Стаканова Л.Л., МОУ КСОШ «Радуга», Красноселькупский район
Снова и снова мы возвращаемся к проблемам воспитания детей. Как часто приходится учителям задумываться о целях этого процесса. «Воспитание – это целенаправленное формирование качеств человека». С этим определением знакомы все педагоги. Какие качества нужно формировать, как это делать – с этим определиться бывает трудно.
Было бы неправильно сказать, что в процессе воспитания нет ориентиров. Авторами А. Я. Данилюком, А. М. Кондаковым, В.А. Тишковым разработана «Концепция духовно-нравственного воспитания», в которой духовно-нравственное воспитание личности гражданина России определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей [2].В их работе подробно описаны цели духовно-нравственного воспитания.
Именно базовые российские ценности, такие как патриотизм, солидарность, любовь, уважение, трудолюбие, на мой взгляд, должны обеспечить безопасность России в условиях агрессивного внедрения в нашу культуру западных образцов материального мира, чуждого нашей православной духовности.
Но недостаточно определиться с целями. Актуальной остаётся и проблема выбора методов и средств воспитания, которые будут способствовать восприятию и принятию ценностных ориентиров учениками. Как найти путь к сердцу ребёнка? Какие новые формы работы я могу использовать в процессе воспитания детей? С чем идти к ним?
Теоретическими основами моего педагогического поиска стали работы профессора, доктора педагогических наук Маслова С.И. В его научных трудах и статьях привлекает внимание то, какое большое значение он придаёт эмоциональной стороне воспитательного процесса. Действительно, эмоции – путь к зарождению чувств. Когда мы жалеем кого-то, в нас просыпается чувство сострадания и желание помочь. Восхищение рождает в нас чувство любви. Удивление заставляет задуматься.
Родилось предположение, что именно эмоциогенные источники следует использовать как основное средство духовно-нравственного воспитания детей.
Маслов С.И. предлагает свою классификацию эмоций, которые соотносятся с нравственными ценностями. В предложенной им классификации отдельно выделяются нравственные (стыд, вина, сострадание, добро, долг, любовь) и религиозные (вера, благоговение) [5].Что стоит за этими словами…Не просто эмоции, а главные ценности, формирование которых и является целью воспитания.
О роли эмоций в процессе воспитания говорит и Л.С.Выготский. «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика», - говорит он [1].
Как же педагогу вызвать нужные эмоции в детях… Чтобы разбудить их, нужно душевное потрясение, а его вызвать у современных детей очень трудно. Их даже удивить сложно-настолько пресыщены они информацией и впечатлениями.
В статье Маслова С.И. «Дидактические основания духовно-нравственного воспитания» непременным фактом духовно-нравственного воспитания названы жития святых [5]. Подробное знакомство с житийной литературой потрясло. Вот они, истории из прошлого, насквозь проникнутые духовностью, способные удивить и вызвать эмоции.
Так родилась идея использования воспитывающего потенциала житийной литературы в процессе воспитания.
Актуальность этой идеи подтвердилась проведёнными в школе опросами. Они показали, что дети не знакомы с такой литературой. Абсолютное большинство (92% из опрошенных 25 учеников) не знают святых, чьи имена носят. Над понятием «добродетель» многие задумались впервые. При этом оказалось, что все дети крещёные православные.
История создания житийной литературы древняя и интересная. Житиями называли жизнеописания или биографии представителей христиан, которые выделялись своим поведением и причисленных Церковью к ликам святых.
Процесс написания житийной литературы считался благочестивым делом. В дореволюционной России это была почитаемая литература, на которой строился нравственный идеал народа.Через это нравоучительное чтение россияне впитывали образцы благочестивого поведения, приобретали ориентиры в окружающем мире, научались различать добро и зло[3].
Знакомство с житийной литературой мало кого может оставить равнодушным. Каждое описание жизни святого является эмоциогенным текстом. Учитывая роль эмоций в процессе воспитания, можно оценить воспитывающий потенциал житийной литературы как очень высокий.
В описании жития святых великомучеников Веры, Надежды, Любви и их матери Софии дети без труда назвали те хорошие качества (добродетели), которыми обладали девочки – послушание родителям, трудолюбие, кротость, умение дружить. Их история столь печальна, что не может не заставить задуматься об их судьбе. Учителю стоит обратить внимание и на духовный подвиг, который совершили девочки, чтобы дети подумали над тем, насколько сильными были сёстры.
В каждом описании жития святых есть указание на высшие нравственные ценности.
Жизнеописания святых Александра Невского, Дмитрия Донского – россиян, которых дети изучают в школе – примеры патриотизма и преданности Родине. Их путь к святости может служить нравственным ориентиром для подрастающего поколения.
Вот отрывок из описания жизни ПреподобногоПафнутия : «сам трудился как простой работник, нося на своих плечах камень, воду и все необходимое для постройки... Себе он выбирал все худшее и в пище и во всем, касающемся удобств, одежды: мантия, ряска, сшитая из овчины, обувь не годилась ни одному нищему...» [4].
Особое место занимает житийная литература, описывающая жизнь людей, живших в недавнем прошлом и ставшими святыми благодаря невероятной духовности. Их жизнь, наполненная трудом, самоотверженностью, жертвенностью, смирением служит прекрасным примером для детей.
То, что они жили в современном мире, делает понятным и близким их духовный подвиг. Их наставления не кажутся пережитком прошлого. «Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным – добродетелями»,– говорил оптинский старец Варсонофий [7]. Вот ответ на вечный вопрос «В чём смысл жизни», и ответ дан на понятном для детей языке. А в описаниях жития этих святых вместе с детьми можно увидеть то, как старцы каждый день посвящали служению людям.
Каждое описание способно вызвать чувство жалости и сострадания, восхищения, любви, которые, как мы помним, входят в число нравственных эмоций, а значит, и формировать в ребёнке умение сострадать и жалеть.
В статье Д.В. Новикова «Ценностный аспект образа святого в житийной литературе» [6] описаны результаты исследования, проведённого в школах г. Калуги. В исследовании принимали участие ученики общеобразовательной школы и Православной гимназии. Опираясь на данные диагностики нравственного развития учеников этих учебных заведений, Д.В.Новиков указывает на высокий показатель направленности на созидательную деятельность среди учеников Православной гимназии, близко знакомых с житийной литературой. По сравнению с ними, у учеников общеобразовательной школы преобладает направленность на пассивный образ жизни. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что использование житийной литературы в процессе воспитания учеников Православной гимназии способствовало формированию у них трудолюбия.
Отрадно, что благодаря сети интернет можно ознакомиться с разными вариантами описания жития святых. Есть описания, сделанные специально для малышей и детей среднего возраста. В них используются яркие иллюстрации, помогающие воспринимать информацию младшим школьникам.
Каким же образом использовать этот ресурс в общеобразовательной школе? Как ознакомить детей с описанием жизни святых?
Одной из форм стало проведение праздников «День святых именин». Целью этого проекта стало знакомство учеников с описанием жизни святых через новую форму мероприятия – празднование именин.
Сцена именин Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» описана очень ярко. В доме собираются гости, дарят имениннице подарки. Многие дети, читавшие роман, уверены в том, что это празднование дня рождения Наташи. Да и в жизни нашей принято в день рождения поздравлять «именинников». И то, что это разные праздники, пришлось объяснять детям с самого начала.
На подготовительном этапе дети знакомились с самим праздником именин. Примерами празднования, описанными в литературе, правилами празднования. Определялся круг участников. Учитывая многоконфессиональность учеников школы и светский характер учебного заведения, важно было использовать принцип добровольности, то есть в проекте принимали участие только желающие из числа учеников и их родителей. Дети стали интересоваться святыми, в честь которых они названы. Научились определять день именин.
Надо сказать, что празднование именин - замечательная традиция, которая, к сожалению, практически полностью утратилась с приходом Советской власти. Вместо жития святых изучались биографии деятелей.
Именины были не случайным днём в жизни человека. В этот день люди вспоминали святых православных, имена которых они носили. Это позволяло в очередной раз вспомнить об их добродетелях, подумать о том, насколько твоя жизнь честна и порядочна. Вспомнить свои ошибки, покаяться в своих грехах. Детям читали жития святых, знакомили с описанием их духовных подвигов.
Регулярное чтение житийной литературы в кругу семьи позволяло формировать в детях добродетели с первых дней сознательной жизни.
Именно поэтому, я думаю, православные отличались лучшими человеческими качествами.
Таковы были традиции наших предков. Самое время вспомнить их, снова сделать частью нашей жизни. В том, что отказ от знакомства с образами святых как фактора воспитания, стал одной из причин существующее безнравственности общества, я убеждена. Это упущение необходимо восполнять.
Проведённые исследования литературы позволяют сделать вывод о большом воспитывающем потенциале житийной литературы. Педагогам необходимо научиться его использовать с помощью разных форм.
Не могу не согласиться с Д.В. Новиковым, который утверждает: «Житийная литература может быть использована как основное или вспомогательное средство по нравственному становлению личности, формированию таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, терпение, трудолюбие, нестяжание (бескорыстность), любовь к ближним и Родине» [6].
По результатам проведённого исследования можно сказать следующие:
1. Несомненно, что житийная литература имеет огромный воспитывающий потенциал и является средством духовно-нравственного воспитания.
2. Эффективность использования житийной литературы подтверждена практическим опытом и историческим опытом прошлых поколений.
3. Педагог имеет возможность использовать житийную литературу в процессе воспитания в различных формах, в том числе игровых, что позволяет учитывать возрастные особенности воспитанников.
И важно то, что использование этих источников в работе поможет и самому педагогу в стремлении к духовности и нравственному росту.
Использованные источники:
1. Выготский Л.С. Воспитание чувств « Педагогическая психология». - М., 1991.-С. 138-144.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М. «Просвещение», 2009.- стр. 11.
3. Ерёмин И.П., Скрипиль М.О. «Житийная литература [в переводах XI — начала XIII века] // История русской литературы: В 10 т.» АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
Т. I. Литература XI — начала XIII века. — 1941. — С. 87—113.
4. Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Месяц май. Оптина пустынь,1992.
5. Маслов С.И. «Дидактические основы реализации эмоционально - ценностного компонента в начальном образовании»
6. Новиков Д.В. «Ценностный аспект образа святого в житийной литературе» «Гуманитарные науки. Педагогика и психология», Вестник ТГУ, выпуск 4 (108), 2012- стр. 144 – 148.
Электронные источники:
9. http://shkola-letovo.my1.ru/