Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что такое настоящая семья в современном мире? Наверняка каждый из нас может дать своё определение. Для многих идеал семьи – это идеал многодетной крепкой семьи, отношения в которой построены на православных ценностях веры, надежды и любви. Святость и крепость семьи охранялась многовековой мудростью наших предков, сознание этого передавалось от поколения к поколению. Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности.
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют своё значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить её целостность и духовное здоровье [1]. Это принципы взаимоотношений как между супругами, так и в отношениях родителей и детей, которые включают в себя: любовь, заботу, взаимопонимание, терпение, верность, жертвенность, уважение, сострадание, взаимоподдержку, честность, искренность, доверие и многое другое. Они не просто важны, но и являются фундаментальным непоколебимым основанием любой благополучной семьи.
Причиной обращения к теме послужили ситуации, которые сложились в политике. Многие государства мира ведут целенаправленную борьбу с семьёй в её традиционном, единственно возможном понимании, на уровне не только внутренней, но и внешней политике. Особенно, это проявляется в отношении России. Наше государство страны Запада постоянно критикуют и навязываютантисемейные ценности и нормы.
В нашей стране происходит ослабление авторитета и ценности семьи, о чем свидетельствует увеличение числаразводов, незарегистрированных браков, особенно среди молодежи, рост числа абортов и т.п.
Данная тенденция характерна как для городского, так и для сельского населения, несмотря на то, что сельчане отличаются более традиционными взглядами [6].
В свою очередь, по результатам социологических опросов, семейные ценности для молодёжи стоят далеко не на первомместе. По значимости их опережают карьера, образование, отношения с друзьями и родителями. Считаю, для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо защищать семейные ценности, лежащие в её основе.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время все более растет число семей, которые входят в группу риска, а также, возрастает число неблагополучных семей, соответственно и растет число детей, у которых, нарушаются процессы социализации. Возникают проблемы психологического характера, происходит деградация отношения как к собственному «я», так и к другим людям. Такой ребенок дезадаптирован и с ним необходимо проводить многоступенчатую реабилитационную работу. Одним из важнейших этапов этой работы является формирование системы семенных ценностейс раннего детства, которая будет влиять на детское психическое и физическое здоровье, станет необходимой опорой для создания собственной семьи [6].
Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.
Проблема воспитания интереса к своей семье, привязанности к близким продолжает оставаться значимой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. Не просто воспитать интерес к семье у ребёнка, который её не имеет или семья не благополучна. Поэтому еще более важно заложить основы семейных ценностей и объяснить их значимость воспитанникам. Это также сложно, как объяснять оттенки цветов слабовидящему человеку.
Понимая глубину и важность данной проблемы, сотрудниками центра социального обслуживания населения «Елена» г. Губкинский реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование, укрепление и защиту семейных ценностей, как основы крепкой здоровой семьи. Одним из них являетсяпрограмма «Семейные традиции», разработанная социальным педагогом Леорда Л.А. Её целью является содействие возрождению традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни, обогащение социального опыта подрастающего поколения.
В процессе реализации программы родители, специалисты и воспитанники включаются в совместную значимую деятельность и регулярную работу по развитию и укреплению культурного потенциала детей и их родителей. Работа проводится в самых разных формах: проведение совместных семейных праздников, спортивных мероприятий, родительских собраний, тренингов, индивидуальных консультаций и бесед, посещение семей воспитанников на дому. Формы работы отвечают возрастным особенностям воспитанников, ориентируют их на систему ценностей, в которой важнейшее место занимают такие категории, как «любовь», «добро», «уважение», «целомудрие», «духовно-нравственные ценности», «культура», «здоровье», «семья», «материнство», «отцовство», «семейные традиции православной культуры», «нравственность», «ответственность» и др.
Данная программа в центре «Елена» реализуется с 2013 года и уже появились положительные результаты:
– во многих семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, наметилось установление приоритета в воспитании на культурные ценности;
- дети получили информацию о семейных праздниках, во многих семьяхвосстановились добрые семейные традиции;
- у несовершеннолетних сформировалось уважение к сложившимся традициям и желание их сохранить, донести до будущего поколения;
- в процессе комплексной работы специалистов организации социального обслуживания населения, повысилась педагогическая культура родителей, произошло совершенствованиесемейного воспитания на примере традиций семьи;
- родители стали более активно сотрудничать со специалистами центра, легче идти на контакт.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
Не стоит забывать, что мы живём в многонациональной стране, и воспитанники, посещающие центр, относятся к разным религиозным конфессиям. В каждой семье свои национальные обычаи, традиции, нравственные и правовые нормы, поэтому специалистам при работе приходится учитывать индивидуальные особенности каждого. Нередко приходится знакомить воспитанников с понятием толерантности. Ведь толерантность, как основа культуры общения, на сегодняшний день является необходимым условием взаимопонимания и единения внутри общества с различными культурными традициями, религиозными и политическими убеждениями, что так же, влияет на создание внутрисемейных ценностей.
Особое место в работе специалистов отводится подросткам. По словам Г.У. Солдатовой, «…подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов» [3].
Подросток чаще всего принадлежит сам себе. От того, в каком обществе он проводит все свободное время, зависит многое. Чаще всего именно общественное мнение влияет на сознание восприятия семейных ценностей у подростков. Именно компании дают возможность приходить к какому-то мнению коллективно. Важно, чтобы это мнение или просто рассуждения были правильными. Если же все происходит наоборот, ребенку или подростку пытаются внушить заведомо недостоверную информацию, в дальнейшем с ним будет работать специалист.
Формирование семейных ценностей у подростков должно начинаться в раннем возрасте. Ребенок, не осознавая, начинает принимать те ценности, которые доносят до его разума родители, садик, школа. Формирование семейных ценностей у подростков – это долгий процесс, в результате которого должно развиться определенное отношение к семейным нормам, ролям, представление о разных мнениях.
В центре социального обслуживания населения «Елена» специалисты уделяют особое внимание воспитанникам из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении семей. В эти категории входят семьи, где один или оба родителя ведут ассоциальный образ жизни(к примеру, злоупотребляют алкоголем).В Центре состоят на учете 30 таких семей, в которых воспитываются 60несовершеннолетних. С семьями данных категорий необходимо работать постоянно, так как, в большинстве случаев, у родителей не хватает времени на беседы и рассуждения о семейных ценностях. И если в такой семье на подростка вовремя не обратить внимания, то в своей дальнейшей самостоятельной жизни, за основы он возьмет тот пример, который находился постоянно перед ним. Не зная, какой должна быть «настоящая семья», такой подросток выстраивает свою модель поведения, которая зачастую не входит в рамки современного общества, игнорирует семейные ценности. Для того чтобы это исправить и не упустить момент, специалисты внедряют в процесс работы с подростком практические занятия, проходящие в игровой форме, позволяющие подросткам забыть о собственных амбициях и вовлечься в процесс определения семейных ценностей. Основная задача специалиста – придерживаться поставленных целей и задач для получения результата. Но далеко не все подростки идут на контакт. Подобные беседы проводить психолог с большим опытом работы [4].
Активную работу с подростками и их семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, так же,проводят специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Работу по выходу семьи подростка из трудной жизненной ситуации проводят по программе «Преодоление». Основной задачей, которой является активизация и развитие собственного потенциала семьи, восстановление социального статуса в обществе. В рамках программы проводятся беседы по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Беседы проводятся в индивидуальной и групповой форме на темы: «Профилактика конфликта», «Толерантность», «Семейные ценности», «Уроки вежливости» и т.п. Широкое применение находит распространение буклетной продукции. В результате проведённых мероприятий с профилактического учёта в Центре «Елена» снято 12 семей.
Большое внимание вопросам защиты и укрепления семьи, сохраняя и возрождая духовные и нравственные основания семейной жизни, неизменно уделяла и уделяет Русская Православная Церковь. Именно поэтому сотрудники ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» тесно сотрудничают с местными религиозными структурами. Сотрудничество имеет официальную форму и закреплено соглашением с местной организацией православного Прихода храма святителя Николая Мирликийского Салехардской епархии Русской Православной Церкви (№ 1 от 03 июня 2015 г.), основанное на сотрудничестве между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и управлением Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви, утвержденного распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 года № 72-РП, а также соглашением о социальном партнерстве между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и Управлением Салехардской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30 ноября 2011 года № 101-19/97, утвержденного распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округаот 23 апреля 2012 года № 229-РП.
Воспитанники Центра посещают храм Святителя Николая Мирликийского, где служители прихода осуществляют просветительскую работу среди родителей и сотрудников по вопросам духовно-нравственного воспитания.Дети принимают активное участие врелигиозных мероприятиях. Для них стало доброй традицией изготавливать елочные украшения и игрушки на рождественскую елку, установленную при храме. Ребята из Воскресной школы ставят спектакли и постановки, на которые неизменно приглашаются воспитанники Центра. Ежегодно в учреждении проводится благотворительная ярмарка «К Светлому празднику пасхи». В изготовлении сувениров участвуют все желающие, не зависимо от своего возраста и вероисповедания, что в свою очередь благоприятно влияет на климат, царящий в семьях, ведь, как известно общее дело сближает.
В результате тесного сотрудничества центра социального обслуживания населения с представителями Прихода храма святителя Николая Мирликийского появились положительные результаты:
- подопечныерасширили знания о главных православных праздниках, жизни святых людей, православной архитектуре, иконописи, правилах поведения в стенах храма;
-уменьшилось количество негативных проявлений в поведении детей ТЖС, в их поведении повысилась положительная нравственная устремленность и терпимость;
- в личностном развитии детей стали преобладать положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, гуманность; в воспитанности – миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим; стали в большей степени проявляться знаки внимания и заботы о своих близких, других людях; стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;
- отношения во многих семьях стали более гармоничными, повысилась родительская осознанность, стремление к взаимодействию и сотрудничеству со специалистами;
- в центресоциального обслуживания населения сформирована мини-библиотека методической литературы, аудио-видеотеки и книжного фонда по формированию православного просвещения. Здесь каждый получатель социальных услуг может найти информацию, по интересующему его вопросу. (Приложение 1)
С целью обогащения социального опыта, воспитания интегрированной личности и обладающей присвоенных семейных и духовно- нравственных ценностей, сотрудники центра «Елена» организуют посещение детей с родителями в библиотеки, музеи города.
Приоритетным направлением деятельности библиотек, является внедрение новых технологий - лекций по вопросам семьи сопровождающихся электронными презентациями, что даёт реальную возможность делится семейным опытом. Также, применяются деловые, ролевые и имитационные игры, обеспечивающие формирование семейных ценностей.
Для формирования системы семейных ценностей эффективными остаются и традиционные формы библиотечной деятельности: тематические вечера, литературные чтения, устные журналы, выпуск стенной печати, встречи с писателями, поэтами, выставочные работы.
В «Музее освоения Севера» для детей ставят кукольные спектакли, которые знакомят посетителей с культурой народов, проживающих на территории города Губкинского: русских, белорусов, украинцев, татар, башкир, ненцев. Большинство используемых в спектакле атрибутов – подлинные предметы традиционной русской и ненецкой культуры. Сотрудники музея рассказывают, как важно знать и беречь историю не только своей Родины и своего народа, но и историю своей семьи.
В свою очередь, музей и библиотеки проводят совместно с представителями прихода храма святителя Николая Мирликийского тематические встречи для воспитанников центра помощи семье и детям и их родителей, основной целью которых, также, является воспитание и защита семейных ценностей.
Большое значение для воспитанников, имеют мероприятия, проводимые с привлечением родственников – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, так как совместная деятельность с родителями является мощным фактором оптимизации процесса социализации несовершеннолетних. Традиционными являются спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе лучше», праздничные программы ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, Дню семьи, Дню защиты детей, Дню пожилого человека. Конкурсы рисунков: «Моя семья», «Мой друг», «Мир глазами детей» и многие другие. Многие мероприятия традиционно заканчиваются чаепитие. Проведение совместных мероприятий имеет большое значение в процессе формирования системы семейных ценностей. Так как это не только форма отдыха, но и мощное средство опосредованного воспитания и социализации. Семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения, у родителей развивается адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве, в совместной деятельности с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания.
Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности специалистов, родителей и детей. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания… Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители. И некоторым из них нужна помощь специалистов, чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Наша цель добиться того, чтобы для каждого воспитанника семья была такой, как написано в знаменитом стихотворении:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья.
Проанализировав работу, проведённую специалистами центра, можно сделать вывод о том, что онаспособствовала интегрированному развитию личности воспитанников стационарного и дневного отделений с приобретением набора положительных духовно- нравственных исемейных ценностей, личности,готовой к освоению роли будущего родителя. У воспитанников повысился уровень знаний о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, произошли позитивные изменения в отношении к семье, улучшился морально-нравственный климат в семье.Улучшились детско-родительские отношения.Родители стали лучше понимать своих детей.
Данную работу необходимо продолжать проводить планомерно и систематически с помощью квалифицированных специалистов, работников социальной сферы совместно с представителями религиозных организаций. Важно продолжать двигаться в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно. Только так мы сможем добиться стойких положительных результатов по защите семейных добрых традиций.
Список литературы
1. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Педагогика, 1999. – 232 с.
2. Протоирей Владимир Цветков Беседы о православном мировоззрении.СПб.: Русская классика: 2009. – 504с .
3. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис: 2000. – 112 с.
5. http://www.9linesmag.com/?p=2216
6. http://refleader.ru/jgeqasotrjgepol.html
7. http://www.pravoslavie.ru/47410.html
.
Список религиозной литературы,
собранной в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский»
1. Лекарство от скорби. Книга житий святых, молитв и утешений в скорбях, страданиях и болезнях. М.: «Ковчег», 2009. – 576 с.
2. Закон Божий. Для семьи и школы со многими иллюстрациями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. М.: «Молодая гвардия» 1993. – 723 с.
. Библия ветхий и новый завет в пересказе для детей. М.: «Российское Библейское общество» 2002. – 133 с.
4. Библия для детей. Священная История в рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. 2006. – 223 с.
5. Православный букварь. Книга для семейного чтения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. – 95 с.
6. Ваши Святые помощники и заступники. М.: «Издательство Мир книги» 2006. – 368 с.
7. Школа православная. Евангелие для самых маленьких. Минск Белорусская Православная Церковь. 2005. – 159 с.
8. Петрановская Л.В. «Приемная семья – как эффективно управлять воспитанием ребенка» (справочник для родителей).
9. Петрановская Л.В. «Минус один».
10. Петрановская Л.В., Неретина А.А. «Как писать о семейном устройстве. Методическое пособие для специалистов опеки и попечительства, служб по устройству детей и волонтеров НКО».
11. Бондарук А. «Пять мужских ошибок, способных разрушить брак».
12. Бондарук А. «10 признаков психического здоровья».
13. Бондарук А. «Как воспитать святого».
14. Гаврилова А.В. «Авторская сказкотерапия».
15. Мошкова И.Н. «Духовное здоровье семьи и личности с точки зрения православного психолога-консультанта»;
16. Мошкова И.Н. презентация «Православная семья».
17. Соколов Н.Н. «Опыт Новосибирской Митрополии Психологической помощи инвалидам по слуху».
Приложение 2
Награждение участников выставки «Рождественский Вернисаж» в стенах Воскресной школы при храме.
Приложение 3.
Экскурсия в храм Святителя Николая Мирликийского. Экскурсию проводит ответственный по делам молодёжи храма Третьяков Антон Сергеевич.
Приложение 4.
Встреча с представителем Прихода храма святителя Николая Мирликийского отцом Дионисием.