Шаймиева Мария Робертовна
Учащаяся научного общества учащихся
«Эврика» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Взгляд молодежи на историческую судьбу России, или Зачем современной России православие
Наличие у русской культуры своей собственной периодизации, не покрываемой общезападной, связано вовсе не с какой-то нашей национальной самобытностью и уникальностью Руси. В свое время Русь успешно вошла в одну из общностей и успешно развивалась в ее составе. Таким вхождением стало крещение Руси в 988-989 гг.
Н. Бердяев в одной из своих статей говорил: «Россия во всем своем своеобразии и величии держится не национальной скрепой, не русским национальным самоопределением, а византийским православием и самодержавием… Эти начала организовали Россию в великий и своеобразный мир - мир Востока, противоположный Западу». Согласно современному философу Георгию Флоровскому, история русской культуры начинается с крещения Руси Владимиром.
В середине 90-х годов прошлого XX века стремление к религии после долгого ее запрета преобразовалось в тягу к православию, в чем сыграла свою роль активная позиция Русской православной церкви.
Однако, в ходе изучения статей и публикаций по православию, мы сегодня сталкиваемся с тем постулатом, чтов современной российской религиозности доминируют внешние черты – ношение креста, нерегулярное посещение богослужений, в то время как знакомство с вероучением, основными положениями православной веры по-прежнему находится на низком уровне.Количество россиян, называющих себя православными верующими, сегодня достигает 70%, однако эта цифра сама по себе еще не говорит о реальном религиозном возрождении в стране. Исследовательская работа «Зачем современной России православие?» направлена на то, чтобы определить место православия в современной России, понять, кто сегодня себя называет «православным человеком».
Автором доклада была выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Зачем современной России православие?» Цель исследования: определить значение православия для современной России для современного гражданина страны.
В ходе работы были изучены материалы различных Интернет-сайтов, краткое содержание которых изложено в таких главах работы:«Существование двух вер – язычества и христианства», «Православие в России», «Известные люди о Православии и его значении для России», «Образ православного верующего в современной России», «Эволюция православности», «Саморегуляция в христианстве»,«Быть православным подростком?!».
Говоря о переплетении двух вер, хочется отметить, что многие основы язычества и сегодня откладывают свой отпечаток на современного человека. Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Однако важнейшие представления славянского язычества, такие как:
чудесное обустройство мира необыкновенными существами - богами;
божественное присутствие в природе;
человеческая судьба и общественные дела
и сегодня в XXI веке обсуждаемы многими людьми, но истолковываются они исходя из мировоззрения, воспитания, религиозной принадлежности каждого отдельного человека.
А на таких представлениях язычества, как постоянное сверхъестественное движение форм жизни - в потусторонний мир и обратно строится множество телепрограмм и передач таких каналов как ТНТ, РЕН ТВ типа «Потусторонний мир», «Эволюция миров» и др.
В современной России много религиозных конфессий, много религиозных сект и вероучений. При этом согласно данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. И это не удивительно. Если прочитать слова известных людей о Православии, то можно подумать, что они сказаны сегодня: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер... Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением» (А. Пушкин).
Константин Ушинский:"Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели... Православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения".
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова:"В России Православие – это сила, которая веками формировала наше самосознание, без которой немыслима русская культура. Университет даёт человеку знания, знакомит его с тысячелетними научными и культурными традициями, воспитывает в нём личность. Но не может быть гармоничной личности без внутреннего духовного стержня…».
В ходе исследовательской работы автора заинтересовали комментарии главы социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Тарусина: «Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %.... Таким образом, около 60% православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенскойводы взять…».
В исследовании были сопоставлены данные Интернет-энциклопедий, православных сайтов и информации социологических опросов ВЦИОМ, а также данные ленты новостей по вопросу исследования. Информация очень противоречивая. Вот пример: согласно И. Дубину, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идет, однако, из среды молодежи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям. Но если прочитать доклад «Образ православного верующего в современной России», который был сделан 8 июня 2013года в Московском Центре Карнеги, то можно выделить цитату Сергея Филатова. Он сказал, что основная масса населения живет в религии, как в идеологии, но происходят большие изменения в различных группах общества. В православном сообществе возникают солидные группы, которым безразлична политика, им интересна сама по себе вера, социальное служение, гражданская работа и т.д. И хотя сейчас эти группы трудно зафиксировать во всероссийских опросах, но пройдет несколько лет, и процесс формирования самых разных групп православных будет заметен.
С полной уверенностью можно сказать одно: те люди, которые верят в Бога, называют себя «верующими», а затем уже «православными верующими», стремятся строить свою жизнь на идеях и традициях православия, это - Заповеди Божьи; идеи патриотического долга; идеи святости семьи; идеи духовного служения и стремления к истине ("правде-матушке"); идея сострадания, милосердия; идея богослужения и др.
При всем этом хочу отметить, что быть православным в полном понимании этого слова очень сложно, а быть православным для современного подростка – значит идти против моды своей светской компании. А чтобы быть молодежью на приходе, нужно идти против приходских суеверий. В одном случае господствующее течение антиправославное, в другом – антимолодежное.
У нас на приходах в основном господствует психология бабушек. А ведь у каждого возраста свое переживание веры: свое переживание у младенцев, которые Боженьку целуют, свое переживание у детей, свое у подростков, у взрослых и стариков. Но поскольку в наших храмах больше людей, кому за 40, больше стариков, их переживание Православия оказывается «единственным нормативным», а потому – калечащим молодых людей. Детям и молодежи приходов храма в честь иконы «Неупиваемая чаша» и молебной комнаты «Покрова Богородицы» п. Пурпе и п. Пурпе-1 в этом смысле повезло, в наших приходах много молодых и занятия в Воскресной школе для детей и взрослых помогают осознать истины Русского Православия и его особенности.
В этой связи для меня, автора исследовательской работы, особенно ощутимо различие между евангельским началом христианства и, скажем так, исторически сложившимся образом православной жизни. Евангельская символика помещает святыню в грязь, надеясь на то, что грязь освятится, а не боясь того, что святыня осквернится. Царство Божие уподобляется дрожжам, бросаемым в тесто, зерну, брошенному в землю, кладу, зарытому в поле. То есть нечто святое, чистое, хорошее, бросается в негожее место, втаптывается в грязь. Но зато эта грязь преображается.
Христос пришел в мир, о котором заранее знал, что большинство в нем будет радоваться Его распятию, и лишь численно ничтожное меньшинство расслышит Его слова, которые можно переформулировать «Свет во тьме светит, значит, есть для всех возможность осветиться - освятиться». Сегодня можно сказать словами «Христос Воскрес! Воистину воскрес!»
В заключение доклада хочется отметить: православие - это образ жизни, жизни людей с Богом. Начинается она со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.
В конце доклада приведу мнение многих учеников –прихожан Воскресной школы п. Пурпе-1: «Православие - это образ жизни, жизни людей с Богом». Только верующий человек понимает, что жизнь людей начинается со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.
Наша вера, наше Православие есть несомненная реальность, единый образ жизни, по-особому выраженный на языке русской культуры. Мы с полным правом можем говорить о русском православном богословии, русской иконе, о русской духовной музыке и даже о русском типе святости.
Важной особенностью Православия является то, что оно как никакая другая религия стремится выразить себя через культуру отдельных народов и стран. Таким образом, православие в современной России стремится быть понятным и современным для каждого человека страны и в эту непростую историческую эпоху XXI века, в чем и есть его значение».
Заключение
Как мы видим из материала доклада, ответ на вопрос о значении православия в исторической судьбе Руси и значении православия для современной России нельзя представить в одном простом предложении. В резюме доклада можно выделить одну цитату из опроса православной молодежи п. Пурпе: «Православная вера и православная культура – это и душа, и сердце, и мировоззрение и мироощущение, это духовные корни нашей страны. Конечно любой человек, живущий в России, может воспитать в себе другое мировоззрение и мироощущение, но нельзя вырвав корни продолжать долго жить».
Используемая литература.
1. Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы // Издательство: Новое литературное обозрение. — М., 2006, стр. 235.
2. Тощенко Ж. Т. Государство как субъект теократии // «Социологические исследования», 2007. № 2. С. 3-14.
3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».