Фамилия, имя, отчество (полностью) Сафронова Людмила Петровна
Название места работы/учёбы МБДОУ «Детский сад №7 «Крылышки»
Наименование муниципального образования г. Салехард
Наименование населённого пункта г. Салехард
Аннотация
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного, христианского воспитания детей дошкольного возраста в казачьих семьях.
«Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа»
Академик Г.Н.Волков
В наш современный век общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. В современном обществе в погоне за благополучием, самыми современными технологиями отмечается нарастанием жестокого отношения и равнодушия к окружающим. И чтобы предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, необходимо направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками традиции, которые опираются на веру в Бога, как фундамент духовного развития молодого поколения.
Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка является семья. Ни одно общество не может существовать без семьи. Это его основа, социальный фундамент, в котором рождаются и воспитываются новые члены этого общества. Так и у казаков основы будущей личности закладываются в семье. В казачьих обществах господствует культ семьи.
Огромную помощь в воспитании подрастающего поколения может особенно оказать опыт, бережно сохраненный и донесенный до нас православным казачеством. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена неоспорима. Общепризнано, что казаки не имеют национальности. Их главным призванием всегда было хранение и защита духовно-нравственных ценностей. Основными приоритетами казаков являлись вера в Бога и любовь к Отечеству.
Жизнь казаков построена согласно христианским заповедям, воспитание детей осуществляется в духе православной веры. Православная вера выступает стержнем казачества, его духовно-нравственной основой.
Казак не может себя считать казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Каждый казак должен знать 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай своих обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожим девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов своё Отечество. Ходи в церковь, соблюдай посты. Молись единому Богу Иисусу Христу. Чрезвычайно строго в казачье среде, наряду с заповедями Господними, соблюдаются традиции, обычаи, поверья, которые являются жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждается всеми жителями хутора или станицы, поселка. В семье казаков воспитание несет в себе духовно-нравственные аспекты.
В православном воспитании детей большое значение имеет крещение, с которого начинается духовная жизнь каждого ребёнка и церковные праздники. Базовая ценность казачества – это семья, дети.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество и православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети.
Авторитет отца с матерью не просто непререкаем, и настолько почитаем, что без благословения родителей не начинают никакую работу, не принимают решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, обязательно не решаются вопросы создания семьи: родители, принимают самое непосредственное участие в ее создании.
В казачьих семьях также большую роль играет женщина. Она ведет домашнее хозяйство, заботится о стариках, воспитывает младшее поколение.
Уважение к старшим прививается с ранних лет: о них заботятся, проявляют поддержку, оказывали помощь. Слова старшего являются для младших обязательными, всегда спрашивают у них совета. И во всех делах и спорах – слово старшего считается решающим, и требует немедленного исполнения.
Казаки любят детей и рады мальчику, и девочке. Но мальчику рады больше, так как это будущий защитник, продолжатель рода. С раннего возраста детям прививают такие качества как трудолюбие, честное несение воинской службы, порядочность.
У каждого новорожденного казака или казачки, кроме кровного отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Родители заранее заботились о выборе крёстных. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. С 8 лет именно он в первую очередь формировал дух казака. Немаловажным фактором должно было быто то, что и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).
На крёстного ложилась основная нагрузка в обучении и воспитании казачонка - он делал из казака воина. Главная крёстной матери состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.
До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основе его лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую казачью среду: шашка отцовская (или дедовская) на стене в курене, нагайка у двери и в руках казака, лампасы, папахи, фуражки на близких людях, кресты и медали деда, отца, дядьки или крёстного. И, конечно, кони везде: у себя на базу (во дворе дома), на улице, у соседей, в степи за станицей. И, естественно, вопросы: что это и зачем и ответы на них старших: лампас – это символ казака, шашка – это казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных походах. Долг, честь, достоинство и гордость воспитывались в казаках с раннего детства.
В 3 года мальчика сажали на коней; в 5 тел они играли в войну, сражаясь на саблях, стреляя из лука; в 7 лет – приобщались к посильной домашней работе (ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, пасти свиней, гусей, овец и рогатый скот, кормить птицу, ездить верхом в посевную и уборочную страду в поле); в 10 лет подросток мог запрячь лошадь, выполоть сорняки с поля, пасти скот, коней в ночном, ему разрешалось посещать казачий Круг, чтобы принимать традиции старшего поколения, привыкать к жизни с общими заботами; в 12 лет они должны были хорошо ориентироваться на местности и оказывать посильную медицинскую помощь, джигитовать не хуже взрослого; с 14 лет на них возлагался полный уход за жеребенком, который рос вместе с ним; в 19 лет казак был готов стоять в строю. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Цени они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства казаков. «Быть честным – значит держать данное слово» - внушали старшие казачатам, Быть порядочным – это значит не нарушать общественных этических норм; соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, перед любым «благодающим», не подлаживаться к чужому мнению.
Отцы и деды обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, учили стойкости и выносливости. Особой традицией была езда на лошадях. Казаки очень любили и уважали лошадей, поэтому с малых лет приучали казачат обращаться с ними, кормить, запрягать и конечно ездить. Порой казачонок «пешком кобыле под брюхом проходил», а сидел в седле не хуже бывалого казака. Особым испытанием для подростков было управление степным, полудиким конём. На воспитание мальчиков в казачьей семье оказывала большое влияние казачья военная организация. Маленького казачонка сажали на растеленный на лошади платок. Если ребёнок хватался за гриву, считали, что выйдет живым из боя; если заплачет, свалится – быть убитому. После того, как коня обводили вокруг церкви, отец брал казачонка на руки, а крестный надевал на них обоих портупею с шашкой, и все отправлялись к родному куреню. У его ворот крестный говорил женщинам: «Казака примайте».
Все воспитание будущих казаков строилось на обычаях многовековой давности. Маленьких казачат стригли первый раз, когда ребёнку исполнялся 1 год: крестная срезала первые пряди волос мальчика, которые потом всю жизнь хранились за иконой. Второй раз стригли казачонка, когда ему исполнялось 7 лет. Бритоголовым он впервые шел в баню вместе с мужчинами, а потом к исповеди. Дома он в последний раз ел детские сладости. После этого мальчик со своей постелью переходил на мужскую половину дома, в комнату старших братьев. Те осматривали его одеяло и подушку и, если они оказывались слишком мягкими и теплыми, выбрасывали их. «Ты теперь не дитё, а полказака – учись служить» - говорили они казачонку.
С 17 лет казак – малолетка. Со всех станиц казаки – малолетки собирались в одно место на смотр атаману. Устраивался лагерь, где они демонстрировали своё умение метко стрелять в цель на всем скаку, переплывать реку вместе с конём, амуницией и пиками, показывали сложные трюки (разослав на земле бурку и бросив на неё монету, хватали ее на всем скаку), устраивали бои плетьми.
Стрельба в цель была любимым занятием. Некоторые казаки могли пулей на значительном расстоянии выбивать монету из рук, зажатую между пальцами, не задев её. Все эти игры подготавливали казака к его будущей нелегкой жизни. Воспитывались такие качества как отвага, смелое сердце, крепкие руки и сильные ноги. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В тяготах, лишениях и сознании долга перед Родиной росли и взрослели казаки, несли свою казачью службу, гордились своим казачьим именем и почитали старших.
В девочках развивались такие качества как женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось, что самое главное в жизни – это спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Для отца девочки варила кашу, которую солили, перчили, горчили и давали съесть отцу, чтобы его дочери меньше досталось горького в жизни. И если он желал этого своей дочери, то он должен был съесть до единой ложки. Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ей ленточки «на первый бантик», гребёнку «на косочку», платочек в церковь ходить. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С раннего детства начинали работать девочки: с 3-5 лет нянчили младших братьев и сестёр, собирали лечебные травы, цветы. Девочки помогали по дому и огороду. Мамы и бабушки обучали девочек с пяти лет любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства, вышивать рушники, салфетки, вязать чулки, носки, прясть, ткать, шить, кроить одежду, стегать одеяла. Из поколения в поколение передавались казачке от матери и бабушки кулинарные секреты каждой семьи.
Детство у казаков называют счастливой порой человеческой жизни. Атмосфера добра в казачьей семье вокруг ребёнка была обязательной. Когда рождался мальчик, все родственники и знакомые приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук и даже ружье. Все присутствующие наблюдали за реакцией малыша: если начнет играть с предметом – будет добрый казак, ну а если расплачется – тут есть над чем задуматься. В дальнейшем мальчика старались окружать теми вещами, которые являлись непременным атрибутом казачьей жизни. И вообще подобные испытания проводились на протяжении всего времени обучения и воспитания казачонка. У казаков так было принято: сначала мальчика-казака ставили в определённые условия, и потом смотрели на его реакцию, выявляя недостатки и достоинства. А затем уже начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.
Первые шаги в обучении и воспитании ребёнка делались в семье.
Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать несли его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы сын вырос доблестный и храбрый казак. Но атмосфера добра вовсе не означала потакания и изнеженности. Ровные и добрые отношения матери, отца, и всех родных к ребёнку не противоречили требовательности и строгости. В казачьих семьях старались не бить ребёнка, но наказывали иногда: ставили в угол на соль или на горох. Казак должен быть смелым и храбрым воином, а физическое наказание могло воспитать труса. Мать никогда не бранила сына непотребными словами, так как считалось, что дитя может превратиться в нечистую силу и исчезнуть.
Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее народа. И от их воспитания зависит и жизнь родителей в старости. В казачьей культуре упор делали на качества характера в первую очередь и на почитание старших. Процесс воспитания, это, в первую очередь, пример родителей и других «значимых взрослых». В казачьих семьях традиции от старшего поколения младшему передавались сами собой, без всякого нажима и давления со стороны взрослых.
Казачьи традиции – это традиции древней Руси, общеславянские традиции. Они необходимы не только казакам, но и всему российскому обществу. Народные обычаи отмечают важные этапы в жизни ребёнка: рождение, первые шаги, взросление. Они помогают ребёнку адаптироваться к своему новому состоянию, легче войти в новый этап своей жизни.
Таким образом, семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении детей к народной культуре, начальным этапом на пути в самостоятельную жизнь и отражала этическую направленность в воспитании подрастающего поколения.
Литература: