Тютюнникова Т. А.
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск
Я был зверь, а стал человек
«Я был зверь, а стал человек»
Что вы за народ такой, говорит купец Зигфрид.
Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь.
Вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает,
привязываете ему к ногам верёвку и
тащите его, обливаетесь слезами.
(сохранена авторская пунктуация)
Е.Водолазкин «Лавр»
«Великий князь Владимир 28 лет прожил во Святом Крещении. Он именуется Русской Православной Церковью равноапостольным святым. Своей глубокой верой и решимостью святой князь привел ко Христу многочисленный русский народ. Святая Православная вера сделала этот народ единым, а державу - великой! И ныне образ святого князя Владимира призывает народы некогда единой Руси объединиться вновь под покровом Православной Церкви, призывает строить и укреплять Святую Русь»[4].
Но до этих 28 лет жизни праведника было то, от чего сознание современного человека цепенеет, замирает сердце и, даже зная, что речь идёт о делах «давно минувших дней», становится не по себе. Возможно ли это: зверь и человек, варвар и святой праведник, деспот и всенародно почитаемым правитель «Всея Руси» - Владимир Красно Солнышко. Разобраться в таких вопросах сложно, как сложно разобраться в самой жизни, в натуре человеческой.
В 983 году отрок-варяг Иоанн вместе с отцом Феодором был растерзан толпой, пришедшей к их дому, чтобы принести в жертву языческим богам сына. Отец отказался выдать ребенка, и они приняли смерть вместе. Приказ принести в жертву отрока-христианина был отдан киевским князем Владимиром. Память святых мучеников Иоанна и Феодора празднуется Церковью 12 июля, память князя Владимира — 28-го.
В книге А.Мадорского «Русский хронограф» читаем: «Великокняжение его началось и долго пребывало в яром грехе. От убийства брата и взятия себе в жёны-гречанки, сооружения пантеона идолов и гонения христиан – до безудержности в пирах и забавах. До своего крещения Владимир имел одновременно пять жён и восемьсот наложниц»[3].
Не стоит забывать, что судим мы о поступках князя с позиции человека, живущего в XXI веке, в мире правовых и общественных норм. Если же смотреть на ситуацию с точки зрения языческих канонов, то в поступках этих нет ничего предосудительного. Правитель должен показать подданным силу, власть, выдержку. Совсем другие законы диктовали человеку далёкого X века нормы поведения, правила человеческого общежития. Кто из языческих вождей отличался справедливостью, милосердием, добропорядочностью? Более того, наше отношение к жизнеописанию князя Владимира сформировано под влиянием целого ряда идеологий, которые в разное время становления были предложены как истина в последней инстанции. Сначала – марксистко-ленинская школа, вскользь упоминавшая Владимира в качестве политика, объединившего вокруг Киева раздробленные славянские племена, постоянно враждующие между собой. Отбор информации, на мой взгляд, оправданный. Стоит отметить сходство имён князя Великого и вождя пролетариата, а также стремление к объединению славян в единое социалистическое сообщество, социалистический лагерь. У нескольких поколений русских людей сформировали представление о князе-защитнике, реформаторе, хорошем хозяйственнике, сильном государственном деятеле. Происхождение князя Владимира, а был он внебрачным сыном великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды)[5], тоже вполне соответствовало ленинскому «любая кухарка должна управлять государством». Хотя можно предположить, что В.И.Ленин имел в виду участие выходцев из народных масс, рабочих и крестьян, вовлечённых в государственное управление. Тема христианизации широко не освещалась по понятным причинам. На смену социалистическим представлениям о ходе исторического процесса пришло «безвременье» - эпоха «лихих 90-х», когда крайности были настолько полярны, что многие, потеряв веру в одно, так и не уверовали в другое. Люди, «распятые» временем, событиями, захлёбывались от поругания и оправдания. Возносили тех, кто недостоин, втаптывали в грязь тех, кто смиренно принимал потрясения, призывал к покаянию. И вновь имена древнерусских князей стали актуальны в свете нового времени. Полярность мнений полностью разрушила целостный образ Великого русского князя Владимира. С одной стороны, доступ к ранее неизвестным фактам породил массу циничных, низкопробных статей о безнравственности, чрезмерной жестокости, расчётливости крестителя Руси. Этого в полной мере соответствовало идеологии «новых русских», живших по варварским законам в миру, а затем спешившим в святую православную обитель, считая, что формальное покаяние (а скорее следование моде) искупит грехи, что вера, как сезонная одежда, пригождается лишь в особых случаях. Стало модно говорить об истории с позиций современности. Судить на расстоянии всегда легче. Но вправе ли мы это делать? «Не судите, да не судимы будете». Но время вновь и вновь обращает наш взор к тем далёким временам. Ответы на вопросы современности мы пытаемся найти в древних документах, летописях. Мы пытаемся рассуждать о проблемах столь далёких и плохо понимаемых нами. Часто приходится слышать мнение о том, что принятие Русью христианства, прежде всего, имело политико-правовые мотивы, а сам князь личную корысть. Может быть, потому столь сурово шла христианизация Руси?
С лидерами старой веры и её символами поступали сурово, как с побежденными. Как пишет А. Артынов в собранных им «Сказаниях Ростова Великого», князь Владимир приказал привести в думу верховных жрецов: киевского – Богомила и новгородского – Ярозлоба. Первого привели закованным в тяжелые цепи, а второй успел скрыться из темницы, убежав неизвестно куда. На допрос о соумышленниках своих Богомил отвечал: «Скорей Перунова голова скажет вам о них, скорей соловушко засвищет о них в зеленой дубраве, чем я их выдам». Тут жрец, думая, что он у своего святилища, укорил великого князя, братоубийцей его назвал. «Молчи, кровожадная пиявица и лютая змея! – закричал на него гневно великий князь. – Без тебя, наперсника блуда, я не был бы братоубийцей Ярополка, брата своего сводного. Вредные твои советы и хитрость твоя – причины гибели брата моего!» И приказал его казнить. После расправы со жрецами в Киеве водворилась всеобщая тишина»[5]. Идолов низвергли и изрубили. Есть ли оправдание таким поступкам? Вспоминаются слова Ивана Карамазова (ч. 2, кн. 5, гл. «Бунт»), когда он, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии». Он поясняет свою позицию так: «Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать, это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»[2]. Этот классический образ в русской литературе («слезинка ребенка»), обнажает вечную проблему соотношения цели и средств её достижения, когда хотят сказать, что нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счет страданий невинных людей. Всегда ли цель оправдывает средства? Память выстраивает череду исторических личностей: Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. В каком ряду князь Владимир для современного молодого человека? С этими выдающимися лидерами своего времени? Или деяния Владимира в другой категории? Как объяснить современным учащимся роль его личности в истории нашего государства? Неопределённость вынуждает многих уходить от ответа, обходить эту тему стороной. Но следует помнить, что неясность, неопознанность рождают необоснованность суждений, неоправданность поступков. Многие страницы истории нуждаются в комментариях, причём в комментариях, подтверждённых фактами, собственными доводами, размышлениями. Личность учителя, его слово, знания – ковчег в необузданном потоке информации. Учитель должен заложить представление о духовных истинах, которые впоследствии помогут обучающемуся провести отбор информации, сформировать свой представление, точку зрения, концепцию. «Отделить зёрна от плевел» - миссия современного педагога.
Единоверие, единобожие, несомненно, повлияли на общественное устройство, привели к единовластию. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки, укрепило власть князя. Церковь требовала от князя ответственности, нравственности, культуры, а от народа – безоговорочного подчинения. Пришла сила, способная обуздать языческое варварство, поднять народ с колен первобытных отношений и заставить поднять глаза к небу, получить заступника и, главное, веру в божественное духовное начало, надежду на спасение души, любовь к ближнему своему. Славяне получили возможность приобщиться к европейской культуре, перешагнув столетия в истории развития цивилизации. Письменность, школы, суды, новые законы, новый уклад жизни, в том числе и семейной, каменное строительство, иконопись, литература – неполный перечень того, что стало итогом реформ Владимира. Великий князь вырвал славян из «омута» междоусобных войн, неоправданных убийств, бесправия и беззакония – самоуничтожения. Можно ли ставить на одну чашу весов жизнь славян до принятия христианства и «пролитие крови» при его установлении?
Он на землю пришёл, чтоб взойти на Голгофу,
И распятым чтоб быть за людей, на кресте.
Чтобы кровью святой открыть в небо дорогу,
Дать прощенье и счастье тебе.
Без пролития крови не бывает прощенья…
Иисус пролил кровь на Голгофском кресте.
За тебя был распят, нёс позор и мученье,
Чтобы даром спасенье досталось тебе.
(Елена Козак)
Так жизнь превратилась в житие. В определённом смысле жизнь Великого князя Владимира – модель христианской жизни. Пример необходимости суда над самим собой, важности изменения собственной души. Если мы поймем это, если будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное, тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я был зверь, а стал человек». И народ признал его и поверил ему, и пошёл вслед за ним к своему спасению, именуя своего князя «Красным Солнышком», способным и обогреть и испепелить.
В тропари святому равноапостольному Великому князю Владимиру поётся: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матерее градов. Богоспасаемого града Киева, испытуя же и посылая к Царьграду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер – Христа, избравшего тя яко второго апостола Павла и оттрясшего слепоту купели, душевную в купе и телесную. Тем же празднуем твое успение…»
Многим – верующим и неверующим – может показаться, что пример жизни князя Владимира не актуален. В слепоте, в огне, в грехе Киев – матерь городов русских. Не знают украинцы, где путь к спасению. Предают веру, теряют надежду, погрязли в междоусобных войнах. К сожалению, человек слаб, порой не ведает, что творит, так уж повелось на нашей славянской земле: «...без пролития крови не бывает прощенья…» А спасение в Боге, вере, надеже, любви, в соблюдении заповедей Иисуса Христа, в возвращении бесценного дара – православной веры – переданного людям Великим князем Владимиром.
Список литературы:
1. Водолазкин Е.Г. Лавр. – М.: АСТ, 2014.
2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Приокское книжное издательство: Отчий край, 2008.
3. Мадорский А. Русский хронограф. /Вся православная Россия времён от Рюрика до Николая II. – М.: ТОО «Поматур», 1999.
4. Святой равноапостольный великий князь Владимир Креститель Руси. – Духовно-просветительское издание: «Белорусская православная церковь» (Белорусский Экзархат Московского Патриархата). Формат PDF,2010.
5. Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым./ Авторский сборник. Составитель: Юрий Бегунов. – Издательство: Белые альвы, 2007.
Интернет-ресурсы
1. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4240.htm
2. http://www.abc-people.com/shop/vladimir_prince.htm
3. http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/203.html
4. http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html