Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Востребованность православного...

Востребованность православного образования в России в наше время


Складанная Д. А.
учитель изобразительного искусства и черчения
МБОУ «ООШ №2»
г. п. Ханымей Пуровского района

 

Актуальность и новизна темы заключается в реальных наблюдениях за жизнью учеников и их родителей, преподавателей школы и своих знакомых, которые нуждаются в православном просвещении. Речь пойдёт о проблеме по искоренению православной безграмотности, стоящей перед обществом, существующей на сегодняшний день и требующей определенных действий от нас самих, от государства и от церкви.

Конец третьего триместра. Идет урок ОРКСЭ из блока «Православная культура» в 4 классе. Новый предмет вызывает у детей неподдельный интерес. Новый мир, состоящий из православных правил, заповедей, поучений, наставлений, интригует детей и заполняет их мозг и души новым мироощущением. Много вопросов, много непонятного, а время очень ограничено. Урок почти заканчивается и вдруг, мальчик на первой парте громко заявляет, что он в Бога не верит. Следующие его слова такие: «Бога нет на свете! Я не верю в Бога! Я хочу отдать свою душу дьяволу!» У меня по телу побежали мурашки. Я сразу не нахожусь даже, что ответить ребёнку, ведь урок почти заканчивается и сейчас будет звонок с минуты на минуту. Наступает минута молчания. Все чувствуют себя неловко. Мне было обидно, что мальчик ничего не усвоил из этого курса, так что все мои труды были напрасными? Я спросила  этого «юного атеиста»: «Зачем же ты записался на этот модуль?» Ответ был прост: «Меня  мама записала, а я и не хотел». С одной стороны, я маму оправдывала, что выбор её был верный, а с другой – не понимала. Что сама мама предприняла для православного обучения сына, который в школе, скорее всего, томился на уроках ОРКСЭ, нежели был внимателен и по-настоящему усердно обучался и впитывал полезные знания как губка влагу на протяжении всего учебного года? Сомневаюсь?

Вот она извечная борьба зла и добра! Из уст ребенка звучит протест. В этом протесте мы явно слышим отторжение ребенка от Бога, но причём тут тёмные силы? Мальчик верит в дьявола и готов с ним соединиться. Парадокс! В Бога не верим, а дьявол существует. Продолжение этой истории следует. Через неделю наступает самый Великий православный праздник – Пасха Красная! Я в храме украшаю подсвечники и сам храм с другими прихожанами, с детками из воскресной школы – это я делаю каждый год; тороплюсь освятить свои куличи и яйца. Выбегаю в тамбур храма и вижу этого мальчика с мамой. Мама принесла пасхальные продукты для освящения, а мальчик ждёт,  когда мама набросит платок на голову и войдёт в храм. Я с порога, едва поздоровавшись, спрашиваю мальчика нарочито громко, чтобы слышала его мама: «Даниил, а зачем ты в храм пришёл? Бога-то нет! Ты бы маме рассказал об этом, а то она этого и не знает. Бог же будет освящать куличи и яйца, а Его-то и нет! Так что вам здесь делать?». Мальчик пробормотал, но уже не так оптимистично и дерзко, как это было на уроке: «Меня мама привела». Мама, не сразу осознав смысл нашей беседы, удаляется в храм и через некоторое время возвращается с освящёнными куличами. Она с недоумением переспрашивает меня, что, мол, сын такое говорил и откуда он такого понабрался? Я подтвердила, что всё так и было, на уроке ОРКСЭ перед своими сверстниками Даниил бравировал своим красноречием и мудрствованием. Мне было бы намного приятнее узнать о его сомнениях в доверительной беседе один на один, чтобы я смогла всё до конца понять, проанализировать, предупредить об опасности его необдуманного решения – сочетаться союзом с дьяволом. Маме я открывала всё новые и новые тайны внутренней души её младшего сына: «Не думайте, что этому его научили другие ребята. Он признался мне, что это всё он узнал от старшего брата (девятиклассника нашей школы)».

Старший брат в школе не изучал такой предмет, как ОРКСЭ, ведь этот предмет ведётся не более 4 лет, и то ещё кто какой модуль выберет. Мама, конечно, смутилась, но ничего утешительного мне ответить не смогла, да я на этом и не настаивала. Мне хотелось обратить внимание мамы на семейную проблему, в которой, явно, не всё благополучно. Старший сын горделив и высокомерен, часто эгоистичен по отношению к старшим. Сложно всё у него получается в школе и со сверстниками. Таким же напыщенным и горделивым растёт и младший её сын. Их мама не является постоянной прихожанкой местного храма, но на большие православные праздники всегда приходит.

При храме работает воскресная школа  для взрослых и для детей. Из этой семьи никто не посещает эти школы,  как, пожалуй, и основная масса населения. Просвещение при храме ведется на добровольной основе и для всех категорий населения, да мало, кто считает нужным приходить на эти занятия. Почему так происходит? Обычное нежелание утруждать себя «ненужными» посиделками. Почти все говорят в подобных случаях: «Если нужно, я сам дома помолюсь! Что я грешник какой-то в церковь бегать? В Бога я верю, но в храм не пойду!» Так и хочется сказать: «Люди добрые, если у вас нет времени при земной жизни в дом Божий войти да Богу поклониться за милость Его, то после земной жизни как вы сможете у Бога оказаться, дорогу-то к нему вы не протоптали?»

По этому поводу есть такой анекдот: «В Рай все хотят попасть, да только умирать никто не хочет». В Рай люди могут попасть только после смерти и то, если они этого заслужили. У меня такое чувство, что все говорящие приблизительно так: «Может быть когда-нибудь, по прошествии какого-то времени я приду в храм, помолюсь, постою на службе, но не сейчас, ну кто его знает когда, но обязательно всё сделаю, только не приставайте». Говорят правду и верят, что это они сделают обязательно. Может, они жить собираются вечно, верят в своё бессмертие, причём, физическое, ну, а при таком условии – бесконечно долгой жизни – можно и не проявлять к Богу ни своей любви, ни своих подвигов; не креститься и не молиться. А ведь всё совершенно не так? Когда-то мы уйдём в мир иной, с чем мы к Богу явимся? Из истории жизни святых угодников мы знаем совсем другие события, когда Бог сам являлся таким великим подвижникам при их земной жизни как Аврааму и Александру Свирскому. Что ж такого они совершили, чтобы сам Господь посетил этих великих отцов православия?! Хотим мы об этом знать? Хотим! А как Мария Египетская жила в пустыне 47 лет без еды и воды, общаясь только с Богом в молитве да в смирении. Она могла парить над землёй, как и Серафим Саровский. Эти явления были очевидными, и есть тому свидетели. Так что же это за явления, что за подвиги такие? Может, особый подарок был дан этим людям от Бога? Хотим мы об этом знать? Хотим! Чтобы много знать о православии, надо многому учиться. Чтобы многое чудесное свершилось, надо много потрудиться во славу Божью! А что это такое, а какой должен быть труд? Вот так и цепляются вопрос за вопросом и остаются многие без ответа.

Немного отойду от частного к общему. Да что тут страшного, подумаешь, ведь таких учеников в школе пруд пруди, неверующих, очень «продвинутых», несдержанных. Не все взрослые, даже преподаватели, будут удерживать внимание ученика, да и своё на такой мелочи, как Божий промысел, Божья воля, Божий дар и мн. др. Пожурить и пристыдить можно «распоясавшегося» ученика, но что из этого? Ребёнку надо пояснять, что любая добрая и злая мысль кем-то читаема (Богом или дьяволом), любой добрый или злой поступок кем-то контролируется, поэтому результат жизни может разительно отличаться у каждого с большим отрывом как в плохую сторону, так и в хорошую в дальнейшем. В школьном пространстве о таком  не принято говорить, обсуждать с учениками такие вещи. Даже, наоборот, родители, общественность, учителя пытаются внушить трудному ребёнку такие мысли: «Ты все сможешь, у тебя все получится, ты – кузнец своего счастья!»  Я скажу точно, что в мирском понимании человеку не всё подвластно. На самом деле без Божьей помощи и поддержки, многим ученикам не по силам освоить ряд дисциплин, научиться хорошо себя вести и дома, и в школе, быть просто спокойным и послушным ребёнком. Дело-то не в ребёнке, а в том духовном сопровождении, которое окружает ребёнка, и не даёт ему быть самим собой. Ну, только представьте, что часть детей прокляты кем-то из посторонних, кто-то готов продать свою душу дьяволу или уже продал, часть детей пребывает в царстве тьмы и полного заблуждения в реалиях жизни после просмотра ужастиков и всевозможных триллеров. Родители, бабушки, родственники никогда не молились за своих детей, внуков, правнуков.  Бьются учителя, родители, психологи, соцпедагоги, администрация, а ребёнок не может с собой ничего сам поделать: он не обучаем, он педагогически запущен, он не поддаётся никакому воспитанию. Вот уже освоили и новые технологии, и новые проблемные ситуации запустили и раскрутили, на полном ходу работают универсальные учебные действия, коммуникативные, личностные и компетентностные подходы задействованы, а не стало меньше трудных детей. Всё так же у проблемного ребёнка рука тянется к сотовому, так же сидит он вполоборота к учителю, так же громко выкрикивает что-то своё, и не действуют на него никакие рычаги и уловки новой школьной реформы: увлечь, зажечь, настроить, надоумить.

У ребёнка в это время «заморожена» душа. Проблема состоит в том, что ребёнок не может сам справиться со своими трудностями. Что такое хорошо и что такое плохо многие думают, что прописано только в стихотворении у С. Маршака. Вот как раз об этом всё и написано в православной литературе, в Библии, в катехизисе. Православный человек всю жизнь отсеивает плохое от хорошего с Божье помощью. Как говорили в старину: «Без Бога не до порога!»

Конец учебного года. Мой круг общения – это люди верующие, поэтому находим немного времени для чаепития и для беседы, за которой поднимаем такой тяжелый вопрос, начала группирования фашистских организаций на Украине. Ещё далеко до начала войны в 2014 году на Украине, какая шла активная подготовка вражьей силы. Телевидение показывало эти приготовления, да только кто всерьёз обращал внимание на эти группировки со свастикой на груди. Всем казалось, что «потусуются» эти группировки, да и распадутся. Все видели эти передачи, а разве был какой-то резонанс, какое-то осуждение, действие по ликвидации сомнительных организаций? Чем всё это закончилось? А ничем хорошим – войной! Сколько выплеснулось гнева, злобы на Россию, будто Россия объявила войну Украине? Как в одночасье все российское стало мерзким и как все западное стало родным, у соседей наших, у украинцев. Мы видим зло в его самом ужасном виде: убийство людей, потеря нравственности, разрушение всего и везде. Слезы, боль, ужас и безнадежность.

Меня посетила мысль, которой я и поделилась со своими единомышленниками. Быть злым и агрессивным легче, чем верующим и смиренным. Вооружиться молитвой и ждать положительного результата для многих это утопия. Вооружиться автоматом и пойти на умерщвление «непокорных» – результат почти мгновенный, а главное – обозримый! Как же можно сравнивать несравнимое? Как рассуждают неверующие люди: «Вот то, что я вижу, этим я руководствуюсь. Всё совершается на моих глазах. Всё, чего я не вижу, ко мне не имеет никакого отношения». Легко ведь уничтожать, убивать, преследовать, разрушать. А давайте теперь посмотрим на созидательную почву, какая она трудоемкая, длительная и почти не созерцаемая. Верующий человек в Бога, прикладывает уйму времени, сил, чтобы совершать подвиг за подвигом: постоянные посты, ежедневное вычитывание утренних и вечерних молитв, подготовка к исповеди, опять прочтение определенных молитв,  после причастия надо прослушать благодарственные молитвы, поступится домашними делами и посетить как можно чаще храм и выстоять там довольно длительную службу. Домашние проявляет недовольство, на работе сотрудники посматривают на тебя как на немного «свихнувшегося», кто-то постоянно подтрунивает, что, мол, много грехов у тебя, замаливаешь? Если ухватишься за идею, посетить святые места, то такие начнутся препятствия для тебя: лавиной сыплются на твою грешную голову проблемы и обязательства. Верить в Бога, а если еще и все правила соблюдать, то это многим не по силам даже взрослым, не говоря уже о школьниках. Если с малых лет ребенок не приучен к таким трудам, то взрослому человеку ломать себя, переделывать трудно или уже невозможно.  Как важно духовно воспитать юную душу, дать то важное и главное, что человека делает человеком.

Звериный оскал, звериные отношения, звериные поступки всё больше и больше преподносятся детям, молодым людям, человечеству в целом бесовской пропагандой через кино, компьютерные игры, мультфильмы, через печать, через рекламную продукцию. Всё позволяй себе, запретов нет ни в чём и ни перед кем. Ты хочешь это, хочешь то, бери, пользуйся, только руку протяни до пульта управления, до Интернет-услуги, до любых сетей бесовских.

Однажды преподобный Антоний Великий духовным взором увидел все сети дьявола, раскинутые по земле. Вздохнул и сказал, что горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей? В ответ преподобный услышал голос свыше, что только смиренномудрый спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.

Все козни дьявола разрушаются смирением. Чем более мы с помощью Божией совершенствуемся в смирении, тем менее подвергаемся опасности быть обольщенными и погубленными коварными демонами. Демоны, будучи чрезвычайно наглыми и гордыми, приближаясь к смиренномудрому человеку, теряют всю свою злобную силу, и все их козни превращаются в ничто. Египетский подвижник авва Моисей говорил, что имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами.
Смирение — основа всех добродетелей. Кто в наше время имеет по-настоящему смиренный характер? Кто готов терпеть лишения во благо лучшего будущего или во благо своего друга, знакомого, родственника?

Предания Церкви хранят немало повествовании о великом значении смирения для духовной жизни человека. Вот одно из них.

В далекие времена христианка попала на необитаемый остров, где сорок лет провела в подвигах поста и молитвы, терпя различные лишения. Наконец к острову пристал корабль, и она вернулась на материк. Придя к одному из великих подвижников, женщина поведала ему про свои отшельнические подвиги. Внимательно выслушав ее, старец спросил, а может ли она принимать поношения от людей, как благовония? На что женщина ответила, что нет. По словам старца, эта несчастная женщина ничего не приобрела за все сорок лет своих подвигов.

Дьявол, нападая на нас через других людей, стремится возбудить в наших сердцах по отношению к ним гнев и вражду. Во время подобных искушений нам необходимо проявлять особую любовь к человеку, притесняющему нас, и смирением перед ним побеждать дьявола. Конечно, это относится к нашей личной жизни. Зло, которое сознательно стремится уничтожить общественные устои, стереть с лица земли целые народы или погубить хотя бы одного человека, должно пресекаться самыми жесткими методами.

Со мной работает коллега, но намного моложе меня, имеет четверых детей, верующую маму, которая молится за всех детей и внуков, только  моя сослуживица не желает посещать храм даже в воскресный день. Как я её только ни уговариваю, воз и ныне там. Чтобы я отвязалась, она заходит с младшим сыном иногда в храм, чтобы подвести ребёнка к чаше для причастия, пару поклонов сделать и уйти опять на полгода за пределы храма. Нет, она не против того, чтобы бывать в храме, молиться со всеми, но от домашней работы ей практически не отвязаться: за всеми убрать, все перечистить, перемыть, есть приготовить. В доме муж и мальчики, поэтому почти вся домашняя работа на ней. Она настоящая раба уюта, чистоты, комфорта, сытного стола и благополучия в доме. Дети болеют, муж и сама сильно болеющая, да на молитвы и храм нет ни сил, ни времени. Прошу Леночку, уговариваю, чтобы все бросила на пару часов, да в храм на молитву. С Богом поговорить, помощи попросить, разума набраться, заручиться Божьей поддержкой.

Дано было ей видение, которое произошло наяву. Уехала она в другой город на сессию (она заочно учиться в институте) и поселилась одна  в четырехкомнатной квартире у какой-то старушки. Ночь. В комнате темно. Лежит на диване, вдруг, видит лужа воды на полу: и откуда бы ей там взяться? Любопытствуя, склонилась над диваном, чтобы лучше посмотреть на разлитую воду. Внезапно из лужи появились две костлявые руки, схватили её за ворот  ночной сорочки, стали тащить на пол, вот-вот перевалится ее тело и рухнет в лужу, но, призвав Бога на помощь, освободилась от  бесовского наваждения. Едва оторвавшись от зловещих рук, она завалилась на спинку дивана, нащупала сотовый телефон под подушкой, время показывало 3 часа ночи, дотянулась до выключателя и зажгла свет. На полу ничего не было. Был только ужас в душе, трясущиеся руки и сильно бьющееся сердце. До утра эта женщина не спала. Утром обнаружились красные кровяные полоски на шее, где эти руки тянули ее к себе. Позвонила маме в другой город с просьбой помочь ей, помолиться за нее. Поход в церковь, окропление святой водой чужой квартиры, и, не окончив учебу, возвращение домой. Это происшествие оставило в ее душе неизгладимое потрясение.

Как беспечны люди, когда доверяют свои души нечистой силе. Время-то не дикое, церкви открыты, сколько духовной литературы имеется в продаже. Есть возможность спасаться самим и спасать детей, родных и дорогих нам людей. Что же это за барьер такой между Богом и людьми?! Скажете слабое просвещение? Может отчасти да, маловато пропагандируется православная культура, но не совсем же она недоступна. Вопросов много. А вот и ответы! Подвигов мало во имя Божьего слова, во имя славы Божьей, во имя любви к Богу. Как обычно рассуждают невоцерквленные православные люди. Бог же сам все видит, кому какая помощь нужна, так должен сам по себе во всем помогать людям по мере появления трудностей у них. Бог для многих воспринимается как золотая рыбка на посылках, как раб, данный нам в услужение, как нейтрализатор наших бед и несчастий. Да, таковым Он часто и является, но только за наши труды и подвиги перед Богом. Что-то дается нам авансом, но до поры, до времени. Во всем надо потрудиться человеку, чтобы снискать особое расположение Бога к нему: прославить Бога, поблагодарить за щедрость и милость Божью, усердно побеседовать с Богом в продолжительной и сердечной молитве. Горделивость не дает человеку мудрости не превозноситься перед Богом, а все-таки нам надо быть «скромными послушниками», «трудниками» и «молитвенниками». Первостепенным трудом для святых угодников была продолжительная молитва у икон, у мощей, у креста. Только потом был труд в поле, на стройке, в лесу, у станка. После молитвенных трудов, совершался физический труд и тот сопровождался молитвой с благодарением Бога за все! Обращение к Богу - это не только замаливание  грехов (по мнению многих), а в первую очередь это жизнь с Богом, жизнь одной семьей, одним духовным миром!

Надо хорошо понимать, что без нашего усердия, нашей воли и желания, никто не может сделать нас поистине православными людьми. Хотя не скрою, что каждому нужна помощь и поддержка в просвещении и в укреплении православной веры. Врагов хватает, чтобы увести человека от Бога, ограничить его волю и общение с Ним! С другой стороны, каждый может быть просветителем для других, если будет считаться сыном Божьим.

Православное образование практически отсутствует в мирском понимании. Мир стремится подмять человека под своё «хочешь – бери», «всё в этой жизни можно», «ни в чём себя не ограничивай», «будь решительным»!

Может показаться, что курсы для преподавателей по предмету ОРКСЭ ведут просветительскую работу в сфере православного воспитания, то это далеко не так. На курсах проводится обзорный калейдоскоп знаний по предмету, а точнее по разделам учебников. Ведётся разъяснение по таким направлениям: как составить план, программу, различные таблицы, схемы, модуляции. Много говорится о толерантности, о терпимости и т.д. Сам модуль по православной культуре не требует от учителя и от ученика точного подтверждения существования Бога, Божьего суда, Божьего промысла. Даже, наоборот, мол, есть такие люди, которых называют верующими, но это их выбор. Они захотели называться православными, их крестили, но даже если и не захотели, но их крестили, то и те теперь православные христиане. Агитация к православному вероисповеданию запрещена в школьном пространстве, поэтому во всём сдержанная информации. Ребёнок не знает, насколько правдоподобна информация в учебнике, потому что я как учитель не могу сказать, что верующий человек спасается и в этой жизни, и в загробной, поэтому православным человеком необходимо быть всем, причём без лишних рассуждений! Проблема в православном образовании населения, однозначно, существует. Те же ученики после года обучения в школе ОРКСЭ (православного модуля), нуждаются в продолжение православного обучения. Кроме церкви никто не берёт на себя ответственность в просветительской деятельности населения.  Опять же, если человек придёт в храм, то из проповеди священника он что-то услышит и узнает, а если не придёт… Может, конечно, помочь Интернет, но будет ли человек самостоятельно что-то выискивать о православии, ему скорее даже в голову не приходит такая мысль искать подобную информацию, что-то там узнавать.

Есть ли ещё какой-то источник просвещения? Есть – это книги. Читать может каждый грамотный человек. Духовной и просветительской литературы в наше время достаточно! Чтобы убедиться в Божьем промысле, расскажу о себе. Очень хотелось мне прочитать книгу о каком-нибудь православном подвижнике или старце. Так захотела, что не могу вам передать, а где же мне взять такую книгу. Живу в поселке, книг под заказ никто не продаёт и не предлагает, времена были ещё 90-е. Про Интернет только слыхали, но не видали. Иду в храм на воскресную службу, вот уже заканчивается Литургия, я стою у выхода. Вдруг слышу, одна прихожанка громко предлагает своей знакомой книгу о православной подвижнице монахине Марии. Та, почему-то никак не реагирует на прочтение интересной литературы, зато я поняла: эту книгу принесли мне. Вот такой Божий промысел! Просите и дано вам будет. Так я и приобрела на три дня чудеснейшую книгу! Прочитала её залпом, текст помну до сих пор. Подвиги совершала женщина непосильные, а сколько было смирения и мудрости, сколько помощи оказывала людям – не счесть! Когда-то в миру была учителем русского языка и литературы.

Кто стремиться обогатить багаж своих знаний, тот обогатит. Найдет и литературу подходящую, и собеседника милого, и дорогу в храм. Почему так происходит, да потому что его Бог ведет. Чтобы Бог вел, надо быть верующим, смиренным  и терпеливым. Несколько лет назад я занималась оформлением паспорта сыну. Ему исполнилось 20 лет, и требовалась замена паспорта. Может это просто делается, когда человек проживает в России, но наш случай был другим. Сын учился в Белоруссии, проживал в Украине, а гражданство имел российское. Столько документов запросили с нас, пока они приходили по запросу, сыну пора было уже выезжать на учёбу, а конца и края не было видно в получении нового паспорта. Местная служба УФМС просто нас затравила. Периодически приглашали на беседы, снова и снова ксерокопировались документы, просто шёл агрессивный «прессинг», доводивший меня до слёз. Я была вынуждена ехать в район, хотя меня предупредили, что это бесполезно. Прочитала все молитвы, что знала, выехала в Тарко-Сале, и вот я в районной службе у начальника паспортного стола. Начальник этот ничего не решает, а отправляет к окну выдачи паспортов. Я понимаю, что иду не туда, мне там нечего делать, мне надо не готовый паспорт получить и не подать заявление на новый паспорт, а как-то продвинуть застрявшее дело. Иду смиренно, уговариваю себя, что для чего-то это мне нужно. Естественно в окошечке мне советуют вернуться к начальнику, и я так же смиренно возвращаюсь в кабинет начальника паспортного стола. Прямо передо мной заходит начальник миграционной службы, протягивает руку к моим документам и за две минуты решает положительно мой вопрос. По возвращении в Ханымей, я получаю положительный результат на своё ходатайство, и через пару дней мой сын получает паспорт.

Рядовое чудо, которое происходит ежедневно тысячами, но мы думаем, что нам повезло или это были удачные стечения обстоятельств. Нет! Я просила Бога и святых угодников помочь мне, они помогли. Богу надо было для свершения дела немного времени, поэтому я прошлась по коридорам УФМС. В это время освободился нужный мне человек и специально для решения моего вопроса вошел в кабинет начальника паспортного стола. За свое смирение я получила награду – быстро и качественно решился мой вопрос. Слава тебе, Господи!

 О чём хочется сказать в заключение доклада. Мир духовный для многих учеников и даже взрослых может быть новым, мало изученным, непостижимым. Если есть желание его постичь, познать – это возможно! Бог поможет и все «состыкуется» наилучшим образом. Почему я говорю об этом с такой уверенностью? Да потому, что мир так устроен. Никакой атеизм не смог разрушить православную веру. Ни какие ссылки священников, не разрушения храмов, не уничтожение литературы, не смогли сгубить столб православия. Всё возродилось, всё ожило с новой силой, с новой  мощью. Мир новый – мир духовный появился из хорошо забытого старого православного бытия. Кто-то с духовным миром еще не знаком, кто-то только воцерковляется, а кто-то еще не готов воспринимать православные истины. Стоит только заглянуть в этот новый мир, проявить интерес к нему, попытаться изучить его и просвещение будет нам дано с Божьей помощью. Без нашего желания получить духовные знания невозможно. Православное образование в школе должно быть не второстепенным, а первостепенным в базисном плане. Есть выражение, что без Бога не до порога! А у нас кругом безверие, хотя во всех выражениях звучат фразы обожествленные: «Слава тебе, Господи!», «Иди себе с Богом!» «Хорошо, что Господь тебя надоумил!»,  «Оставайся с Богом!», «Побойся Бога!» «Бог тебе в помощь!», «Не гневи Бога!» и т.д. Разве мы можем убрать из речи эти словосочетания? Разве можно заменить эти выражения чем-то другим? Все-таки мы не можем отказаться от Бога, потому что все давно выверено, выстроено на общение человека с Богом.

 Все, что в наших силах, которые нам дает Бог, постараемся направить на духовное развитие детских душ. Господь велик во всем! Что нам не по силам, то по силам Богу! Сколько святых угодников послал людям Бог, начиная от апостолов и, заканчивая новомучениками Оптиной пустыни. Что это за люди, кто их такими сделал, как невозможное было возможным для святых отцов? Ответ прост. Чем ближе они были к Богу, тем сильнее и мудрее становились в глазах своих соотечественников. Ничто не смогло их сломить: ни тюрьмы, ни одиночество, ни убийства, ни казни, ни холод, ни голод! Святые отцы своим служением Богу прорвали временные завесы, своим жизненным опытом доказали существование Бога, доказали единственно верный путь – путь к правде, к любви, к вечной жизни с Богом! Современные люди не хотят совершать даже незначительных подвигов: постоять на службе, послушание выполнить для храма на добровольной основе, позаботиться о малоимущих. Это от лени или от малограмотности так происходит? Оба варианта верны. Вывод напрашивается сам по себе. Православное воспитание и образование необходимо нашему населению однозначно. Нет правдивых знаний у человека – нет света! Нужен людям «спасательный круг» в виде поучительных бесед из познавательных образов и примеров. Нужен диалог с духовником, а за ним исповедь и причастие. Нужен надежный «корабль» для души – чтение Библии, посещение храма, посты и молитвы. Кто может это предоставить! Кто проявит риск и возьмет на себя ведущую роль образовывать население православной культуре? Долго ли ещё блуждать людям нашей страны в потемках безверия и безбожия? Словно кто-то сверху дирижирует и подавляет волю людей, внушая, что стыдно быть православным, стыдно говорить о Боге, стыдно посещать церковь и т.п. Это лживое чувство стыда, довлеющее над людьми, придумано бесами. Как же еще можно остановить человека от неверных поступков, от неправильно выбранного пути. Стоит только человеку обратиться к Богу со словами: «Господи, дай мне силы, мудрости, отваги!» и человек получает всё. Просите, и дано вам будет!  Если мы всем миром будем просить Бога о нашем православном просвещении, о полезном духовном образовании и воспитании, то мы это получим, даже не сомневайтесь. Только и нам потрудиться надо будет! Бог нас вознаграждает по трудам нашим. Давайте вооружаться добрым словом, смелым поступком, своевременным наставлением и положительным примером, образовывать других и образовываться сами. Что будем делать мы, о чём будем говорить, как действовать… Во всём да поможет нам Бог!


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт