Охременко Любовь Владимировна,
учитель математики НОЧУ «Православная гимназия
имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»,
г. Новый Уренгой
Богат и удивителен Божий мир! Но в то же время в этом большом разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Господом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Разумная и определённая цель дана всему. Все в мире рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение. Лишь человек живет везде на земле и имеет власть над всем. Господь дал ему разум и бессмертную душу. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, чтобы человек был лучше и добрее и наследовал жизнь вечную.
Проанализировав сейчас проблемы и конфликты молодёжи, прихожу к выводу, что причинами незащищенности от разрушительных воздействий окружающего мира на сознание и совесть подрастающего поколения и их родителей является отступление от заповедей Божиих.
Ни одна из религиозных доктрин не содержит такого возвышенного учения о человеческом теле и душе как православие, которое есть религия Бога, ставшего человеком, Господь воспринял на Себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, от которого Он пришел людей избавить. Апостол Павел учит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6. 19). Этот храм, чудесный и совершенный сам по себе, пал, был уничтожен грехом и требует очищении для того, чтобы замысел Божий о Его творении был явлен во всей его полноте. Никто даже не подумает утверждать, что хирург, когда удаляет злокачественную опухоль, будет руководствоваться при этом чувством ненависти к человеческому телу. Христианская аскетика есть искусство, при помощи которого душа перестает быть порабощенной телом, и тело человека приобщает к своему бессмертию.
Господь дал нам две основные заповеди. Первая: любовь к Богу, и с ней неразрывно связана другая заповедь: любовь к ближнему, как к самому себе. Это наиважнейшие заповеди Божии. «Если мы отвергаемся себя, то, кого мы тогда встретим?», – спрашивает св. Феофан Затворник; он же дает и ответ: «Тогда мы встретим Бога и ближнего», это и будет покорение своей воли Господу.
И если молодежь будет понимать, что Господь дал жизнь человеку и заповедал ему любить Бога всем сердцем, душой и разумом, а ближнего как самого себя, то молодые люди понимали бы, что каждый человек – это творение Божие и навредить ему это грех. Убить человека или самого себя есть смертный грех. Истинно православные христиане даже подумать не могли бы о суицидах и убийствах ближнего, об абортах.
Святой равноапостольный великий князь Владимир тысячу с лишним лет назад повелел послам пойти в разные страны, чтобы они разузнали, где какая вера. И выбрал для нас, милостью Божией, веру Православную. И наш народ тысячу лет прославляет святого князя Владимира за это величайшее благодеяние.
Поэтому враг рода человеческого больше всего нападал и нападает на наш православный народ. В том числе и с помощью всевозможных сект и лжеучений. Поэтому нашей стране, нашему народу, православным христианам бывает трудно. Мы особенно ненавистны невидимому врагу и тем, кто ему служит.
Молодежь должна знать свою историю, знать о том, откуда к нам пришли сигареты, водка, наркотики. Сейчас нам навязывают мнение, что пьянство – исконная черта русского народа, но это неверно. Раньше употреблять спиртное было грехом и великим позором. На Руси никакого пьянства не было, ибо в книге «Домострой» было сказано: «…пьяница царства Божия не наследует».
Православные христиане должны стяжать дух мира, то есть научиться любить ближних, дарить им радость, взаимопонимание. Поэтому цель христианского брака состоит во взаимопомощи, в правильной христианской жизни достичь спасения. Брак – это единый союз, в котором он и она становятся единым целым и получают полноту счастья, заботясь друг о друге. Брак – это ответственность друг перед другом, перед Богом. Сейчас запад предлагает нам какие-то совместные сожительства, гражданские браки, мол, без Бога – широка дорога, без брака легко жить и расходиться, однополые браки, то есть моральное разложение общества, которое приведёт к деградации людей, личности. Господь заповедал, что целомудрие нужно беречь, не расплескивать чашу любви. А сейчас молодые люди становятся опустошёнными до брака. Подмена семьи, совместное сожительство отражается на детях. «Воспитание детей – это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко, необходимо сказать так, чтобы слово и пример родителей для ребенка значили гораздо больше, чем то, что он слышит и видит вокруг» – это слова священника Петра Гурьянова.
Семья без высоких идеалов не в состоянии быть единой. Честь семьи укрепляется нравственным авторитетом отца – главы семьи. Честь семьи сохраняется в нравственно-жертвенной заботе матери – хранительнице тепла домашнего очага. «Мать заменить никто не может. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце», – передал нам свои наблюдения святой преподобный Амвросий Оптинский. Фундаментом чести семьи является супружеская верность. Рассмотрим настоящие и искаженные свойства женственности и мужественности
СВОЙСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ |
|
НАСТОЯЩИЕ |
ИСКАЖЕННЫЕ |
Нежность Целомудрие Благоразумие Чуткость Вдохновение Внимательность Трудолюбие Сострадание Отзывчивость Обаятельность |
Агрессивность Сексуальность Ворчливость Громогласность Осуждение Раздражительность Леность Злорадство Коварство Неопрятность |
СВОЙСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ |
|
НАСТОЯЩИЕ |
ИСКАЖЕННЫЕ |
Самостоятельность Ответственность Целомудрие Благородство Заботливость Хозяйственность Авторитетность Решительность Выдержанность Почтительность |
Беспринципность Азартность Пошлость Сквернословие Озлобленность Нерадивость Позерство Грубость Истеричность Хамство |
Искаженные качества мужественности и женственности приводят сейчас к сплошным изменам и распаду семей.
Молодежи нужно меняться, надо уходить от разврата, распущенности, необходимо вставать на путь Божий. Вот Господь и дал нам непобедимую защиту – святую Православную веру. Христос Спаситель всегда нам помогал в истории и сейчас помогает. Матерь Божия от лет древних покрывает Своим Покровом, особенно Россию. Наша страна издавна именуется Домом Пресвятой Богородицы. Ее называли еще Святой Русью. Святость – идеал нашего народа, наивысочайший из тех, что могут быть у людей на земле. Уж сколько великих, умнейших людей – писателей, ученых, врачей, полководцев – с благоговением внимали знанию православия и жили по нему. Князь Александр Невский конфронтировал врагу свою веру в Бога и в Его всемогущую помощь. «Не в силе Бог, а в правде» – с этими словами повел князь Александр своих воинов на невскую битву. И не была опозорена его вера. Была решительная невская битва, шведы были разгромлены, русское войско победило, причем помощь Божия была явлена и видимым образом: на противоположном берегу реки, где совсем не было русских воинов, внезапно шведы запаниковали, сами стали уничтожать друг друга. Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного народа. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых среди русских князей-воинов. Наследником этих идеалов, глубоко их осознавшим и воплотившим в жизнь, был великий русский полководец, генералиссимус А. В. Суворов, который говорил: «Мы – русские, мы обречены на победу! С нами Бог!»
И у нас больше всего святых – людей, которые жили, поставив Бога и спасение души на первое место, которые не пожалели даже своей жизни ради верности Христу, как великое множество новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру и Церковь на нашей земле совсем недавно, в советское время.
Сейчас молодежи навязывают, что в грехах – счастье, смысл жизни, но это наглая дьявольская ложь. Человеку счастье дает чистая жизнь, потому что грех убивает любовь. Счастье дает человеку чистая совесть, а совесть нашу очищает Господь в ответ на наше покаяние. Главное зло в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем. Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься – закури. Плохое настроение – выпей. Выполняй все свои желания, даже блудные, низкие; не смотри – добро или зло несет это тебе и людям. Живи как можно легче!». Живешь вот так, легко, а тебе становится все тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь – то, чего вовсе не хотел.
А у Бога – наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». И становится все легче и легче.
Господь Иисус Христос сказал нам: «Приидите ко Мне вcи труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28-29)». У Бога – бремя, но оно легкое. А в миру, у дьявола все вроде бы легко, но эта его «легкость» – тяжкая. Слез то сколько в мире!
Когда люди осознают, что со своими скорбями сами справиться не могут, то приходят в церковь. Поначалу бывает нелегко, непривычно. А потом удивляемся: как могли без этого жить? Находясь на литургии, ощущаем благодать, и праздники становятся радостные, с живым смыслом. Польза то какая и мир в душе. И мысли простые, разумные в голове. И нет с Богом никакой беспомощности в любых затруднениях. А уж когда Господь поможет – такая радость, такая благодарность.
«Нас увлекает Запад, — писал святитель Феофан Затворник, — но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить».
Сейчас, чтобы молодое поколение вставало на путь Божий, в нашей стране открываются Православные гимназии, воскресные школы для детей и взрослых, где люди могут в ненавязчивой форме познавать слово Божие.
Мой маленький опыт в воскресной школе показывает, как важно нести Слово Божие детям. Дети, как губки, стараются впитать в себя все услышанное.
Главная задача воскресных школ посеять зерно добра в душе детей, которое в дальнейшем станет ориентиром, путеводной звездой в праведной, благочестивой жизни человека. Здесь мы учим детей как любить Бога, уважать друг друга, уметь радоваться удачам ближнего, сопереживать в горе, разъясняем им, что обязательно нужно прощать любые обиды, делиться последним.
В воскресной школе детям преподаем Ветхий завет, Новый завет, храмоведение, историю русской православной церкви. Детская душа особо сильно откликается на церковное пение, им в песнях легче понимать молитвы и духовные канты. В воскресной школе детям разъясняется важность молитвы, потому что молитва соединяет человека с Богом, помогая терпеть жизненные испытания. Готовясь к концертам, спектаклям, утренникам, посвященным церковным праздникам, ребята через театрализацию глубже узнают о Христе, о святых, и тем самым сами становятся проповедниками православной веры.
Детям очень нравиться познавать житие святых, их подвиги. Особое место имеет житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их житие является примером непоколебимой веры в Бога. Дети восхищаются мужеством и твердостью в вере своих сверстниц. Они своей мученической смертью показали, что если есть вера, то всегда будет надежда на спасение, и любовь всегда будет пребывать с нами, ибо Бог есть любовь.
Благодаря учению в воскресных школах дети приобщаются к молитве, Богослужению и хочется верить, что впоследствии они станут активными участниками церковной жизни православных христиан, и своим примером покажут, что духовные ценности превыше материальных. Воскресная школа – это первая ступенька на пути к правильному пониманию православной веры молодежью. Православные ценности – это основа формирования здорового образа жизни молодежи.
Церковь как евхаристическая община удовлетворяет жажду современного человека, жажду неподдельного общения и единения. Как уже было сказано, в ней открывается и даруется великая тайна неподдельной веры, истинной надежды, самоотверженной чистой любви, как высшая тайна жизни. Весь смысл нашего жития и делания должен быть заключен в воспитании такой неподдельной веры, истинной надежды, самоотверженной любви; они не приходит сами собой, они приобретаются непрестанным трудом – личным и соборным, постом, молитвой. Вот призвание, достойное человека. Оно показывает человеческому бытию вечные и бесконечные горизонты, оно было и остается призывом к людям, особенно молодым, еще открытым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совершенно. Православие опирается на целостное и вечное, оно зовет к совершенному и бесконечному, в этом заключено его всечеловеческое спасительное значение и единственный свет надежды на будущее мира и человека.
В заключение хочется привести слова монаха Симеона Афонского: «Все находится в Божьих руках, вне Христа – все фальшиво и ложно. Можно жить без него кое-как, но спастись без Христа – НЕВОЗМОЖНО».
Список литературы
Булгаков Николай. Ещё успеем? 33 «причины» не ходить в храм. – М.: Даниловский благовестник, 2012. – 88 с.
Закон Божий / Сост. прот. Серафим Слободской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 648 с.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания.