Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Воспитательные традиции и нова...

Воспитательные традиции и новации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском становлении детей и молодёжи


Покидко О. П.
педагог дополнительного образования
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Ноябрьская Православная гимназия»
г. Ноябрьск

 «Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств» (Святой Григорий Богослов)

Все знают, что современная Россия переживает  и  социально-экономический, и духовный кризис, поэтому воспитание молодого поколения должно быть направлено  на преодоление  как  одного, так и другого. Нужно срочно остановить процесс вымирания государствообразующего русского народа, остановить его нравственную деградацию.  Восстанавливая  историческую память народа, мы  сможем  восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Самая главная задача  образования – обеспечить устойчивость нашей культуры,  иначе наша история прекратится.

В чём состоят стратегические ориентиры национальной светской системы образования? Сюда относится:  воспитание гражданина-патриота, который впитал культурно-исторические традиции России; обеспечение равных условий раскрытия талантов  и способностей у представителей всех слоёв общества;  формирование профессиональной элиты общества.

С точки зрения  православного видения мира образовательный процесс в православной гимназии должен одновременно реализовывать три важнейших  цели:

– формировать готовность человека к вечной жизни;

– подготовить  его к достойной жизни в реалиях современного мира;

– помочь найти искру Божью в своей душе, содействовать раскрытию Божьего дара (говоря современным языком, найти своё призвание, свой талант). Этого ждут от школы все родители вне зависимости  от уровня образования, доходов, вероисповедания и национальности.  Всем хотелось бы видеть в учащемся   человека, обладающего определённой личностной зрелостью. Хотелось бы, чтобы школьники  понимали  и помнили  себя, своих близких, историю рода,  народа, умели  различить добро и зло.

Сегодня Православная церковь принимает весьма активное участие в возрождении и развитии духовных традиций России. Она помогает возродить религиозное преподавание и воспитание детей и молодёжи, старается сделать много для укрепления  семейных связей, обновлять нравственное  развитие детей, очищать  человеческие души. В современной России стало возможным открытие православных школ и  гимназий.

Образование детей  и подростков  призвано не только передавать информацию. Необходимо лелеять  в юных сердцах устремлённость к Истине, подлинное  нравственное  чувство, любовь к ближним, к Родине, её истории и культуре. Всё это  должно стать задачей школы в большей мере, чем преподавание знаний.

В Ноябрьской православной гимназии созданы хорошие условия для процесса духовно-нравственного и патриотического становления личности гимназистов. Воспитательная программа, которая реализуется в гимназии, направлена на реализацию модели выпускника-гимназиста, который должен вырасти Богу во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу!  

В основе модели выпускника-гимназиста: национальный воспитательный идеал, определённый  Концепцией РПЦ  и федеральными нормативными актами РФ: концепцией духовно-нравственного развития российских школьников и программой воспитания и социализации учащихся РФ.

Модель выпускника гимазии: высоконравственный, верующий, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовно-религиозных и культурных традициях России.

Воспитательная работа в гимназии ведется через образовательные программы основного и дополнительного образования, мероприятия, характерные для духовного учебного заведения, традиционные праздники, воспитательную деятельность классных руководителей, внеурочную работу (выставки,  конкурсы), деятельность органов ученического самоуправления, работ с родителями, работу методических объединений.

Именно поэтому  целью воспитательной деятельности гимназии является духовно-нравственное развитие личности в контексте становления её гражданственности и заключается в привитии высоконравственных норм поведения, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Она реализуется через характерные мероприятия и установленный образ жизни нашего учебного заведения, это: утренние молитвенные правила, участие в служении Божественных Литургий, проведение классных часов на духовно-нравственную тематику, тематические линейки по главным датам церковного календаря и памятным датам истории Отечества, выставки книг и методической литературы на духовно-нравственную тематику.

Одно из главных направлений   воспитательной работы – патриотическое воспитание. Спортивное и военно-патриотическое воспитание направлено на формирование идей служения Отечеству, гордости за русское оружие, военную форму, способности к вооружённой защите, а также развитие морально-волевых качеств и физического здоровья. Это направление реализуется через образовательные программы учебного плана по физической культуре, проведение мероприятий «Смотра строя и песни», «Веселых стартов», участие в городском туристическом слёте, объединения дополнительного образования «Спортивный туризм» и  «Студенческий корпус спасателей», «Школа безопасности», «Олимпия».

Важнейшим в воспитательной работе можно назвать гражданско-патриотическое направление, формирующее правовую культуру, законопослушность, гражданскую позицию. Оно реализуется через

·              образовательные программы учебного плана гуманитарного цикла;

·              воспитательные мероприятия, такие как «Дебаты», «Круглые столы» на гражданско-патриотическую и правовую тематику;

·              встречи со специалистами  правовой сферы.

Героико-патриотическое воспитание направлено на пропаганду героических профессий, ориентировано на жизнь выдающихся личностей, а мероприятия нередко приурочены к героическим датам отечественной истории. Данное направление реализуется через

·              образовательные программы учебного плана гуманитарного цикла;

·              проведение классных часов;

·              встречи с ветеранами и героями войн;

·              просмотры видеофильмов;

·              поисковую работу  классов, направленную на пополнение информации о   героях военной отечественной истории, чьи имена носят классы;

·              проектная деятельность гимназистов, родителей и сотрудников по сбору материала о героях Великой Отечественной войны с целью создания «Книги памяти». Руководитель проекта – учитель истории Губарева Л.А. В 2014/15 учебном году гимназисты среднего и старшего звена провели большую  исследовательскую работу по этому направлению. Результататом стал выход в свет «Книги памяти». В этом учебном году планируется дополнение и переиздание книги.

Социально-патриотическое воспитание заключается в формировании и развитии духовно-нравственной и исторической преемственности поколений и направлено на развитие милосердия и сострадания к людям пожилого возраста, инвалидам. К числу форм можно отнести следующие:

·               творческие встречи с пожилыми людьми общества «Добродея»,

·               деятельность детского объединения «Христианская помощь», которая нашла отклик во многих юных сердцах: в прошлом году гимназисты  посещали больных людей и людей с ограниченными возможностями.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодёжи, даёт возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и обращает к общественно-полезной деятельности, формируя правовую и нравственную культуру подрастающего поколения, гражданскую активность.

Каждый человек в своей жизни подобен художнику, который может написать в своей душе прекрасную картину, создать чудную икону (ибо человек есть образ Божий), а может нарисовать в самом себе чёрный квадрат с его угловатой пустотой. Поэтому зависит от нас, чему мы посвятим свою жизнь и как она будет осмыслена. Подсказку предлагает нам святитель Феофан Затворник: «Испытай сердце своё и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь, так обретешь».


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт