Ситдикова Альмира Айдаровна
педагог-организатор
муниципальное казенное образовательное учреждение
Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Здоровье – категория духовная
Здравствуйте! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. Если вдуматься в значение этого слова, то станет ясно, что при встрече люди знакомые и незнакомые желают друг другу не богатства и процветания, а именно крепкого и доброго здоровья. И это - неспроста, ведь здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Как известно здоровье нации определяет подрастающее поколение, но вот уже на протяжении целого десятилетия состояние здоровья наших детей и подростков вызывает тревогу. Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Малоподвижный образ жизни, чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, замена домашней еды фастфудом и полуфабрикатами – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Формирование здорового образа жизни - основная задача, которая встает сегодня перед обществом.
Так что же такое здоровый образ жизни? Всего лишь набор поведенческих принципов человека, включающий в себя правильное здоровое питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек?
Не все так просто. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».
Значит, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровье - дар Природы, но, к сожалению, не у всех есть осознание того, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого. И зачастую лишь утратив его, люди осознают бесценность этого дара, ведь какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. А с другой стороны, в истории достаточно примеров, когда люди с ОВЗ становятся чемпионами с мировым именем! Значит здоровье физическое еще не показатель здоровья человека!? И зачастую именно сила духа позволяет человеку преодолевать непреодолимое, а главное преодолевать самого себя. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Если обратиться к религиозным источникам, то станет понятно, что идеи здорового образа жизни, так или иначе, присутствуют в любом религиозном учении. Для православия – это норма, по-другому быть не может, ведь православный человек должен осознавать, что тело – это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16). Христианин должен уметь контролировать как физическую (это легче), так и умственную деятельность, что значительно труднее.
Значит, основополагающей составляющей в формировании здорового образа жизни является духовно-нравственная составляющая и здоровье – категория духовная.
Формированием культуры здорового образа жизни занимаются с раннего детства и в детских садах, и в школах, и в учреждениях дополнительного образования, однако, решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. Да, ведь именно в семье задолго до рождения начинается формирование духовной составляющей ребенка и именно в семье закладывается фундамент мировоззрения маленького человечка.
Следует отметить, что пример взрослых особо важен в формировании ЗОЖ ребенка. В силу своих возрастных особенностей дети испытывают большое доверие к взрослым. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся самыми правильными и важными. Стремление быть здоровым, красивым, успешным должно стать основополагающей семейной ценностью. В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда и за свои поступки нужно отвечать. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Поэтому слова не должны расходиться с делом. И времяпровождение, лежа на диване у телевизора пора заменить прогулками, совместными походами в кино, в спорткомплекс и т.д. Стараться проводить как можно больше времени с детьми! Строгая система ценностей может помочь уберечь детей от пагубных привычек.
Однако темпы жизни современного человека таковы, что дефицит времени, не всегда позволяет родителям уделить должное внимание своим детям, а зачастую и у родителей в семьях, где сегодня воспитываются дети не всегда сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Это нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение. А влияние семьи, в формировании ЗОЖ младшего школьника, сведено к минимуму. Однако именно младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому значение школьного воспитания не должно ограничиваться формированием уровня здоровья ребенка, его главная идея должна заключаться в том, чтобы заложить фундамент культуры здорового образа жизни будущего взрослого человека, через воздействие на взрослую и детскую общественность через пример подаваемый самими детьми.
Анализ психолого–педагогической литературы позволяет сделать вывод, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Поэтому учебно-воспитательная деятельность в нашей школе организована так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу максимально здоровыми. Это и организация питания, ведь недаром народная мудрость гласит: «Какова еда и питье – таково и житье», и дни здоровья, двигательная активность на переменах, динамические паузы на уроках, ведь двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок. С другой стороны — новые условия жизни в школе, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Ещё одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является профилактика употребления ПАВ, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Но обо всем этом можно говорить бесконечно и очень сложно отследить результативность этих действий, поэтому очень важно развить такую духовную составляющую наших детей, чтобы они осознавали, что такое хорошо, и что – плохо и уже сами делали свой выбор, но одновременно осознавали последствия этого выбора.
В здоровом теле здоровый дух, но все, же здоровый дух – понятие первоочередное и первостепенное.
Недаром учение о здоровье базируется на понятии здоровья духа. Мало делать различные физические упражнения, надо иметь чистую совесть и поступать в согласии с законами природы.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются не только рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, а в первую очередь духовная составляющая, пример семьи и педагогов.