Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Влияние музыкальной культуры ...

Влияние музыкальной культуры на нравственное воспитание личности


Влияние музыкальной культуры

на нравственное воспитание личности

Надеина Ирина Викторовна,

МБУ ДО «Детская музыкальная школа»,

г. Муравленко

 

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

Если на десять лет вперёд – сажай лес,

Если на сто лет вперёд – воспитывай детей.

                    Народная мудрость

О том, что дети – наше будущее, что воспитание молодёжи – вопрос номер один, что, в конце концов, «что посеешь, то и пожнёшь», говорят давно и довольно часто. Любой мыслящий человек, тем более учитель (занимающийся образованием и воспитанием детей) понимает, насколько остро сегодня стоит вопрос воспитания духовности и нравственности.

Что мы имеем сегодня? К сожалению, очень много отрицательного: экологические катастрофы, международный терроризм, религиозный экстремизм, экономический кризис, социокультурные проблемы, огромные экологические проблемы. Это первая линия, за ней вторая и третья, когда одна проблема рождает другую, и все они тесно увязаны. Например, коммерциализация средств массовой информации может и не в первом ряду, но мы, наши дети с этим сталкиваемся каждый день. То, что высокая нравственность и художественная ценность подаваемого материала часто остаётся на обочине «большой дороги» – это очевидно. Другая огромная проблема «второй линии» связана с ранней компьютеризацией, которая сводит к минимуму потребность в общении, способность образно мыслить, в худшем случае, способствует возникновению компьютерной зависимости, вызывая нарушения психологического характера.

Надо быть страусом, засунувшим голову в песок, чтобы всего этого не видеть и не задумываться над этим. И если задачи нравственного воспитания всегда стояли во главе образования, то теперь – это палочка-выручалочка, за которую надо крепко ухватиться. Главное, чтобы эта задача осталась не только в планах, отчётах и докладах.

Абсолютно справедливо считается, что духовно-нравственное состояние общества – показатель его развития. Не так много государств сегодня может утверждать о высоком уровне этого показателя. Для российского общества вопрос духовно-нравственного состояния общества – ключевая проблема. Настолько важная, что отражена в государственном документе – законе Российской Федерации «Об образовании».

«Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…» (ст. 2).

Думается, что никого не нужно убеждать, что нравственное воспитание – фундамент, на котором должно выстраиваться мировоззрение ребёнка, его обучение. Одна из «палочек-выручалочек» и, уверена, очень действенная заключается в художественном образовании, когда ребёнок воспитывается через искусство, в частности через музыкальное искусство. Конечно, это не панацея от нравственной беды, и музыка не может искусственно «поместить» нравственность в душу ребёнка. Зато она способна «отыскать» нравственные силы, «достать» их, развить в ходе музыкального образования и сделать прививку на всю жизнь от бескультурья, хамства, подлости, жестокости и других страшных вещей, от которых любой думающий родитель, любой думающий учитель старается уберечь молодую, формирующуюся душу ребёнка.

Сравнивая характеристики понятий «нравственность», «мораль» и «духовность», понимаешь, что они переплетены в едином узле, одно без другого не существует. В целом, речь идёт об идеалах добра, долга, чести, справедливости и красоты. Речь идёт о моральных ценностях и традициях, которые, с одной стороны, сконцентрированы в религиозных учениях и практиках, а с другой – в художественных образцах, шедеврах мирового искусства, в том числе музыкального. И это сцеплено воедино, это взаимозависимо, это тот самый пласт, на котором должно стоять образование, воспитание, мировоззрение. Вот почему музыкальное искусство (классическое!) – это самая удобная колыбель, в которой надо взращивать сознание и душу ребёнка от рождения до того момента, когда он уверенно пойдёт по пути нравственности и духовности, и не только пойдёт сам, но и сможет повести за собой других!

Хочу привести характеристики понятия «духовность», которые нашла в сети Интернет:

  • духовность – это готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось;

  • духовность – это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажёр духовного развития;

  • духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь;

  • духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения;

  • духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Лучше не скажешь! И поскольку моральные ценности и традиции в равной мере присутствуют в двух ипостасях – религии и искусстве, как же не воспользоваться музыкальным обучением как мощнейшим средством нравственного воспитания.

А начать всё-таки нужно с семьи. Это главная инстанция, с которой начинается воспитание, в том числе нравственное. После рождения маленького человека на руки родителей возложена святая ноша, жизнь, которую нужно не только сохранить, но сделать так, чтобы новая жизнь смогла обогатить мир красотой и радостью, чтобы сформировался стойкий и сильный характер, способный выжить в современном, сложном мире. Это отдельная тема, и нельзя не вспомнить в связи с этим о проблеме воспитания самих родителей. Как часто в жизни бывает: родить – родили, а что дальше делать – не знают. Как тут не вспомнить ответ Б. Спока родителям годовалого ребёнка на вопрос, когда надо начинать воспитывать. Он ответил: «Вы опоздали на год». Умные родители не просто ответственно относятся к воспитанию, но знают и умело сочетают христианские законы с законами светской жизни. Одни помогут сохранить чистоту души, другие воспитают умение выбирать нужное для жизни, обходить опасные «рифы» сложного современного мира. Воспитание детей – большая и очень трудная работа для родителей, не в смысле «одеть, обуть, накормить», хотя и это непросто, а в смысле «сформировать мировоззрение, дать образование, воспитать духовность и нравственность». Вот тогда можно не переживать, как писала Д. Кирнарская, «что в старости некому будет поднести тот самый пресловутый стакан воды».

Возвращаясь к воспитанию нравственности через музыкальную культуру, в частности, через музыкальное обучение, те же родители изначально сами должны понимать, что оно (музыкальное образование) нужно, оно важно, ребёнка нужно туда направить, поддержать и потребовать послушания, если это будет необходимо. Всё это – ради будущего нравственного результата.

Так почему же я ставлю знак равенства между музыкальной культурой, занятием музыкальным искусством и воспитанием нравственности?

В России духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры, в том числе художественной, где музыка играла особую роль. Ведь совсем недавно, каких-то 100-120 лет назад, начало формирования музыкальной культуры было тесно связано с верой, религией, традицией. С самого детства, рядом с родителями ребёнок слушал музыку в церкви во время торжественной службы в атмосфере духовного подъёма и всеобщего внимания. И духовная музыка способствовала умиротворению, душевному покою, создавала вокруг мир красоты и гармонии. И без всякого радио и телевидения, на основе живого общения и восприятия у ребёнка формировались росточки истиной человеческой культуры. А долгие вечерние посиделки со сказками, прибаутками, пением на несколько голосов? С молоком матери впитывались эти песенно-музыкальные традиции, при этом смысл народной мудрости уходил глубоко в сознание человека.

Сегодня такие «росточки» способно заложить и «взлелеять» музыкальное образование, тем более, что начинать его можно и нужно в самом раннем возрасте. И чем раньше малыш познакомится с народной и классической музыкой, тем более успешным будет его духовно-нравственное развитие. Тем более, что давно доказано невозможно возместить то, что упущено в детстве. Это в одинаковой мере касается и интеллекта, и духовно-эмоциональной сферы.

Период раннего детства особенный, уникальный по своим потенциальным возможностям, потому что это время активного роста мозга. При этом «качество» формирования мозговых структур напрямую зависит от воздействия сенсорных потоков (любой сигнал из внешнего мира), от их активности, глубины и разнообразия. Занимаясь ранним музыкальным обучением, мы можем умно и действенно наполнить эти потоки нужным содержанием.

В русском человеке, как мне кажется, генетически заложено восприятие народной музыки с самого маленького возраста. Я пробовала начинать с малышами воспитание на интересных простых примерах американской музыки (с джазовыми элементами) – не воспринимают. А вот «Во поле берёза стояла» – это понятно. Малыши хорошо понимают настроение в музыке, быстро отзываются на него, учатся сопереживать и чувствовать чужую радость и тревогу, веселье и боль. Так воспитывается душа, так формируется мировоззрение, где есть место терпимости, уважению, пониманию. Кроме того, музыка не только формирует эмоциональную сферу, воспитывает чувство прекрасного, но и совершенствует мышление, формирует мощный плацдарм для интеллектуального развития.

Позже классическая музыка расширит возможности соприкосновения с прекрасным, углубит нравственные критерии: понимание добра и зла, света и тьмы, значения веры, жизненной цели, воли. Очень важно то, что музыкальное обучение формирует художественный вкус, определяет некий эталон красоты, который позволит в дальнейшем отличить плохое от хорошего в искусстве, пропускать любое произведение искусства через призму собственного мировоззрения, а это основа формирования культуры человека в целом. А культура плюс образование – это, по сути, синоним нравственности. Вот и получается такая русская складная матрёшка: одну деталь убрал – и образуется пустота.

Почему ещё музыкальное обучение (а значит тесное соприкосновение с музыкальной культурой) занимает такое важное значение в воспитании нравственности? Потому что оно гармонично сочетает индивидуальную и коллективную форму обучения, потому что весь цикл предметов тесно взаимосвязан: играя сонату великого Бетховена ребёнок на «слушании музыки» узнаёт о других произведениях композитора, на «музыкальной литературе» можно узнать биографические подробности, на «сольфеджио» подробно изучить элементы музыкальной ткани, а на «хоре» можно спеть голосом то, что ты играл на музыкальном инструменте. На самом деле, мне кажется, что уникальность музыкального образования заключается в широкой возможности индивидуального подхода к ученику, в возможности выстраивать траекторию в обучении и воспитании самым выгодным путём, который и может стать крепкой основой для формирования нравственности.

Ещё один важный аспект: в ходе музыкального обучения ребёнок не просто пассивно воспринимает информацию, он сам творит, он учится мыслить, учится ориентироваться в мире музыки, в мире искусства и культуры в целом. Он действенно приобщается к высшим духовным ценностям, он познаёт мир через искусство и ищет своё место в этом мире.

Кроме того, есть ведь ещё возможность тесно прикоснуться к православной, христианской культуре. На уроках мы рассказываем о православных традициях, знакомим с искусством живописи православных художников, с образцами иконописи Андрея Рублёва, Феофана Грека, Сергия Радонежского, рассказываем о развитии колокольного звона в Новгороде, говорим об облике православного храма и т.д.

И, конечно, коль мы говорим о воспитании в целом, и о воспитании нравственности в частности, нельзя не сказать о роли учителя, поскольку именно он является посредником между ребёнком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Самое сильное влияние на нравственное развитие детей оказывает именно личность учителя и то, какой стиль общения он выбирает, и то, насколько профессиональны его знания, и то, как он относится к своим коллегам, как «выходит» из трудных ситуаций и т.д. Если учитель монотонно ведёт урок, если он безразличен к своим ученикам, он не сможет положительно воздействовать на внутренний мир ребёнка. А часто встречающийся среди учителей авторитаризм говорит только о низком уровне культуры учителя, не более. Совсем другое дело увлечённый учитель, любящий и своё дело, и детей, которых воспитывает. В конце концов, действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого учителя: нельзя провозглашать и учить одному, а делать прямо противоположное. Когда у человека слова расходятся с делом, ему не верят.

Слава Богу, православие на русской земле начинает возрождаться. И если президент страны касается нравственных проблем, можно сказать, что о духовно-нравственном воспитании говорят на самом высоком уровне: «…Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни», – отметил                        Владимир Путин.

Хочется верить, что кризис культуры, образования, духовно-нравственный кризис нашего современного мировоззрения удастся преодолеть с помощью воспитания уважения к христианской православной культуре, которая на протяжении тысячелетий формировалась под воздействием православной религии, с помощью её изучения, с помощью великого русского искусства, которое, как и христианство, несёт в себе идеи любви, гармонии и красоты, терпимости, сочувствия и бескорыстной помощи, и, конечно, с помощью великой музыки Баха и Бетховена, Моцарта и Шопена, Чайковского и Рахманинова.

Не могу не обратиться к цитате своего любимого автора Дины Константиновны Кирнарской, проректора по творческой и инновационной работе Российской академии музыки имени Гнесиных, доктора искусствоведения, профессора, профессионального психолога: «Музыка – своего рода начало начал человеческой цивилизации, древнейшая колыбель культуры, и общаясь с нею, мы припадаем к своим истокам и питаемся ими. Вот почему музыка обладает такой огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллект, эмоциональный мир и творческие способности».

Совершенно смело можно добавить: музыка является одной из существеннейших основ духовно-нравственного воспитания человека.

Список литературы

  1. Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 202-204.

  2. Петракова И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.

  3. Шестун Е., протоирей «Православная культура» // Педагогика русской цивилизации». – М., 2003.

  4. Кирнарская Д. К. Зачем нужно массовое музыкальное образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nlib.sakha.ru...07-33/1017--l-r


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт