Л. А. Ускова, педагог- психолог, филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги,
Взаимодействие специалистов в рамках
психолого-педагогического консилиума
Педагогический консилиум считается одним из перспективных методов психопрофилактической работы, организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения. История педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю.К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса. До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.
Ни для кого не секрет, что к нам на обучение поступают обучающиеся, которые по каким-то определенным причинам не смогли в полном объеме реализовать свои способности, раскрыться, самореализоваться. На наш педагогический коллектив возлагается большая ответственность научить и помочь приобрести знания, получить навыки той или иной профессии, помочь адаптироваться в коллективе, а далее адаптироваться в трудовом коллективе.
Преследуя данную цель, была выдвинута идея проведения педагогических консилиумов на базе нашего образовательного учреждения. Основа специфики и методика проведения ничем не отличается от общепринятой. В рамках своей деятельности педагогический консилиум руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов обучающихся, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, положением о психолого- медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
Организационная форма проведения постоянно действующая, наш консилиум – это скоординированная, объединенная общими целями команда педагогов. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения как группы в целом, так и обучающихся. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с группой или отдельным обучающимся.
Консилиум проводится поэтапно:
- На первом этапе участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают обучающихся и групповые коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях, их ближайшем окружении. В ходе реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, проводится психологическое обследование. Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению.
- На втором этапе проводится сам консилиум, у каждого педагога имеется определенная информация об обучающихся, о группе в целом согласно направленности педагогической деятельности.
Социальный педагог:
- предоставляет информацию об обучающихся «группы риска»;
- выявляет причины отклонений в поведенииобучающихся;
- даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.
Классный руководитель:
- предоставляет педагогическую характеристику;
- показатели поведения и общения в учебных ситуациях;
- описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
- описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;
- индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
Заместитель директора по учено-методической работе:
- является организатором консилиума;
- проводит мониторинг успеваемости и посещаемости;
- знакомит участников консилиума с результатами мониторинга.
В своей статье я хочу акцентировать ваше внимание на деятельности педагога-психолога, поделиться своим опытом.
По моему мнению, педагог-психолог – одна из ключевых фигур в проведении консилиума. На педагога-психолога возлагается большая ответственность найти раскрыть и акцентировать внимание педагогов на сильные и слабые стороны личности, познавательные возможности и способности каждой личности и группы обучающихся в целом. Поэтому педагог-психолог должен обладать психологической компетентностью, иметь специальные профессиональные знания, умения, навыки, способности и т.д. Знать специфику контингента, возрастные особенности, психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Одна из основных задач психолога – как можно больше получить информации об обучающихся, используя при этом разнообразные методики: наблюдение, изучение, анализ письменных работ, изучение медицинских карт, диагностика. Подробно я хочу акцентировать внимание на подборе методик, диагностического материала. Мой подход в выборе методик основывался на том, чтобы не только максимально облегчить практическое применение, но одновременно сделать диагностический материал доступным, информативным, надежным, и главное выбранные методики должны соответствовать целям преследуемыми педагогом-психологом.
Я хочу поделиться своим многолетним опытом в подборе необходимого диагностического материала для психологического портрета коллектива в целом, так и индивидуально на каждого обучающегося. Это классические, адаптированные методики, которые прочно вошли в мой рабочий практический арсенал.
№ п/п |
Название шкалы |
Автор теста и его название |
групповые |
||
1. 1. |
измерение межличностных взаимоотношений в группе и царящей в ней психоло-гической атмосферы;
|
Методика «Социометрия» обработка Д. Морена |
2. |
Изучение стиля и структуры межличностных отношений. |
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лури |
индивидуальные |
||
3. 5. |
Личностные качества определения акцентуированного поведения. |
Тест Леонгорда-Шмишека «Акцентуация характера» |
4. |
Изучение индивидуальных особенностей личности |
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла |
5. |
Изучение мотивационно-волевой сферы |
Диагностика мотивационно-волевой сферы по Г.Н. Казанцевой |
Данные методики дают возможность познать и изучить широкий спектр характерологических черт личности, определить индивидуальные особенности, выявить некоторые причины различных видов дезадаптации, раскрыть потенциальные способности, раскрыть психологическую атмосферу в группах. Информационная ценность данных методик в том, что результаты диагностического обследования позволят выделить особенности, главные проблемы в обучении и воспитании обучающихся, выстроить дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Третий и основной этап, педагогический коллектив на основе полученных результатов разрабатывает рекомендации по работе с отдельными обучающимися и групповыми коллективами.В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения обучающихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.
Список литературы:
1. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго - М., АРКТИ, 1999. – 138с
2. Римская Р. Практическая психология или Как научиться понимать себя и других.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.-376с.
3. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения: Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000 г