Десятова Юлия Викторовна,
учитель немецкого и английского
языков МАОУ СОШ № 2 УИИЯ;
Мальцева Юлия Владимировна,
заместитель директора,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, г. Ноябрьск
Внеклассное мероприятие на иностранных языках является неотъемлемой частью всей образовательной деятельности в школе с углублённым изучением иностранных языков. Оно способствует не только духовно-нравственному развитию учащихся, но и формированию их функциональной грамотности. Развитие коммуникативных навыков, социального взаимодействия учащихся; умение самостоятельно работать с информационными источниками; формирование творческой активности учащихся представляются нам приоритетными задачами внеклассной работы по иностранным языкам.
В методической литературе по теории и практике изучения иностранных языков понятие «функциональная грамотность» определяется, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [1]. Функционально грамотной личностью является человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, такими как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения; ключевыми компетенциями, такими как компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность.
На наш взгляд, формированию функциональной грамотности учащихся способствует проведение внеклассных мероприятий на иностранных языках. Предметная неделя иностранных языков – давняя традиция в нашей школе, это тщательно продуманная и подготовленная система мероприятий, цель которых – вызвать живой интерес к предмету, способствовать проявлению и развитию языковых и творческих способностей учащихся. В рамках предметной недели учителями иностранных языков проводится всесторонний анализ, подготовка плана мероприятий, прогнозирование будущих результатов и планирование конкретных шагов для их реализации.
Подготовка внеклассных мероприятий – это творческая коллаборация педагогов и учащихся, в процессе которой происходит становление функционально грамотной личности. Учащиеся всех уровней общего образования охотно готовят информационные радиолинейки на английском и немецком языках, выставки стенгазет в Дни печати, принимают участие в поэтических конкурсах, литературно-музыкальных гостиных, конкурсах видеороликов и видеопоздравлений на иностранных языках, демонстрируя качества функционально грамотной личности. Обучающиеся в классах углублённого изучения английского языка традиционно показывают театрализованные праздничные представления «Christmas», «St. Valentine’s Day», «Spring Day», «Easter», концертные программы на английском и немецком языках. Ежегодно высокий уровень подготовки внеклассных мероприятий на иностранных языках подтверждают дипломы победителей и призёров городских творческих конкурсов «In the world of fairy-tales», «Create!», всероссийских акций «Библионочь», «Tolles Diktat».
В целом, внеклассные мероприятия на иностранных языках способствуют повышению интеллектуального потенциала, развитию творческой активности учащихся на всех уровнях общего образования, обеспечивают формирование функционально грамотной личности, ориентирующейся в информационном потоке, демонстрирующей навыки в области презентации полученных знаний и их переносе в практику собственной жизни.
Список литературы
1. Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
2. https://agartu.com/index.php?newsid=720
3. https://methodological_terms.academic.ru