Под влиянием процесса секуляризации литературы, начавшегося в XVII веке, и советской идеологии понятие о Домострое уже довольно далеко отошло от самого памятника.
Важно вернуться к самому памятнику, вчитаться в реальный текст, не забывая о том, что Домострой – памятник культуры своего времени. Почему это важно? Еще в XIX веке П.Я. Чаадаев с сожалением отметил: «В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев». [1]
Утрачивая Дом, человек становится бездомным изгоем. «Гулящие» люди бродят по свету, и мир предстает неуютным, серым, нет родства, природы, Рода. Архетип дома – один из самых важных в русской литературе, он занимает особое место в творчестве Пушкина, Булгаков, Блока. Вспомним стихотворение «Земное сердце стынет вновь»:
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой,
Уюта – нет. Покоя - нет.
[2]
Катаклизмы начала XX века сотрясали общество, вносили разлад в семейные отношения, и нет уюта – это значит нет дома.
Владимир Соловьев так сказал о доме и семье: «От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями и упованиями; наконец церковь, окончательно избавляющая нас от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с тем, что вечно и безусловно». [1]
Среди памятников культуры таким связующим звеном был «Домострой».
Домострой – это строительство дома, экономической и нравственной жизни – именно в таком единстве заключена сущность «Домостроя».
Домострой дает нам ответ на постоянный спорный вопрос о месте женщины в доме и в обществе, часто вызывающий едкие насмешки, - женщина – это не орудие удовлетворения естественных влечений, а именно вторая половина одного цельного человека. Памятник говорит о двуединстве супругов, и примером такого двуединства для нас являются Петр и Феврония муромские.
Многие писатели, поэты, философы всю жизнь искали ответ на вопрос: что такое свобода. Так Горький создал целую серию образов босяков, деклассированного элемента, чтобы исследовать проблему свободы. До сих пор в нашем обществе стойко держится мнение, что свобода – это своеволие индивидуума. Именно поэтому рушатся семьи, ведь и супруг, и супруга считают себя «свободными», вольными делать то, что они считают нужным. Рушатся система образования и система воспитания, так как дети тоже считают себя свободными и рожденными делать только то, что они хотят. Страшным подтверждением этому стала трагедия в Миассе, когда подросток зарезал мать и тяжело ранил отца за то, что они временно запретили играть в компьютерные игры. Домострой напоминает нам о том, что свобода – это исполнение долга, призвания, а не своеволие. Из всех свойств человека самым ценным по Домострою признается ум, разум, смысл.
Забытый нами литературный памятник учит, что труд – это основа жизни. Это вечная ценность, даже несмотря на достижения научно-технического прогресса. Обращаясь к педагогическому опыту за последние лет 5, можно сделать вывод, что большинство ребят интересуется «легкими» деньгами. Пытаются заработать с помощью мошенничества или мечтают стать киберспортсменом, то есть зарабатывать деньги в виртуальных баталиях, что звучит и смешно, и страшно одновременно. Домострой резко осуждает лень, праздность, пьянство – все, что отвлекает от труда.
Человек обязан уметь владеть собою, быть искренним, нелицемерным в отношениях с окружающими, помогать каждому, кто нуждается в помощи, не рассуждая, достоин ли её человек или нет.
Перечитав памятник древнерусской литературы, мы понимаем, что в нем нет «домостроевщины», что нам необходимо взять многие его руководства на вооружение, вытеснить из нашей жизни разрушительную силу подмены ценностей. А подмена ценностей с каждым разом все жестче и жестче вторгается в наши души, умы и сердца. Положительным героем становится вампир, старая добрая сказка о спящей царевне превратилась в фильме «Малифисента» в повествование о фее-ведьме и намекает на однополую любовь, и дом у нас тоже строят, только дом этот в телешоу и наполнен пошлостью, гневом, развратом.
Не должны мы, учителя, воспитывая подрастающее поколение и себя в том числе, забывать о:
- целомудрии: «сохраняй чистоту телесную пуще всего» [3]
- о незлобивости и смирении: «не осуждай никого ни в чем, о своих грехах поразмышляй, как их избыть»; «храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы». Последнее наставление прочитываем в пушкинском «Памятнике»: «хвалу и клевету приемли равнодушно».
- о порядочности хозяйки и матери семейства: «и сама бы хмельного в рот не брала, и никогда бы жена без рукоделья и сама ни на час не оставалась, разве что заболеет»;
«если же в гости пойдет или если у ней гости, никогда бы сама не была пьяна, а с гостями беседовала о рукоделье и о домашнем хозяйстве, и о праведном христианском житии»
- о ценности семьи и законного брака: «Законный брак тщательно соблюдай до конца твоей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого, и пьянственного берегись недуга - от тех двух причин все зло заводится и ведет в преисподний ад: и дом пуст – богатству разорение»
- о ценности истинной любви: «держись правды истинной и любви нелицемерной во всем».
Чтобы воспитание подрастающего поколения было успешным, считаем, необходимо больше внимания уделять изучению древнерусской литературы, которая с гордостью несет читателю православные, вечные ценности; необходимо внять советам «Домостроя без домостоевщины». [3]
Литература.
1. Колесов Д.В. Домострой без домостроевщины. – М., «Художественная литература», 1991.
2. Блок А.А. Лирика. – М.: Дет. лит., 2012, стр. 201.
Домострой, М. – «Советская Россия», 1990.