Головань Е. В.,
ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»
Развитие отечественной системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба, вызовы которых приходится решать в сложных, неординарных условиях.
«Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Стратегия), разработанная Министерством образования и науки [4], определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с основными положениями «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7] и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9] и строится на принципах защиты национальных интересов, суверенитета и независимого курса страны.
В Стратегии заявлены условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда, среди которых, в частности, осуществление дальнейшей переработки федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечение освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики, и развитие олимпиадного движения профессионального мастерства «WorldSkills Russia». Поступательное развитие движения «WorldSkills» становится своевременным обеспечением актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения. В российском направлении развития «WorldSkills» были проведены 4 Финала Национального чемпионата, 2 Национальных чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности Hi-Tech, 149 региональных чемпионатов, 6 полуфиналов 2015 года, 6 полуфиналов и 2 межрегиональных чемпионата 2016 года.
Финал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016 – одно из самых масштабных в России соревнований профессионального мастерства по стандартам WorldSkills International, проходившее с 23 по 27 мая в г. Красногорске. В чемпионате приняли участие молодые представители рабочих специальностей 18 – 22 лет и юниоры в возрасте 10 – 17 лет. Конкурсанты, заявленные для участия в Финале Национального Чемпионата, прошли все отборочные этапы и представили Топ-10 образовательных организаций Москвы, Московской, Свердловской, Челябинской областей и Республики Татарстан. Наибольшее количество медалей чемпионата завоевали ГАПОУ города Москвы «Колледж предпринимательства № 11», ЧОУ ВО «Русско-Британский Институт Управления» (г. Челябинск) и ГБОУ СПО города Москвы «Колледж архитектуры и строительства № 7». Фактически это Топ-3 образовательных организаций профессионального образования по итогам Финала Национального Чемпионата 2016.
Стратегической целью деятельности ГАПОУ города Москвы «Колледж предпринимательства № 11» [2] является повышение конкурентоспособности как субъекта социально-экономической сферы города, ориентированного на разработку, согласование и тиражирование современных норм качества труда, а также развитие человеческого потенциала. В структуру колледжа входят 12 отделений и центров, библиотека, представленная 60 тысячами единиц изданий, 2 читальных зала. В 2014 году колледж получил Грант Мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей среды.
В библиотеке Русско-Британского Института Управления, располагающей двумя читальными залами, прекрасно укомплектованной основной и учебной литературой, содержится более 130 наименований специализированных периодических изданий, дающих возможность преподавателям и студентам следить за последними тенденциями в профессиональной сфере. Электронный каталог, функционирующий в локальной сети, повышает оперативность поисковых запросов.
Центр информационных технологий занимает площадь 7 аудиторий, оборудованных современными компьютерами и мультимедийными проекторами. Институт имеет 3 специализированных класса графических станций, Internet-центр, бесплатный Wi-Fi, доступ к которому есть и в библиотеке [10].
Как следствие, достижению высоких образовательных результатов в WS способствует развитая материально-техническая база колледжей-победителей.
В 2015 г. Ямало-Ненецкий автономный округ принял ассоциированное членство в международном движении «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, способствовавшее дальнейшему развитию системы профессионального образования и повышению профессиональной квалификации педагогических кадров.
13 экспертов и 9 тренеров WorldSkills Russia из числа педагогических работников СПО, в. ч. пять мастеров-экспертов ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж», прошли обучение в Государственном институте новых форм обучения (г. Москва), все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в образовательных организациях региона, были модернизированы в соответствии со стандартами WSI [6].
Базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в 2016 году был определен Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», организовавший обучение по профессиям автомеханик, электромонтажник, токарь, техник-конструктор, повар-кондитер, мехатроник, сварщик, фрезеровщик, сетевой и системный администратор, специалист по холодильно-вентиляционной технике.
Практико-ориентированной подготовке специалистов по рабочим профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, требующим среднего профессионального образования [5], будет способствовать «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (далее – Стандарт), подготовленный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [1].
Стандарт учитывает результаты реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», результаты развития движения WorldSkills в России, лучшие практики кадрового обеспечения субъектов Российской Федерации и предназначен для применения в качестве руководства для реализации проектов по внедрению модели кадрового обеспечения промышленного роста в регионе.
Стандарт актуально коррелируется в соответствии с приоритетными задачами в экономике и социальной политике, определенными в «Послании Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года», – о масштабной системной программе «развития экономики нового технологического поколения»: «Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего.
Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов» [8].
Внедрение Стандарта обеспечивается личной заинтересованностью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – Губернатора – и соответствующим контролем работ по внедрению Стандарта и мониторингу исполнения его требований. С этой целью создается коллегиальный орган – Координационный совет (далее – Совет) из числа руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководителей ключевых предприятий и бизнес-структур, представителя регионального Совета Союза «Ворлдскиллс Россия» и руководителя регионального координационного центра «Ворлдскиллс Россия», руководителей ключевых профессиональных организаций среднего профессионального образования и высшего образования.
Совет обязан выполнять функции по организации разработки и последующего утверждения региональной стратегии кадрового обеспечения, программ, концепций, стратегий, направленных на развитие кадрового потенциала субъекта Российской Федерации; подготовки предложений по распределению финансовых средств на реализацию программ и мероприятий подготовки кадров; оценки эффективности системы кадрового обеспечения субъекта Российской Федерации, в том числе оценки эффективности вложенных денежных средств из регионального бюджета в систему образования на основании оценки качества подготовки кадров, критериями которой будут выступать результаты участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.
Стандарт направлен на реализацию механизмов прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям с целью проектирования развития региональной системы образования и профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций, формирования государственного заказа на подготовку кадров и контрольных цифр приема (КЦП) для учреждений СПО.
Результаты прогнозирования перспективной потребности предприятий и организаций в рабочих, служащих и специалистах среднего звена Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного в 2016 году, будут учтены при формировании регионального заказа на подготовку кадров для обеспечения ключевых инвестиционных проектов развития региона («Ямал СПГ», порт Сабетта, «Северный широтный ход») и открытии новых профессий и специальностей в профессиональных образовательных организациях округа [3].
По предварительным подсчетам ученых ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», ежегодно, до 2020 года в автономном округе будут востребованы около 1500 выпускников колледжей, получивших профессии и специальности [3].
В логике данного положения актуальной является профессиональная навигация учащихся средней школы с применением современных инструментов профессиональной ориентации и дополнительного образования. Пример тому – проведение профессиональных проб для школьников г. Надыма по топ-профессиям и специальностям (компетенциям) «Автомеханик», «Мастер ЖКХ», «Электромонтер», «Повар-кондитер», «Слесарь», «Сестринское дело», заявленных программой II регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) (21 ноября – 17 декабря 2016 г.).
Тенденции будущего в профессиональной сфере рабочих специальностей связаны с цифровой экономикой, о которой говорил Президент. По мнению генерального директора союза WorldSkills Russia Р. Уразова, профессии, основанные на применении ручного производства, будут роботизированы. Необходимо понимать, какие профессии (компетенции) будут нужны через 10 – 15 лет, и уже сейчас разворачивать опережающее программное обучение в целях получения конкурентного преимущества.
В соответствии с обозначенными положениями приоритетными направлениями региональной практики кадрового обеспечения следует считать
реализацию инновационного комплексного проекта «Молодые профессионалы» (WSR);
внедрение в практику работы системы СПО проектного управления;
актуализацию образовательных программ, включенных в Топ-50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей;
материально-техническое обеспечение учебных и профессиональных модулей, в т. ч. организацию ресурсного центра (варианты – информационно-библиотечного, информационно-методического центра) для создания современной информационной среды образовательного учреждения.
Список литературы
Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. – URL: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf (дата обращения 10.12.2016).
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж предпринимательства № 11». Публичный доклад Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Колледж предпринимательства № 11» [Электронный ресурс]. – URL:http://kp11.mskobr.ru/files/%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf
Кобылкин, Д. Н. Ежегодный доклад о положении дел и перспективах развития Ямало-Ненецкого автономного округа Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина (Салехард, 24 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] / Д. Н. Кобылкин. – URL: http://kobilkin.ru/actual/52/ (дата обращения 03.12.2016).
Министерство образования и науки Российской Федерации. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – М., 2013. – URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf (дата обращения 14.12.2016).
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ Минтруда России № 831 от 02.11. 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (дата обращения 03.12.2016)
Образование в Ямало-Ненецком автономном округе: состояние и тенденции развития (публичный доклад) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yamaledu.org/activity/regional_development/regionalnoe-soveschanie-pedagogov-2016/ (дата обращения 03.12.2016).
Российская Федерация. Правительство. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. – М., 2011. – URL: http://government.ru/media/files/4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjILtn9oA.pdf (дата обращения 14.12.2016).
Российская Федерация. Президент. Послание Президента Российской Федерации Путина В. В. Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 03.12.2016).
Российская Федерация. Президент. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]. – М., 2009. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/29277 (дата обращения 14.12.2016).
Частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» [Электронный ресурс]. – URL: http://rbiu.ru/student/worldskills/ (03.12.2016)