. Родители говорят между собою, дети прислушиваются и почти всегда усваивают не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Чтобы сохранить ум в целомудрии, рекомендуется не читать и не давать детям книг с растленными понятиями. Воспитание христианских ценностей в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохранено благоприобретённое в семейном воспитании. Семья обязана следить, чтобы порядок и содержание школьного обучения не был противоположен духовному настрою ребёнка, поддерживать в нём благочестивый настрой, продолжая благотворно воздействовать на его душу, дух, окружая ребенка церковной средой. Рекомендуется одобрять его не только за успешную учебу, но в первую очередь за добронравие, поддерживая убеждение, что главное для христианина – это Богоугодная жизнь.
Список литературы:
1. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.
2. Определение Освященного юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — М., 13—16 августа 2000.
3. Священник Александр Ельчанинов "Записи". - М., 1996
4. 4. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
5. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М., 2001