Богданова Ирина Валентиновна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,
Аннотация
В статье раскрывается роль семьи в привитии христианских ценностей в казачьей семье
Над выбором темы доклада долго раздумывать не пришлось. Православие и казачество мне всегда были очень интересны и близки. Актуальность выбора темы обусловлена еще и тем, что нашем обществе проблема нравственного воспитания является вечной и рождена ходом исторического развития цивилизации. Также остро стоит проблема сохранения обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколения. Мы должны помнить, что национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России. Наш долг - сохранить и развивать
Я живу в городе Салехард (Обдорск, что в переводе с языка Коми означает место при Оби), на месте, где обосновалось первое поселение в самом нижнем течении Оби, который был основан сибирскими казаками в 1595 году и далее, на протяжении более двух веков, он существовал и развивался именно как казачья крепость. Это был период, когда казачье сословие было самое многочисленное в Обдорске.
Золотой нитью вплетена в прошлое России история казачества. Без участия казаков не проходило ни одно более-менее знаковое событие. Кто же они такие – национальность, субэтнос, народность, беглые крепостные, особое военное сословие или люди с определенным состоянием души – и ныне спорят ученые.
В школьном возрасте я много слышала о православии и об особенностях казачьего воспитания. Не понаслышке знакома с книгами братьев Гнеденко, Караулова и т.д.
Могу сказать, что крещение Руси принесло огромные позитивные перемены. Государство объеденилось благодаря общей вере, идеи любви и сострадания помогли народу стать добрее и терпеливее . Великое множество красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять оптимизма и веры, несмотря на трудности и жизненные неурядицы.
XX век был трудным и для всего мира, и для нашей страны. Гонения, революции, войны, привели к тому, что народные русские традиции, обряды, обычаи стали оттесняться, уходить и забываться. К счастью, интерес к ним вновь возвращается. Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия Святой Благоверный князь Александр Невский. Именно Александр Невский обеспечил духовную связь русского государства и казачества. Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно, что значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299 г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.
Раньше у каждого казачьего войска был свой Святой-покровитель, его день отвечают как главный войсковой праздник.
Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачества. Это знаменитый святитель митрополит Дмитрий Ростовский (в миру — казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи-Минеи, и святитель Иосиф Белгородский. Особым почитанием пользовалась у казаков Матерь Божья и ее чудотворные святые иконы –Аксайской Божьей Матери, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей матери, Табынской Божьей Матери и др.
В свою очередь, казачество явилось носителем и хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казачество - явление характера мирового. Основой жизненной философии, казачьего мировоззрения, даже если это и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру казаки рассматривали, как совершенное духовное состояние, находящееся выше сознания, ни с чем не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!».
Православная вера определяла жизненный путь казака с момента рождения, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг традиций и обрядов. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. Таинству крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной матери и крестному отцу).
Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «Определи ему, Господи, талант и счастье, добрый разум и долгие годы». На крестины звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.
Дети для казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей». Отсутствие рожденных детей считалось Божьим наказанием. Большое значение придавалось воспитанию детей. Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство, когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Родители стремились воспитывать в детях правдивость, смелость, вежливость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, а также старались развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность. Величайшим пороком из пороков считалась трусость. В основе воспитания казака лежал труд, ежедневный, нелегкий. В труде ковалась сила духа, умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Ценили они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства казаков. От неразрывной связи жизни казачьей общины с землей утверждалась идея трудолюбия, а отношение к труду всегда выступало критерием нравственности
В семье казаков воспитание несло в себе духовно-нравственные аспекты. Задачи нравственного воспитания в казачестве всегда были направлены на то, чтобы вырастить молодое поколение преданным православным идеалам и традициям, уважающим старших, имеющим чувство сословной гордости. Детей учили чтению молитв после пробуждения и перед сном, до и после принятия пищи, перед всяким делом, перед походом в храм и т.д. В молитвах выражалась глубокая благодарность Богу. Примером этического влияния православия на воспитание казаков являлся старец, он мог не только указать юноше его место, но и наказать, не опасаясь гнева родителей. На улице при виде старших издали молодежь замедляла шаг, снимала шапки и спешила сделать поклон. Если кто-либо из детей и юношей указанную норму этикета нарушал, то это не проходило незамеченным, старик обязательно спрашивал: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь. А я зайду к вам вечером». Младший обязательно сообщал дома о своем поступке, за что подвергался самому серьезнейшему внушению. Таким образом, здесь соединялись покаяние и внушение, как важнейшие приемы воздействия на личность. При старших старались никогда не курить, запрещено было появляться не вполне одетыми, девушки без головных уборов. Старики следили за тем, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртного, а для остальных большим позором считалось выпить в будние дни. Молодые в знак уважения называли стариков по имени-отчеству. Детям не прощались ложь, замечания, грубость и окрики на старших, за это их строго наказывали. Старшие учили младших держать данное слово, всегда иметь свое мнение, соблюдать достоинство. Казачья семья развивалась по законам этики, в ней царили согласие и мир, справедливость и добро. Щедрость и добро казаки справедливо считали главным богатством человека. С раннего детства родители внушали своим казачатам, что быть добрым, значит, соблюдать Божьи законы: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя.
Они считали: быть добрым – значит поступать всегда по совести, защищать справедливость, стремясь к истине. Добро, правда, становились для казаков нормой их жизни. Одной из отличительных черт казаков всегда было заботливое и гуманное отношение к детям своей семьи и детям общины. Издавна, военная добыча после походов делилась на десять частей. Две самые большие шли вдовам с детьми и на церковь. Атаман обязан был знать о наличии в его общине сирот, их именовали атаманскими детьми, о них заботились всей общиной. Старшие следили, чтобы сирот не обижали, а крестные – за их физическим и нравственном здоровьем. Для них специально сеяли пай, их наделяли специальными правами. Если ребенок оказывался круглым сиротой (оба родителя погибали), то все их имущество продавалось, а деньги хранились до их совершеннолетия. Когда детям исполнялось 16 лет, отложенные деньги им обязательно возвращали. Таким образом, семья являлась источником стойкости и выносливости, крепкого духа, жизнелюбия казачества. Семья была фундаментом в приобщении детей к христианской вере, к народной культуре, начальным этапом на пути в самостоятельную жизнь и отражала этическую направленность в воспитании подрастающего поколения.
Чтобы понять сущность казачества, особенности его образа жизни преданной службы царю и отечеству, воинской доблести и славы, необходимо вникнуть в систему воспитания детей казаков. Формировать особый дух казачества начинали с младенчества. Обряды, обычаи, традиции, празднования особых жизненных событий, связанных со становлением характера казачонка, передавалось из поколения в поколения.
Казачонка стригли первый раз, когда тому исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно откуда он пришел, то ли на Русь из степи или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников — и степняков, и варягов, и славян. Но у казаков он сохранился и до наших дней. Подстриженного казачонка женщины передавали мужчинам, а те несли мальчика к церкви, возле которой его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в него потом заворачивали первые волосы) и гадали, как же он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватиться за гриву — будет жить. Повалиться с коня, заплачет — убитому быть. Коня обводили вокруг церкви. Затем, родной отец брал его на руки, а крестный отец надевал на них обоих портупею, да так, чтобы издали казалось: по улице идет казак при шашке. Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняя ее до срока». Крестный отец принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцатилетие, после того как юношу приписывали к полку. Также, крестный, обучал церковным обычаям, и в большей степени всем видам воинского искусства.
В казачьей семье воспитание будущей казачки очень сильно отличалось от воспитания мальчика, т.к. у них было другое предназначение: стать прекрасной хозяйкой, верной женой, многодетной матерью, и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Рождение девочки не праздновали так широко и шумно, как рождение мальчишки, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже было радостью — домашней, тихой, овеянной молитвами и легендаими. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось обратное, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог и потерь, а трудов и стараний в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.
Девочки начинали работать с самого детства. Бегая «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах по хозяйству: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились шить, вышивать, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и приятная, но особенная работа — нянчить младших! Труд не исключал отдыха и веселья: девочки и плясали, и пели, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая мать и хозяйка, — этому было подчинено все ее воспитание.
Замуж в те далекие времена выдавали рано, но замужеству еще предшествовало сватовство. Казаки народ горячий, гордый, к тому же вооруженный. И поэтому во всех обычаях были очень сдержанны и побаивались обидеть сватов и друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не оскорбить никого. Юноша будущую жену мог увидеть в церкви, но только под присмотром старших; молодой казак мог вообще ее никогда не видеть — просто родители решили его женить. Казак и казачка должны были венчаться, т.к. венчание было единственным доказательством законного брака. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».
В духовной культуре казаков особо выделяется «народная нравственность». «Народной нравственностью» можно назвать моральное сознание, отношения и деятельность наиболее традиционного типа. Народ как духовная общность выступает носителем нравственной жизни, показывает коллективно переживаемый нравственный опыт, закрепляя его в будущих поколениях. В народном сознании православная семья выступала в качестве первостепенной нравственной ценности, своеобразного эталона для всего остального. В казачьих обществах всегда господствовал культ семьи. Отличительной чертой казака было стремление к созданию православной семьи, своего дома. В казачьих семьях авторитет родителей был непререкаем. Патриархальный уклад жизни казачьей семьи предполагал, что главой должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе со своим мужем казачка защищала свой дом, свою станицу от набегов врагов. Сильная, бесстрашная, работящая казачка часто была верным союзником мужа в борьбе с врагами. В случае необходимости казачка могла запрячь коня, сесть верхом, стрелять из ружья, в общем, защищать станицу и свой дом.
Стоять на страже семьи и Отечества, быть воином – почетная обязанность и долг каждого настоящего казака. Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни казаков. При утрате или ослаблении чувства долга оскудевает и духовная личностная жизнь. Честь и достоинство занимают почетное место среди понятий нравственного самосознания личности. Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. Замечательное моральное качество - гордость, которое позволяет личности реализовывать в полной мере человеческое в себе. Честь, долг, достоинство и гордость воспитывались в казаках с самого раннего детства. «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старики казачатам. Быть порядочным – не нарушать общественных этических норм. Воспитание в казачьих семьях было направлено на выработку у подростков умения радоваться каждой малейшей удаче и достойно преодолевать трудности. Эти качества были необходимы в силу военного предназначения казачества. Образ храброго и непобедимого воина, прослеживался в фольклорных произведениях (песнях, поговорках, пословицах ), разговорах, назиданиях. Первая песня, с которой ребенок входил в жизнь, была колыбельная. Известная колыбельная песня «Спи, младенец мой прекрасный», которую М.Ю.Лермонтов написал на клочке бумаги, в казачьей станице, отражает идеал казака – мужчины воина, «богатыря», который может отличиться на поле боя, завоевать уважение и почет. Традиционная казачья культура практически не давала мальчику возможности выбора, он должен был стать воином, т.к. всегда и везде присутствовала необходимость защиты православной веры, царя и Отечества. В величайшем сознании долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга.
Казачество — это исключительное явление русской истории и русского народа. Доблесть и достоинство казаков проявлялось издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, часто вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство, казаки постигали с самого детства, и служили все из одной станицы. Силища эта была непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Верность казаков православной вере, своему отечеству, присяге и воинскому долгу была всегда непоколебима.
Сегодня казачество возрождается как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни. Совсем уж близко то время, когда современное казачество полностью вернет себе осознание смысла своего бытия и дружной ратью одиннадцати войск станет на стражу Святой Руси и православной веры.
Используемая литература
1.Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г
«Русские праздники и обряды»,О.Н. Капшук, Издательство «Феникс»,Ростов н/Д,2010 год
2. Губогло М.Н.,Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г
3.Коваленко, А. И. « Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г
4. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс»,Ростов н/Д,2010 год
5. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова,Ставрополь,2005 г
6. http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva.pdf
7. http://www.slavakubani.ru/orthodoxy/orthodox-cossack-traditions/detail-1566-pravoslavie_i_traditsii_kazakov