«…Духовное единство народа и объединяющие нас
моральные ценности – это такой же важный фактор
развития, как политическая и экономическая стабильность.
Общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него
есть общая система нравственных ориентиров»
Альберт Лиханов
“Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках”
Аристотель
Россия в настоящее время переживает сложный исторический период. После долгого времени приветствования атеизма, после принудительного забвения своих религиозных и культурных корней начался процесс возобновления религиозной, этнической и культурной идентичности, а также цивилизационного самоопределения России. Данный процесс в стране протекает в условиях противостояния культуры и информационного засилия, которое заполняет «умы» молодежи после падения «железного занавеса» и которое притом не мешает пробуждению интереса граждан России и зарубежных соотечественников к своим национально-культурным и религиозным истокам.
Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, поэтому вопрос о морально-этических ценностях приобретает особую актуальность. Государство, общество и, конкретно, люди лишены основания своей идентичности, и как результат - начинается трудный поиск новых ценностей, форм самореализации.
Какими бы изменения не были, проблемы смысла жизни, ее цели, жизненные ценности интересуют молодёжь и сегодня. Время обострило глобальные проблемы семьи, брака, любви, детей, но формирование личности идет с младенчества, и главная роль в этом отводится образованию. Но образование и его результат (обретенное человеком знание) автоматически не ведут к мудрости и нравственности.
Мировоззрение и духовные ценности человека определяются множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства массовой коммуникации), которые наибольшее влияние оказывают на неокрепший интеллект и чувства молодого человека. В настоящее время в качестве ценностей нередко выступают идеалы, которые задают ориентиры общественных и личностных устремлений, и тем самым оказывают одно из основных влияний на ход исторического развития. Человек становится зависимым от экономических (материальных) капризов, основным двигателем которых является выгода - экономические и финансовые ценности в их жизни начинают занимать первые места и перевешивать все другие. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) деструктивна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Всё это приводит к разрушению духовного единства народа, в первую очередь, потому, как главный удар пришелся на семью.
Нравственное становление человека представляет собой сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Но в России только семья поддерживала и поддерживает человека из века в век, выступает в качестве компаса человека в окружающем мире. Семья же в настоящее время испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно отличную от старой логику поведения.
Выбор семейных ценностей – это выбор будущего – выбор подрастающего поколения. Семья является колыбелью человечества, где воспитываются и дети, и взрослые, поэтому жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. И как следствие - чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Каким будет наше общество – зависит от того, какие ценности будут привиты детям. Следовательно, чтобы изменить общество, необходимо начинать с малого - его атома – семьи.
Никакая ценность не может быть принята как данное, единственное, и всё-таки есть то, что остаётся неоспоримым, это – семья, которая сама по себе является ценностью. Семья – душа народа, поэтому она не может находиться вне контекста общественного устройства и религии. Семья впитывает в себя общественные настроения, определённый тип религиозности, систему обрядов, традиций и верований - что отражается в будущем обществе.
Испокон веков главными ценностями семейного воспитания православного христианина были: любовь, вера, самопожертвование, целомудрие, труд. Помимо этого, семейные ценности развивают свободную, нравственную, всесторонне творческую личность гражданина и патриота. Невозможно это сделать при одном условии: если отсутствуют любовь, демократическое начало в семье, дисциплина, положительный пример родителей, совместный труд, игры, традиции.
Семья – это единственный социальный институт, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демократические процессы, происходит передача культурной информации от родителей к детям. Общение, передача опыта, способность сопереживать, размышлять – это помощь в переосмыслении происходящего вокруг, в самореализации и активизации на образование семьи. Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку [1]. Для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей [3]. Дети – это будущее страны, и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед обществом, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, и зависит будущее нашей страны. Забота о подрастающем поколении является важной приоритетной задачей государства. Реализовать эту задачу возможно, если укреплять институт семьи, поднять Авторитет Семьи на должный уровень.
Перед каждым человеком и обществом в целом стоит задача осмысления себя и своего места в мире, то есть задача познания истины и приобщения к ней. У всех исторических народов эту задачу выполняла религия. Сохраняемые в традиционной религии истина и способ приобщения к ней в нерелигиозной сфере образуют культурные смыслы и ценности. Поэтому культуру можно определить как совокупность средств и способов познания, выражения и передачи истины следующим поколениям, а также совокупность способов освоения окружающего мира в соответствии с целями, указанными познанной истиной.
Но у большинства современных людей представление о религии, тем более его восприятие, отсутствует. Сегодня религия не является частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. Многие считают себя «православными» (религиозными, или несущими религию), однако это еще не говорит о реальном религиозном возрождении в стране.
При этом необходимо отметить, что быть «православным» в полном понимании этого слова очень сложно, а являться таковым для современного ребенка – означает идти против своих друзей, своей компании, против общества в целом. Молодёжь редко увидишь в церкви. Их и не будет, пока не будет матерей и отцов с младенцами на руках на служениях. Все идет корнями в семьи.
Что такое семья в настоящее время? Некоторые живут, рожают и воспитывают детей будучи вне брака. Само понятие «гражданский брак» сегодня несет совершенно другое понятие, нежели ранее – «союз, зарегистрированный в ЗАГСе»[4]. Родители принимают решение детей (жить, не связывая себя никакими узами) как должное, норму – тем самым нарушают вековые традиции священного брака, вековые нравственные устои. А из этого следует, что родители, казалось бы, ориентированные на православные ценности, не считали воспитание целомудрия наиважнейшей задачей. И это только один из примеров из жизни…
Возможно, сегодня, когда и государство, и церковь, и общество, и семья заговорили о духовно-нравственном воспитании школьников, появится надежда на возрождение морально-этических норм, в основе которых будет лежать религия. Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Воспитание детей в системе христианских ценностей, будет, прежде всего, укреплять семью. Через постепенное изменения нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний. Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь: через общение, трудовую деятельность, повседневные дела , — делая человека завтра лучше, чем сегодня[2,5].
Список литературы
1. Заковряшина Г. И. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе // «Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию образования ВГСХА. Том 2. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. – С. 155-160
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008
3. Кондратьева Н.В. Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Разделы: Общепедагогические технологии. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. // М., Издательство "Азъ", 1992.
5. Покатыло В. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи [Текст] / В. В. Покатыло, Л. Р. Шигабутдинова, А. В. Волкова // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1066-1068.