Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Взгляд молодёжи на историческу...

Взгляд молодёжи на историческую судьбу Руси


Шпортун Н. В.
Учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
г. П. Красноселькуп

«Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Эриксон.

 

Актуальность темы.

Последние годы наше общество переживает  разрушения в сфере нравственного воспитания только сейчас мы стали искать идеал, национального героя. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности первую очередь в молодежной среде, снижением эффективной социализации детей и молодежи как семья и система образования, взгляда молодежи на историческое наследие страны. Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проводится  достаточно большое количество исследований по, проблемам в этой области. Принята вторая по счету Государственная программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.

Проделанная работа впечатляет. Однако ученые, общественные деятели культуры, ответственные политики, педагогическое сообщество отмечают, что негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном состоянии наших граждан и в первую очередь российской молодежи.

Следовательно, всестороннее изучение и формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в настоящее время актуальной научно-практической задачей. Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно молодежь - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она должна  возглавить основную часть нашего общества - занять место от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения на историческую судьбу России важно - ведь именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Введение

Современная молодежь… Какая она? Говорить о молодежи как об одной стороне общества достаточно сложно.  «Они не такие, как мы: выглядят и ведут себя по-другому, живут, мечтают, говорят и даже думают иначе…». Примерно так мы взрослые  говорим о молодежи, забывая, что когда-то сами были объектом подобных высказываний. И сегодня многие любят рассуждать о новом поколении: авторитетов для них нет, учиться на ошибках родителей не хотят, думают исключительно о себе. Но вряд ли общество в целом придерживается мнения, что вся современная молодежь – это любители пива, наркотиков и безделья. Есть и другие, которых можно назвать активной и значимой частью общества, которые стремятся к проявлению и отстаиванию своей гражданской позиции. Талантливая, более самостоятельная, независимая. Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию? Давайте на это посмотрим с взгляда молодежи на историческую судьбу России.

 

Активность и пассивность как гражданская позиция молодежи.

 Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересымолодогочеловека, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.

Активная гражданская позиция – это на протяжении всей жизнедеятельности человека приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется. Гражданская позиция изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.Прошедшие через реализуемые проекты, как правило, продолжают участвовать в мероприятиях и после окончания учебного заведения, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся болеетворческими и деятельными, занимают активную гражданскую позицию. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. В наше время ее наличие стало неким «брендом» для молодежи это возможность вступить в деловой мир, самореализоваться, получение всех составляющих успеха. Формирование самосознания начинается со школьной скамьи, при этом активную позицию может занимать и стремится творить добрые дела. В чем же тогда заключается  гражданственность? Как ее понимает молодежь? В ходе изучения выяснилось, что обучающихся нашей школы, этомолодые люди с разным уровнем знаний по обществознанию, праву, придя к выводу, что гражданскую позицию они имеют, но  сформулировать в чем она выражается, смогли далеко не все. По их мнению если ты гражданин своей страны ,значит имеешь гражданскую позицию, другая часть считает что они ответственны за свою судьбу  « Надо искать причину неудач в себе а не жаловаться и обвинять кого-то» прежде всего человек сам должен отвечать за свои поступки - такое мнение участников опроса. Немного ответов предполагали любовь к Родине, соблюдении законов. Становление молодых лидеров происходит через деятельность ученического самоуправления, детские молодежные объединения проявить все то, что молодежь вынашивала в себе, и называла гражданской позицией. Молодежь активно включается в политику, формируя гражданскую позицию.Порой молодому человеку трудно одному выйти с проблемой, которая волнует его. Для этого и создаются молодежные и детские общественные объединения и организации. Сегодня в России действует более четырёхсот тысяч таких объединений. В нашей школе  и в Красноселькупском районе девствуют молодежные объединения, которые проводят мероприятия для детей с ограниченными возможностями, активно участвуют в различных проектах,  молодежных форумах, они  инициаторы всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты. Начинать нужно с малого. Наивно думать, что ребенок, который без должного уважения относится к родителям, и равнодушен к школьным традициям, будет любить свою страну и хвататься за любое общественное поручение. Прежде всего, мы стараемся привить ребятам чувство гордости за свое учебное заведение – школу. И когда видишь, как дружно они поют гимн школы, который звучит у нас  налинейке, становится понятно, что многое нам уже удалось.

«Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».Активная гражданская позиция развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Сначала ты – представитель молодёжного движения, а затем – активный гражданин своей страны.

 

Ценностные ориентиры молодежи.

 

Чтобы решить данную проблему, мы обратились непосредственно к молодым людям. Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. В России сложилась такая ситуация: С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику[1]. Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах. И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.  «Молодежь – часть гражданского общества от рождения. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой. В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Ценностные ориентации формируются под влиянием ценностей, господствующих в обществе не предопределена ими жестко.Ценностные ориентации молодежи как самой активной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре. Семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности.С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы рекламируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры это протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. CMИ поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, таким образом, новыми течениями и стилями обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.Можно сделать некоторые выводы: о чем мечтает наше поколение, что для них важно, о чем они думают и каковы их ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое)

2. Наличие хороших и верных друзей

З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

1. Жизнерадостность и честность

2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

З. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов

4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим

5. Исполнительность (дисциплинированность)

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, в первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

 

Взгляд  молодежи на историческую судьбу России.

Какой будет наша страна в третьем тысячелетии: великой державой или страной третьего мира?Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится будущее страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков. Будущее России в руках тех, кто сейчас учится в ВУЗах, школах пока не теряя надежду на то, что их знания будут востребованы,но без правильного взгляда на историю это сделать невозможно. Так что же собой  представляют сегодняшняя молодежь – те, в чьих руках судьба поколения? Хочется отметить, что культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как распался Советский Союз. Мы должны  проанализировать эти качественные изменения и сделать вывод о том, как изменился взгляд на историю России, и как эти изменения могут повлиять на судьбу поколения.

1153 года от того события, начинается государственнаяистория Руси.Будущих Тверских владениях, на среднем течении Днепра, в стороне от южных степей, открытых вторжению кочевых народов, русское племя построило себе крепкие города Киев, Чернигов, Переяславль.Русь развила свою способность к государственной жизни. Оттуда, посредством своих дружин, она постоянно распространяла свою объединительную деятельность, собирая Русь воедино. Объединение совершилось под предводительством рода из племени полян или рось.* Огромную роль в обретении Русью государственности сыграло христианство. Церковь принесла с собой грамотность и развитие книжной словесности, сделала доступными высшие духовные интересы.   История Российской государственности имеет свои особенности: Киевская Русь (Древнерусское государство), Великое княжество Владимирское, Княжество Московское, Русское Царство, Российская империя, Российская Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, СССР, и, наконец, Российская Федерация, ставшая преемницей государственности русского народа. Проблема гражданственности и патриотизма непросто слова это исторический путь вместе с государством. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности страны.Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Поэтому здесь очень важно понимать какой путь прошло твое государство и твой народ.

Преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, гордость за принадлежность великому народу, почитание национальных святынь и символов всегда считались основополагающими добродетелями в российском обществе. Эти качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявлялась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины. К сожалению, современные реалии таковы, что такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории становятся не престижными. И это не вина школы, а, видимо, состояние всего современного общества. А когда в обществе ослабевает патриотизм, становится слабым государство.

 Известно, что наше государство считает приоритетныминаправлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.

   В нашей школе в этом направлении делается очень многое: ведется большая внеклассная работа преподавателями, функционирует система дополнительного образования, проводятся обще школьные мероприятия, а также экскурсии и встречи с интересными людьми.Однако, мне кажется, что несмотря на огромную работу, которую проводит  школа, существует масса проблем. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Необходимы новые формы работы, которые заинтересуют ребят, а главное – помогут взглянуть на прошлое своей страны с уважением и гордостью, почувствовать себя гражданином великой родины – России.

   Чтобы решить эту проблему в школе, я решила рассмотреть состояние патриотического сознания и поведения молодежи в масштабах нашего учебного заведения.Я решила выявить наклонности, жизненные приоритеты учеников.Это поможет в поисках тех форм работы, которые заинтересуют молодежь. Есть такое высказывание: «Какие дети – такое и будущее». Я понимаю его так: на нас возложена ответственность за судьбу и будущее нашей Родины, за сохранение и развитие нашей страны, жизнь последующих поколений, т.е. за сохранение нации. Поэтому необходимы конкретные дела со стороны тех, кто понимает серьезность сложившейся в обществе обстановки и готов работать в направлении активизации патриотического воспитания молодежи. В школе стало традицией проводитьклассные часы на параллели посвященные историческим событиям нашей страны. Целью было узнать, как современная молодежь оценивает значимость завоеваний прошлых поколений. Результаты проведенного анкетирования и порадовали и огорчили меня.На вопрос: что значит «быть патриотом» не ответил один человек. Значит, ребята знают определение слова «патриот», имеют понятие о патриотизме.

 На вопрос: можно ли современному человеку обойтись без патриотизма, нашлись такие ребята, которые ответили «да». Очевидно, они не подумали над тем, что патриотизм заключается в любви к своим близким, к друзьям, к школе, к деревне своей, к природе, к стране – и без этого не обойтись.

 Можешь ли ты назвать героев, которыми сейчас гордится страна?

Этот вопрос многих ребят поставил в тупик. Называли героев  определенного исторического периода, но и смешали с современными киноактерами,зарубежными певцами,спортсменами. Оказывается, ребята не видят образцов для подражания! На вопрос, какие фильмы ты любишь смотреть, я услышала: боевики, фантастику, приключения, ужасы. Два человека ответили: «Все подряд». Четыре человека ранее и 6 позже сказали, что любят фильмы исторические и о войне, в том числе.Есть ли в вашем доме книги? Все обучающиеся ответили, что книги дома читают но мало.Что, на сегодняшний день, ты считаешь наиболее важным для себя?Подавляющее большинство ответило: успех, семья,карьера.Печально, но почти никто не ответил: мир, любовь, добро и т. д. Были однозначные ответы о спорте, армии. И последний вопрос опять озадачил меня. Считаешь ли ты себя патриотом? 60 % опрашиваемых ответили утвердительно, а 40 % категорически заявили - нет. Но были и обратные высказывания: «Россия для русских,  не нужны нам беженцы и иностранцы». В этих фразах прослеживается зачатки национализма. Что из этого следует?...Молодежь много слышат о патриотизме, знают, что это такое. Это заслуга школы, и преподавателей. Но ребята не смотрят фильмов патриотического содержания, не читают книг на эту тему без настояния учителей, едва ли слышат о патриотизме в семье, думают прежде всего о личном благополучии и удовольствиях и, при этом, не все считают себя патриотами. Почему так происходит? Что делать?Лозунги, которые никого не «зажигают», дежурные фразы, которые всем надоели и ничего не дают ни уму, ни сердцу. Нужно искать положительные примеры для подражания, говорить о них детям. Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время находится не на самом высоком уровне. В этом наша общая вина. В школе, конечно, много мероприятий, но не всем это интересно. Средства массовой информации, видимо, считают эту тему непопулярной.

 Наряду с приличной теле. и радиопродукцией ребят буквально захлестывает волна низкопробной, вреднойинформации, которую порой невозможно контролировать. Иногда взрослые не знают, что за передачи смотрит по телевизору их ребенок. Разве можно говорить о полноценном воспитании .  

 Наверное, такая «продукция» хорошо оплачивается, только непонятно, как и чем будет впоследствии расплачиваться за такое идеологическое воспитание

будущее поколение. Можно  сделать выводы:

 1.Нужен серьезный, конструктивный подход в решении проблемы патриотического воспитания молодежи.

 2. Показ презентаций на еженедельных школьных линейках на патриотические темы, приуроченные к важным для страны датам.

3. Оформление фотовыставок работ учащихся на темы «Малая моя родина» и др.

4. Воспроизведение сцен из истории России силами учащихся. Это будет прекрасным дополнением к некоторым праздникам.

5. Создание видеороликов на патриотические темы. Это новое увлечение ребят можно использовать в целях патриотического воспитания.

   В то же время большинство привлекательных для молодежи событий связано с положительно окрашенными переживаниями (празднование победы, достижения в науке и освоение космоса, эстетика имперского периода истории России и т.д.). Однако определенная часть респондентов ориентирована на участие в наиболее неоднозначных и чаще негативно трактуемых событиях (революция 1917 года, гражданская война, продажа Аляски и т.д.) Таким образом, отмечается высокая степень неоднородности выбора событий, притягательных для личного участия.

Обратимся к анализу представлений молодых россиян о личностях, сыгравших ключевую роль в истории России.Наиболее часто встречающиеся имена людей, сыгравших важную роль в истории России в представлениях молодых людей

Исторические личности

Абсолютные величины: Петр I-79%,В.И. Ульянов-Ленин-68%,И.В. Сталин-63%,Иван Грозный-44%, Екатерина Великая- 43%.

Как видно из приведенных данных наиболее часто молодые люди указывают тех, кто стоял во главе государства в период радикальных изменений социально-политического устройства страны и социокультурных условий жизни народа. Каждый из этих деятелей характеризуется стремлением к единоличной власти, но в то же время желанием вывести Россию на другую, принципиально новую, позицию страны в мире. Во времена правления этих политиков, в  российском обществе менялись общественно значимые ценности, укреплялась территориальная целостность страны, расширялись ее границы. Такие периоды можно назвать «временами великих потрясений» для российского общества, когда особенно остро вставали вопросы выбора гражданской и личностной позиции, принятия или отвержения нового порядка. Возможно, что с именами этих лидеров страны молодые связывают основные вехи в истории России, определившие ее современное состояние и национальный характер.Молодые россияне наиболее часто указывают события, связанные с Отечественными войнами, что может свидетельствовать о желании пережить единение с российским народом в одни из самых тяжелых, но в то же время и героических моментов его истории. Возможно, это говорит и о психологической готовности к самопожертвованию и проявлению патриотизма и мужества ради сохранения безопасности и благополучия своей страны. Можно сказать, что современные молодые люди хорошо ориентируются в широком историческом диапазоне, придают значимость различным аспектам истории своей страны (и в области научных и культурных достижений, и в области политического и социального устройства общества Таким образом, молодые люди видят возможности влияния на судьбу своей страны не только в достижении лидирующих позиций во властных структурах, но и в достижении высокого уровня профессионализма как условия приобретения определенного социального статуса, позволяющего открыто выражать свою гражданскую позицию, привлекая внимание к ней более широкого круга россиян.4 апреля в Федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации прошёл заключительный этап круглого стола на тему: «Взгляды современной молодёжи на исторические события и итоги Второй мировой войны». Основная цель проекта заключалась в оценке исторических событий и уроков Второй мировой войны представителями молодого поколения в современных условиях идеологического пересмотра её итогов. По завершению проекта его участники поделились своими впечатлениями.

Стародубцева Софья, ученица 8-Б класса МАОУ Гимназия №3.

«Выражаю благодарность и признательность организаторам круглого стола «Взгляды современной молодёжи на исторические события и итоги Второй мировой войны».  И хотелось бы оставить свои комментарии и пожелания. У этого мероприятия, безусловно, есть свои плюсы. Благодаря участию в нём, я не только узнала много нового о событиях Великой Отечественной войны, но и впервые задумалась о цене и значении победы СССР и его союзников, о том, от чего зависят оценки исторических событий. Главный урок, который я вынесла для себя, что от каждого из нас, а следовательно и от меня, моих ровесников, зависит сохранение объективных оценок результатов войны. Теперь я твёрдо уверена, чем больше людей будут знать историю, тем меньше возможностей у фальсификаторов её переписать.»

Шабабян Ашот, ученик 11-Б класса, МАОУ Гимназия №3.

«Для меня значимым оказалось участие в круглом столе «Взгляды современной молодежи на исторические события и итоги Второй мировой войны».  Было интересно услышать мнение об итогах Второй мировой войны людей разных поколений, образа жизни, профессий. Думаю, вполне естественно, что граждане государства, внесшего самый значимый вклад в разгром фашизма едины в своём уважении к памяти предков, в гордости за свою историю, в неприятии попыток её фальсификации. Хотелось бы, чтобы такая форма проведения общественного обсуждения насущных проблем стала традиционной в нашем городе. Но, думаю, работу круглого стола можно сделать продуктивней. В целом, мне очень понравился сам проект, так как на нём каждый имел возможность вступить в дискуссию и выразить своё мнение.»

Политова Ирина, председатель Молодёжного совета при главе городского округа Балашиха.

«Прошедший круглый стол «Взгляды современной молодёжи на исторические события и итоги Второй Мировой войны» по формату проведения был назван форумом. Отрадно, что на нём собралось большое количество школьников и студентов с активной жизненной и гражданской позициями. На мероприятие было приглашено много интересных людей. К сожалению, его регламент не дал возможности более детально обсудить конкретные темы. Считаю, что подобные форумы должны проходить на постоянной основе, а не только в преддверии празднования Дня Победы ведь в последнее время молодое поколение всё больше времени проводит в сети Интернет, где активно ведётся пропаганда западного видения хода и итогов Второй Мировой войны. На мой взгляд, проведение подобных форумов является одним из действенных механизмов патриотического воспитания молодёжи»

Для определения эмоционального отношения к историческим личностям мы предложили молодым людям назвать тех людей, которые сыграли позитивную и негативную роль в истории России.

Основные политические решения и Петра I, и Екатерины II, и Александра II были связаны с реформированием российского общества во многих направлениях (крестьянские реформы, реформы образования, военные реформы и т.д.). С их именами связаны успешные военные компании, результатом которых становится расширение границ российского государства, укрепление связей с европейскими государствами, определенные шаги по интеграции России в мировое пространство. Интересно, что и действия В.В. Путина вызывают сходную положительную оценку. Возможно, молодые люди воспринимают его политическую позицию также как направленную и на возвращение прежнего (возможно, понимаемого как имперского) статуса России в мире, и на ее интеграцию в мировое сообщество, что импонирует ориентациям современной молодежи..

Среди негативно оцениваемых исторических личностей мы снова находим, прежде всего, представителей советского периода истории России. Имена Ленина и Сталина для молодых людей могут символизировать отрицательную сторону российской истории, связанную как с принятием идей коммунизма и революционного террора, так и с конфронтацией как внутри российского общества, так и России (а впоследствии и СССР) с остальным миром, прежде всего, западными странами. С одной стороны, советский период истории вызывает у них негативную оценку, о чем свидетельствуют и негативная оценка правителей страны в этот период, и выбор негативно оцениваемых событий, проанализированный выше. С другой стороны, демократические изменения, требующие от каждого гражданина страны более ответственной личностной позиции, также отвергаются в пользу предпочтения более авторитарного стиля руководства страной.

Негативно оцениваются и военные компании в период российской империи (напр. русско-японская война) и в советский и постсоветский период (напр. русско-финская война, войны в Афганистане, Чечне, военный конфликт с Грузией), связанные скорее не с защитой территорий, а определенными конфликтами интересов России и других стран или внутренних территорий в постсоветский период. В то же время негативная роль в истории России отводится политическим деятелям, а не правителям страны. Молодые люди, придерживающиеся такого взгляда на историю России, часто затрудняются определить в ней события, повлиявшие на их жизнь и жизнь их семьи, или отмечают вли


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт