Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Воспитания духовных ценностей

Воспитания духовных ценностей


Вастихина Галина Владимировна
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
г. Салехард

Тема воспитания духовных ценностей была и остаётся одной из самых  актуальных задач современного общества. Решить ее возможно, только объединив усилия государства, общественных организаций, образовательных учреждений, а также института церкви и семьи. Успех воспитания этих высоких нравственных идеалов во многом зависит от тех людей, которые берут на себя эту ответственность.  Зачинателями и основоположниками этой благородной деятельности были великие русские миссионеры.

  Преклоняясь перед их  подвижничеством, хочется остановиться на личности Филофея Лещинского (в миру Рафаила Богуславовича) – митрополита Сибирского и Тобольского. Заслуг перед потомками у него  немало,  но деятельность  Филофея  как просветителя  и крестителя сибирских инородцев, положившей  начало духовному образованию в  Сибирском крае, заслуживает особого внимания. 

   Родился будущий митрополит  на Украине в 1650 году. Он  получил хорошее образование  в малороссийских школах,  в Киевской духовной академии и по окончании курса наук служил несколько лет приходским священником. Далее, поступив в Киево-Печерскую лавру,  принял постриг в монашество с именем Филофей, что в переводе с греческого языка означает «благочестивый,  боголюбивый». Это имя обязывало носителя ко многому. В условиях яростной борьбы с католиками, имеющими план подчинения украинцев Ватикану,  православная церковь нуждалась не в простых  пастырях, а  в  сильных духовных воинах,  и Филофей стал одним из них. «За редкое благочестие, особую опытность и распорядительность в делах» через некоторое время  монах был избран в экономы лавры, а затем назначен наместником  Успенского монастыря Орловской епархии.

   Петр Великий,  занятый глобальной идеей развитии Сибири, и в частности, задачей распространения православия в этом крае, а в последствии установления русского влияния в Азии, в  1700 году специальным указом  повелел митрополиту Киевскому  Варлааму  "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго  непорочнаго жития, но и ученаго,  дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога".[5, с.7]  Нелегкая и опасная миссия проповеди православия за Уралом выпала на архимандрита Филофея.  Процесс христианизации в этом крае шел весьма медленно,  и наблюдались  только отдельные случаи обращения в христианство среди инородцев, тогда как государственные дела не требовали отлагательства.

   В январе 1702 года архимандрит Филофей,    посвящённый  в сан митрополита Сибирского и Тобольского  немедленно приступает к бурной деятельности. Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки.  Прибыв в Тобольск, церковную столицу Сибири, митрополит обнаружил, что  мусульманские проповедники добирались даже до Полярного круга, обращая в ислам коренных жителей.  Филофей застал епархию в плачевном состоянии: нехватка храмов и священнослужителей,  недостаточность  средств,  отсутствие необходимой утвари,  не проводились церковные службы, усиление магометанства, а подавляющее большинство коренного населения Сибири были язычниками. В "церквах Божиих великое нестроение", такое, что "не леть и писанию предати",- писал он в донесениях царю [6,с.2].

Другая проблема заключалась в раскольниках, расселившихся в Сибири и вносивших смуту в Церковь. Митрополит Филофей  сочувствовал им. В одной из своих грамот он писал: "Готови бо есмы  всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряем же ся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божий"[1, с.145].  В этих словах чувствуется,  что они  пропущены через сердце, в них слышатся попытки прийти к компромиссу. Чтобы исправить положение, Филофей принял решение открыть первую в Тобольске славянскую школу для духовенства с учителями из Киева. Сюда же было решено привезти книги, среди которых были Псалтири, Служебники, Часословы, Акафисты, русские грамматики.

   Продолжая свою духовную деятельность, митрополит организовал миссию в Монголию, на Камчатку, наладил связи с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году он попытался склонить к христианству  берёзовских и сургутских остяков, хантов и манси Приобья. Непонимание, сопротивление, страшные беспорядки в Сибирской митрополии, суровый климат обусловили неудачу первых лет проповеди.  Все эти трудности и тяжелая болезнь вынудили Филофея оставить архиерейскую кафедру и уйти  на покой в Тюменский монастырь, приняв схиму с именем Феодора. Филофей принял на себя груз просвещения и крещения сибирских инородцев и служил этому делу с полной самоотдачей более пяти лет.

   В 1711 году в Сибирь прибыл  новый начальник - губернатор князь Гагарин,  получивший от Петра инструкцию поддерживать миссионерство, и митрополит  получил  новый указ Петра с предписанием "ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты" и всех иноземцев "Божиею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру",  но по болезни только в 1712 г. мог приступить к исполнению данного  указа. [1,с.136]  Выполняя  волю царя,  схимник Феодор в это период  просветительской деятельности совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, а затем снова вступил в управление Сибирской епархией,  но уже в 1720 году был, по прошению, вторично уволен от управления епархиею и удалился в Тюменский монастырь, откуда  до самой смерти постоянно путешествовал для крещения язычников и для поддержания веры среди крещённого населения.  

   Завершая свой жизненный путь, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринял последнее своё проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам.   По пути следования он укреплял в вере православных людей. За годы своего духовного пути он  не раз сталкивался  с сопротивлением и насилием со стороны иноверцев, но было много и счастливых моментов проявления веры, например, случаи исцеления тяжелобольных людей после крещения. Как ни странно, не представители другой веры оказались основными противниками распространения христианства, а местные органы власти, которые  крайне неохотно выделяли средства на строительство церквей и содержание духовенства.  Были и такие, кто воспользовался крещением для обложения местных жителей подушным налогом, какой платили русские, а также многих новокрещёных попросту обращали в рабство. Некрещённое население, платившее ясак, запрещалось делать подневольными. Филофей лично боролся с произволом светского начальства, успешно защищал свою паству, строил за свой счёт церкви, следил за обучением христиан православным обычаям вплоть до своей кончины.  Предвидя её, он задался целью  подготовить среди самих инородцев проповедников христианства. Для этого святитель с согласия родителей брал детей остяков в открытую им в Тобольске школу, где они изучали русскую грамоту и катехизис. Дети инородцев также обучались в школах при монастырях Верхотурском, Кондинском и Берёзовском. Сам митрополит Феодор очень любил детей и проявлял к ним отцовские чувства. "Живя на покое, в часы досуга, особенно в зимнее время, учил читать, писать и петь детей новокрещенцев, из которых некоторые жили у него в келии....", – отмечалось в источниках [5, с. 64]. Благодаря этим стараниям добрая память о нем сохранилась до наших дней.

   Скончался старец 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами» [2, с.151]. Долгое время было не известно местонахождение мощей святого, однако по прошествии многих лет останки чудом удалось найти. В настоящее время останки Филофея находятся в  Тюменском Свято-Троицком монастыре.

   Подводя итог, считаю необходимым отметить большое значение просветительской и духовной  деятельности митрополита Филофея. Сибирская епархия пополнилась новым архиерейский домом в Тобольске, увеличились её доходы, улучшилось состояние вотчин. Школа при архиерейском доме стала второй провинциальной школой в России, после школы в Ростове Великом, для подготовки священнослужителей.  Возросло число храмов, увеличилось духовенство в церквях и монастырях, улучшилось их содержание.  Митрополит уделял  особое внимание облагораживанию храмов и монастырей. Так, к Тобольскому Софийскому собору был пристроен теплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия. Особым его вниманием пользовался Тюменский Троицкий монастырь, в котором митрополит  и окончил свою земную жизнь.  При его участии наметилась положительная тенденция в образовании: появились духовные школы, а в них и учителя, в которых обучались дети новокрещённых остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки). Эти школы были основаны по образцу Киевской и Черниговской духовных школ.

   Благодаря этому на  протяжении всего ХVIII века духовные школы Сибири обеспечивали  грамотными кадрами гражданские учреждения и учебные заведения. Митрополиту Филофею сибирская вотчина обязана также появлением первого церковного хора из сосланных казаков, театра, в котором  преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили духовно-воспитательные пьесы. Будучи человеком высокообразованным и просвещенным,  он наизусть цитировал жития святых, патерики, а также сочинения средневековых авторов и сам стал автором памятника литературы XVIII века «Сибирский лествичник», за основу которого была взята «Лествица» преподобного Иоанна Синайского (VI век). Текст рукописи представляет собой этапы добродетели на пути к духовному совершенству. Будучи человеком вдумчивым, он оставил на  полях рукописи пометки для будущего читателя и проповедника с примерами из разнообразных духовных сочинений. В своем труде он предлагал читателю постепенность и постоянство в духовном росте.

   На мой взгляд, самая важная заслуга Филофея,  как человека спокойного и рассудительного, состояла в просвещении и крещении населения по всей Сибири без применения насилия, а лишь убеждением с помощью проповеди.  В одном из источников отмечается, что преосвящённый Филофей "жёг их нечестивые чтилища, а на них самих действовал духом кротости и доказательствами вразумительными, отнюдь не употребляя насилия" [4, с.132].

   Христианизация населения Сибири оценивается по -  разному, но миссионерская деятельность, подчас полная опасности, вдохновляет современников следовать зову долга и веры. Энергичные и увлеченные своим делом великие личности в истории, в том числе и просветители- миссионеры увлекают своими великими делами и заряжают своим примером последователей.  В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеются следующие воспоминания о митрополите Филофее: "Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. За то еще при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений" [2, с.152].

   Неудивительно, что у современников возникла идея создания памятника святителю Сибири Филофею как горячему патриоту, крупному общественному и культурному деятелю петровской эпохи. Инициатива создания памятника принадлежит Тобольско-Тюменской епархии.  Идею духовенства поддержал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Авторами проекта являются архитектор Александр Медведев и скульптор Лев Пузаков. Образ Филофея продумывался до мельчайших деталей и стыковался с подлинными историческими фактами. Непосредственно изготовлением памятника занимался коллектив Екатеринбургского художественного фонда. Местом установки скульптурной композиции стал сквер между Свято-Троицким монастырем и Тюменским Епархиальным училищем, который в дальнейшем стал носить имя Филофея Лещинского. Проходят годы, а к памятнику святителя по-прежнему идут православные, и те, кто только ищет свой путь к вере, ведь очень важно, что человек оставит после себя потомкам.  Плоды его трудов, результаты его духовной и светской деятельности остаются ценными и востребованными и сегодня.

Список источников

1. Волков В.М. Из истории духовного просвещения и духовной школы в Сибири. Тобольская епархия. Машинопись ТДС, Тобольск, 1993. –  156 с.
2. Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года// Тобольские Епархиальные Ведомости, 1889, номера 7-8.- С. 140 –152.
3. Новицкий Г. И.  Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году / издал [и снабдил примеч.] Л. Майков. - Санкт-Петербург: Тип. В. С. Балашева, 1884. – VI, 116 c.

4. Русский биографический словарь. Том XXI "Фабер-Цявловский", СПб., 1901. – 523 с. 

5. Сулоцкий А. Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев., Шамордино, 3-изд.М. Д.Усова,1915. – 206 с.

6. Сулоцкий А. Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому, и ответ сего Государя на нее. Омск, 1863.  – 93 с.

7. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии: В 12 тт. — М.: «Советская энциклопедия», «Большая Российская энциклопедия»,  Т .6. 1997. - 863 с.  

8. Биография митрополита Филофея. Интернет-ресурс, точка доступа:  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4908

9. Биография митрополита Филофея. Интернет-ресурс, точка доступа: 

http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_2


Информация © 2011–2025
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2025
Интернет-компания СофтАрт