Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 1. «Жить не только для себя»

1. «Жить не только для себя»


Богданов Алексей Викторович

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

г. Салехард

 

Формирование наибольшей популярности Александра Невского, как патриотического деятеля началось во времена великой отечественной войны. Активно способствовала этому научно-популярная, научная и агитационная в чистом виде литература. Имя князя звучало особенно выразительно в контексте того, что он нанес поражение немецким крестоносцам, а Гитлер называл вторжение на территорию СССР – крестовым походом. Одержать победу в «Ледовом побоище», по мнению многих историков, сильно помогло чувство патриотизма и талант отличного полководца самого Александра. Поэтому связь преданности и любви к отчизне с князем очень сильна и пропагандировалась в то время, что не могло не дать свои результаты в развитии чувства одного с историческими подвигами и примерами другого [1, с. 19].

Возьмем во внимание агитационные брошюры. Их авторы отмечали отличную вооруженность и подготовку врага. Недостаточно подходящую экипировку у русских воинов для борьбы с ними, но обладающими силой духа и неимоверным желанием защитить отчизну. При описании ледового побоища описывают смелость тактического замысла в построении «клином» в обратном направлении, что было очень не обычно. Слова автора одной из брошюр: - «Блестящая победа Александра Невского на льду Чудского озера, раз и навсегда отбила у немцев всякую надежду завоевать Северо-Западную Русь» [8, с. 67]. Завершал повествование призыв к советским солдатам «бить озверелых немцев так, как бил их Александр Невский». В 1942 г. интерес к  исторической фигуре князя возрастал, чему способствовало 700-летие битвы на Чудском озере. В то время, в Москве проходил Всеславянский митинг, на котором присутствовало большое количество общественных деятелей, учёных, писателей и военных из разных стран. Участники в своих выступлениях против фашизма, часто отсылались к истории и Александру, который представал как благородный, мудрый деятель, ставивший интересы Отчизны выше личных интересов и амбиций. Отбросив все неприятности, причиненные ему боярами в Новгороде, не противился просьбам вернуться на княжение и вновь проявил себя истинным русским патриотом. «Непобедимый полководец и бесстрашный защитник русской земли» - говорится в одном из очерков того времени [2, с.7].

В наше мирное время не уделяется большого внимания агитации на патриотические темы, но при этом подвиги и достижения прошлого не забываются. Уроки истории в школе, колледже, техникуме, университете, на занятиях в дополнительном образовании в объединениях подобным «Основы допризывной подготовки» так же изучают великую победу на Чудском озере и культ личности Александра Невского. Главное не только учить любить Отчизну подрастающее и взрослое поколение, а ещё и подтолкнуть их к свершениям, достижения успехов для себя, людей которые их окружают [5, с. 158]. Самых маленьких научить не бросать мусор мимо урны, уважать старших, помогать им. Взрослых обрести понимание, что нельзя относиться предвзято к младшему, жить не только для себя, ради общества и приносить пользу, не паразитируя на благах нашей страны. Патриотизм – не обуславливается только военным делом и не характеризуется лишь любовью к родине и желанием встать на её защиту. Быть истинным патриотом – это быть им во всём, поэтому нужно прививать не только практические навыки, а так же духовную и умственную связь с внешним миром.

Подводя итог, хочу отметить, при выполнении выше перечисленных задач, мне, как педагогу дополнительного образования, приходится прибегать ко многим способам работы с учениками и их родителями. Один из способов – это тематические родительские собрания, которые приурочены к тому или иному военному (битва на Чудском Озере), техническому (полет Ю. Гагарина в космос) или любому другому событию, затрагивающему тему патриотизма. Благодаря истории нашей страны, людям, которые делали невероятные вещи, движимые своей любовью к Отчизне, составляют большую базу знаний, доказательств важности моей работы и всех кто этим занимается. Не хочу забывать и о важности навыков, которые приобретаются в процессе занятий по допризывной подготовке. Большой упор происходит на физическую подготовку. Если ты силён телом – будешь и силён духом. Минуя начальную военную подготовку, ученики обучаются первой медицинской помощи, принимать взвешенные и быстрые решения, что пригодится и в повседневной жизни. По окончанию курса проводятся сборы и соревнования, чтоб участники объединения могли в полной мере показать приобретенный багаж знаний и умений, что, несомненно, поднимает их патриотический дух и жажду самореализации в разных сферах деятельности в своём ближайшем будущем.

Библиографический список

  1. Александр Невский (1220-1263) [Текст] / Русские полководцы / ред. Алмазов Б. А. — СПб., 1999. — С. 18-22: ил.
  2. Александр Ярославич Невский (1220 — 1263) [Текст] / Полководцы России: биогр. очерки. — Н. Новгород, 1995. — С. 7-14: ил.
  3. Беляев Н. Александр Невский [Текст] / Беляев Н. — М.: Воениздат, 1951. — 84 с.
  4. Борисов Н. С. Солнце земли Суздальской [Текст] / Н. С. Борисов / Борисов Н. С. Русские полководцы XIII-XVI веков : кн. для учащихся ст. кл. — М., 1993. — С.
  5. Костомаров Н. И. Князь Александр Ярославович Невский [Текст] / Н. И. Костомаров / Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 т. / Н. И. Костомаров. — Ростов н/ Д, 1997 — Т. 1. — С.154-170.
  6. Шишов А. В. Александр Невский [Текст] / Шишов А. В. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 352 с. — (След в истории).

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт