Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Воспитание экологической культ...

Воспитание экологической культуры на уроках химии


Гнездилова Ирина Александровна
учитель химии
МБОУ СОШ №6
г. Салехард

В современную эпоху научно-технической революции необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Всё это заставило сегодня человечество обратить особое внимание на вопросы охраны природы. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Нужно сделать так, чтобы природа не скудела, а становилась богаче и краше. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильного экологического мышления.

Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.

Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности,культуру труда, культуру духовного общения с природой. В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

·      она отвечает на вопрос, о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы.

·      способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы.

·      позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.

Вовлечение учащихся в глубокую познавательную деятельность, воспитание у них интересов к экологическим проблемам и к предмету, формирование экологической компетентности считаю возможным осуществлять через эксперимент, практические и лабораторные работы, занимательные опыты, изучение дополнительной литературы, экскурсии в историю развития предмета.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Б.Шоу.

Эти слова Б.Шоу взяты мною  за основу воспитания и обучения. Только вовлекая школьников в активную деятельность, можно добиться положительных результатов в учебно-воспитательном процессе, то есть выпустить ученика воспитанного и образованного, способного любым жизненным проблемам найти достойное и правильное решение.

Проблема состоит в том, как  преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и «приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать. Например, использование компьютерных программ. Они учитывают возрастные особенности, производят достаточно сильное впечатление, а их обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы.

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.

Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии.

Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки.

Вот  несколько примеров экологизации курса неорганической химии.

 

Тема I. Первоначальные химические понятия

При изучении темы учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности».

В начале изучения темы дается задание: найдите в каких-либо печатных изданиях (газеты, журналы, книги) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Сформулируйте свое отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы – ответственное лицо, и предложите свой вариант решения проблемы. (Рефераты можно проверять без участия учеников, но эффективнее будет выделить время для анализа хотя бы некоторых из них.)

Тема II. Кислород. Оксиды. Горение

Главная воспитательная цель – подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды, научить их определять масштабы загрязнения и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека. Перед изучением темы дается перспективное задание: сделать плакаты с высказываниями об охране природы; таблицы, на которых указаны основные мероприятия по защите атмосферы от загрязнения; схемы сжигания топлива малоотходным способом, схему «Город – производство – природа».

Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир Земли и каждый из нас. Экологизация курса органической химии не только поможет ввести ученика в этот мир «изнутри» и раскрыть особенности и свойства биомолекул, но и рассмотреть проблемы, касающиеся живых организмов, отдельных экосистем и биосферы в целом.

Процесс обучения включает в себя важный этап – контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов обучения к запланированным.

В этой связи представляют интерес задания следующих типов:

1 тип: задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией. Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.

2 тип: задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме.

3 тип: задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природоохранных мер. Такие задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также их умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации, определить способность учащегося абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя.

4 тип: задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем. В случаях выбора учащимися «безразличных», негативных или неверных ответов следует организовать обсуждение предложенных ситуаций (проблем), убедить учащихся в ошибочности их оценки и подвести к правильному решению

В заключение следует подчеркнуть, что контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированных экологических знаний у учащихся и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт