Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » "Значение Великой Победы как м...

"Значение Великой Победы как мощного фактора формирования любви к Родине у подрастающего поколения"


Ковалёва Наталья Петровна, муниципальное образование г.Ноябрьск, МБОУ СОШ №14

 

Значение Великой Победы как мощного фактора формирования любви к Родине у подрастающего поколения

 

Убеждения и моральные ценности ребёнка формируются под воздействием того, что он видит и слышит. Людям не хватает  нравственных ориентиров, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

            Классный руководитель сегодня - посредник между обществом и ребёнком в усвоении основ общечеловеческой культуры. Поэтому тематика классных часов должна быть направлена на воспитание у наших детей любви к своему Отечеству, уважения к его защитникам, бережного отношения ко всему живому, на формирование умения различать в окружающем мире хорошее и плохое, на воспитание отзывчивости, милосердия, тонкости чувств, умения управлять своим внутренним миром и понимать других людей.

            Любой детский коллектив держится традициями. Многие мероприятия (например, посвящённые красным датам календаря) становятся традиционными. Значит и создавать их надо вместе, всем коллективом. Ведь при подготовке подобных классных часов происходит совместное творчество и обоюдный обмен мнениями. Для ребёнка участие в общественной жизни класса вне школьных уроков  имеет огромное значение. Для некоторых - это основной мотив прихода в школу.           

            Вот и в нашем классном коллективе сложились свои традиции, одна из которых подготовка и проведение классного часа, посвящённого Дню Победы. В течение всего учебного года ведется подготовка: собирается материал о предках, участниках Великой Отечественной войны. Ребята, можно сказать, ведут поисковую работу: расспрашивают бабушек и дедушек, родителей и родственников. Материал систематизируется и оформляется, снимаются копии уцелевших документов. Фотографии, письма, награды семейных героев - это свидетельства мужества и стойкости нашего народа. Дети учатся работать вместе,  командой, помогают друг другу, обмениваются полезным опытом. Вся эта работа способствует сплочению нашего классного коллектива. Знать историю своей страны, родного города, своей семьи - вот основная цель такой работы.

 

Классный час «Есть такое слово - "выстоять"

( к 75-летию со дня  Победы в Великой Отечественной войне)

Цели: 

1. Воспитание чувства гордости за подвиги  своих предков, чувства патриотизма.

2. Развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого.

3. Воспитание уважения к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны.

 

Оборудование: 1. Фотографии  прадедов Бессмертный полк;

                            2.  Выставка книг;

                            3. Документы из семейных архивов ребят класса, касающиеся темы

                                Великой Отечественной войны.

 

Ход беседы

 -   Здравствуйте учителя, родители, ребята.

-  О теме нашего сегодняшнего  разговора вы догадаетесь, разгадав ребус

 

 

- Да, ребята вы правильно догадались, мы будем говорить о Великой победе нашего народа.

- Какую годовщину мы будем отмечать в этом году?

                                                                          (75-летие)

-  Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской  Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается наш разговор.

Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили жизни и крова более 28 миллионов человек.

1 ученик:

                        Они накинулись, неистовы,

                        Могильным холодом грозя,

                        Но есть такое слово "выстоять",

                        Когда и выстоять нельзя.

                        И есть душа - она всё вытерпит,

                        И есть земля - она одна,

                        Большая, добрая, сердитая,

                        Как кровь, тепла и солона...

-  В память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину…О тех, кто умер от мучений и пыток в фашистских лагерях смерти, кто сгорел в газовых камерах и взорвался на снарядах… Кто бросался под танки и своим телом защищал от обстрела детей и стариков… В память о них сегодня на уроке горит свеча


2 ученик:

                        Пускай огонь свечи, как символ веры,
                        Горит о тех, кто предан был без меры,
                        Кто голову сложил за мир земной…
                        Горит свеча за вечный их покой…

 

- Наше Отчество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом. Как одним словом можно объяснить, что сделали солдаты и офицеры Советской Армии?

                                                                                             (подвиг)

- Как вы понимаете смысл слова "подвиг"?

                                                                                              (рассуждения ребят...)

 

 - Да, ребята, вы совершенно правы. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч... А бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда все понимаются на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

 

- И так было не однажды. за всю свою историю Россия ни разу не вела завоевательных войн. Мы только защищали Отечество от иноземных захватчиков: печенеги и половцы, Чингисхан, Батый и шведские рыцари, Крымские ханства и польско-литовские рыцари, Османская империя, Наполеон, фашистская Германия.

 

- Почти вся Западная Европа лежала под пятой немецко-фашистских захватчиков, Когда Германия мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

 

- Как вы думаете, почему Великая Отечественная война 1941-1945 гг. названа Отечественной?

                                                                       (Ответы учащихся…..)

-  Вспомним, как наш народ шел к этой Победе

Когда началась Великая Отечественная война?  

                                                                      (На рассвете 22 июня 1941 года)

-  В памяти народа навечно остались:

3 ученик:

            29 трагических дней - столько дней мужественно сражались защитники Брестской

            крепости и не покорились врагу;

4 ученик:

            103  дня  великой битвы под Москвой;

5 ученик:

            900 дней  блокады Ленинграда, давшего миру непревзойдённые образцы стойкости

            человеческого духа;

6 ученик:

            250 дней героической обороны Севастополя;

7 ученик:

            201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

 

(Звучит 7-я симфония Д.Шостаковича, на фоне которой ученик читает стихотворение)

 

8 ученик:                  Разве для смерти рождаются дети,

                                                                                   Родина?

                        Разве хотела ты нашей смерти,

                                                                                  Родина?

                        Пламя ударило в небо - ты помнишь,

                                                                                          Родина?

                        Тихо сказала: "Вставайте на помощь..."

                                                                                             Родина.

                        Мы от свинцовых розг

                        Падали в снег с разбега,

                        Но поднимались в рост

                        Звонкие, как победа!

                        Как продолжение дня,

                        Шли тяжело и мощно...

                        Можно убить меня,

                        Нас убить невозможно!

 

- Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать восемь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков.

 

9 ученик:       Вспомним их поимённо...

                        Горем вспомним своим!

                        Это нужно не мёртвым

                        Это нужно живым!

 

Живая газета

( Учителя и учащиеся поочерёдно называют имена героев своей семьи, показывают их портреты  и кратко сообщают об их подвиге)

Чекмарев Михаил Леонтьевич 

 

 

 

Ковалева Наталия Петровна:

            Это выписка из приказа о награждении медалью "За отвагу" моего деда Чекмарёва Михаила Леонтьевича   1904 года рождения. Он был призван в Советскую Армию в июле 1941 года, был красноармейцем 905 горно-артиллерийского полка. Командир пишет в приказе, что телефонист 3 батареи красноармеец Чекмарёв Михаил Леонтьевич под артиллерийским огнём противника проложил линию связи и установил два порыва кабеля. В боях в районе Никеля навёл связь с дивизионом, что дало возможность правильно систематизировать артиллерийский огонь для поддержки пехоты. Это произошло 8 ноября 1944 года, а через месяц 26 декабря он погиб в бою. Похоронен в городе Грязовец Вологодской области.

 

Назаров Александр:         

Капитан Пономарёв Зиновий Михайлович – это мой прадед. На этой фотографии ему ещё нет сорока лет. Он сидит в больничном халате, плечо и рука перевязаны – это боевое ранение. 1942 год… До Победы ещё долгие три года. И каждый из этих мог стать последним. Моему прадеду повезло, в 1945 году он вернулся домой с Победой. К сожалению, я не застал деда живым, но искренне горжусь им. Каждый год 9 Мая мы с мамой несём его портрет в Бессмертном полку. Мама говорит, что он очень любил этот праздник. Всегда надевал свой китель с начищенными орденами и медалями и, наверное,  вспоминал своих товарищей.  Тех, кто сидят рядом с ним на этой маленькой фотографии, такие молодые, ещё живые…

 

Малых Анастасия:

             Мой прадед Афанасий Прокопьевич Малых родился 15 февраля 1919 года в свердловской области село Мостовское. До войны он работал машинистом паровоза.

            В сентябре 1941 года был призван районным военкоматом Свердловска в ряды Советской Армии. Воевал на Сталинградском фронте в пехотной дивизии. В сентябре 1942 года в боях за Советскую Родину получил тяжёлое сквозное ранение. Проходил лечение в казанском военном госпитале. После выписки из госпиталя вернулся домой, так как был комиссован.

            16 июня 1976 года Указом президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За отвагу».

 

Чафонов Егор:

            Уроженец селения Гизель Фёдор Александрович Каргаев был бойцом-подрывником и разведчиком в партизанском отряде имени М.И.Калинина с сентября 1943 года. Им были подорваны 94 рельса. Участвовал в организации крушения 5 воинских эшелонов врага. Один воинский эшелон мой прадед заминировал и уничтожил сам. За храбрость и мужество в боях с фашистскими оккупантами командиром отряда был представлен к правительственной награде – медаль «За боевые заслуги».

 

 

Ахматшина Кристина:

            В годы Великой Отечественной войны мой прадедушка, Залевский Прокопий Степанович, был кондуктором. Он сопровождал эшелоны, которые перевозили снаряды для фронта. Было очень опасно, потому что эти поезда часто попадали под бомбёжки. Да и чтобы просто перевозить  снаряды, надо было обладать мужеством, потому что оасность взрыва могла возникнуть каждую минуту. Каждая семья имеет свою историю, её нужно знать, чтобы укреплять связь поколений, и чтобы война никогда не пришла на нашу землю.

 

 

 

-  В память о погибших в годы Великой Отечественной войны Назарова Галина Юрьевна исполнит песню «Темная ночь», а мы все подпоем.

 

-  Есть в Москве у Кремлевской стены могила, возле которой всегда много людей.

Никогда не гаснет на ней огонь. Всегда здесь лежат свежие цветы. Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают, что он храбро сражался, и помнят, за что погиб этот Неизвестный Солдат. А убили его враги в одном из боев за нас, за наше мирное небо. Вот и горит теперь днем и ночью Вечный огонь над этой могилой. И стоят вокруг люди, сняв шапки”.

10 ученик:

                        Мы здесь с тобой не потому что дата,

                        Как злой осколок, память жжет в груди.

                        К могиле неизвестного солдата

                        Ты в праздники и в будни приходи.

                        Он защитил тебя на поле боя,

                        Упал, ни шагу не ступив назад.

                        И Имя есть у этого героя –

                        Великой Армии простой солдат!

 

Минута молчания,  цветы.

 

- 9 мая мы будем отмечать 75-летие Великой Победы над фашизмом. Нашему поколению выпала честь равняться на ратные и трудовые подвиги военного поколения.

 

- Как вы понимаете свою обязанность перед поколением военного времени ?

                                                                                           (ответы ребят)

-  Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Но память не знает старости, она поможет сохранить в каждом из нас воспоминания о войне, для того, чтобы эти ужасные события никогда не повторились.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт